В своей работе авторы рассматривают проблему сформированности учебно-мотивационных компетенций педагога в условиях реализации основных общеобразовательных программ и стандартов нового поколения.
Ключевые слова : школа, компетентность, образование.
Педагогическая деятельность — особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [7]. Реальные результаты творчества педагога можно познать только в деятельности. Только так в педагогике трактуется понимание понятие педагогической деятельности. Это высочайший уровень педагогического новаторства, творчества и проявления любви к детям. Все проявляется в том, что педагог никогда не должен стоять на месте в с воем совершенстве, постоянно достигая новых высот и четких результатов. Суть мастерства, заключается в самой специфике педагогической деятельности, особенностью которой являются определенные требования к понятию «личность» учителя, что обеспечивает наивысшую организацию педагогической активности с целью реализации задач педагогического процесса.
Специфика любой деятельности, исключением не является и педагогическая, которая в свою очередь включает основные компоненты деятельности: цель, средства, объект, субъект, достигнутый результат, отличающиеся своей спецификой [4]. Главная специфика заключается в целях педагогической деятельности. Цели учительской активности определяет общество, учитель сам не свободен выбирать конечный результат своих трудов, вся его работа, с одной стороны, проста — это развитие личности, развитой и способной адаптироваться во всех сферах человеческой жизни и деятельности. Социальная преемственность поколений и главная вытекающая задача, включать молодежь в современную сеть социальных связей познание общественного опыта. Конечно, отдельные задачи, связанные с целью, учитель выдвигает сам, конкретизируя их с педагогическими условиями. Исходя из вышесказанного, понимаем, что целью и одновременно смыслом педагогической деятельности всегда выступает социальная, конкретная задача в её конечном результате. Есть определенный стандарт, как писал А. С. Макаренко, в понимании того, кого мы должны воспитать [6], и абсолютно нестандартна в области задач конкретных педагогических действий. Все это требует от педагога только творческих способов решения педагогических задач, возникающих в процессе взаимодействия учителя и ученика. Управлять поступками, деятельностью другого человека (воспитать и обучать) очень сложно, и причина тому это и есть цель учителя, которая основана на объективном образе воспитанника. Многое скрывается в банальном требовании «знать, уметь и делать». Хотя, с другой стороны, дети часто не задумываются о будущей жизни, надеясь на то, что есть сейчас. Амонашвили Ш. А. сформулировал называние этого противоречия как «основой трагедии воспитания» [1]. Учитель современности, отчасти строитель будущего, а это сложная задача. Понимая это, мастера педагогического искусства всегда выстраивают логичность своей педагогической деятельности, делая основной аспект с опорой на потребность детей. Логично, что современные образовательные стандарты стремятся приблизить свою программу деятельности к желаниям самого ребенка [3]. Учитель для успешного выполнения своей деятельности должен обладать личностным восприятием социальных общественно значимых задач, когда основная цель общества неразрывна с педагогической позицией учителя, от творческого понятия цели и задачи конкретного действия. Всем известно, что объект труда учителя — человек, «тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности — ум, чувства, воля, убежденность, самосознание», с точки зрения В. А. Сухомлинского [5]. Согласно его учению, специфичность объекта педагогической деятельности включает в себя следующие компоненты:
- Человек — это активное существо, неповторимое, с характерными качествами индивидуальности, каждый из которых обладает собственным мнением, к отношениям вещей в этом мире.
- Педагог работает со сложным материалом, изменчивым, постоянно растущим целым элементом общей цепи объективных взаимодействий.
- Еще одной особенностью вышеупомянутого взаимодействия является тот неоспоримый факт непосредственного влияния ближайшего окружения, в числе которых не только родители и близкие, но и сверстники склонные к девиации, взрослые с антисоциальными наклонностями, что осложняет работу учителя, но не делает её бессмысленной.
Учительский труд представляет коррекцию всех взаимодействий, исключением не является всё что исходит от самого ученика. Современные педагогические стандарты, в основу педагогики сотрудничества, вкладывают перспективное направление демократизации взаимодействий в школе и стремятся сделать школьников более социально активными, видеть в ребенке соратника, а также личного участника педагогических отношений.
В процессе самосовершенствования педагог традиционно использует воспитательную работу и преподавание. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности [4]. Преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников [7]. Оба понятия очень похожи. Сходство говорит нам о единстве воспитания и обучения. «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» [8].
Ведущими способностями в педагогической деятельности лидирующее положение занимают способности к коммуникации. Учитель устанавливает педагогически обоснованные, целесообразные взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса, включая учеников, их родителей, коллег. Далее выделяют перцептивную способность, т. е. способность, которая позволяет понимать других субъектов педагогических воздействий без вербальных методов передачи информации. Еще одним элементом стоит выделить оптимистическое прогнозирование. Учитель, в процессе педагогической деятельности, опирается только на положительные стороны в становлении личности абсолютно каждого человека. Другой части качеств педагога стоит выделить креативность и творчество. Главным элементом педагогического мастерства становится педагогическая техника, оттачиваемая из урока в урок. Таким образом, профессиональная компетентность педагога, это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению его профессиональной деятельности.
Остановимся более подробно на основных умениях педагога, которые позволяют максимально использовать педагогический талант для достижения поставленных целей и задач. К таким умениям следует отнести умение педагогического общения, которое имеет свои особенности: во-первых, они связаны с осуществлением коммуникативных атак, т. е. привлечение внимания различными способами, среди которых сама речь, паузы в речи с активным внутренним общением, а также использованием наглядных пособий, и других интерактивных способов. Смешанные варианты, включающие в себя элементы всех трех предыдущих [2].
Для успеха в осуществлении педагогической деятельности важно, чтобы педагог владел хотя бы частью группы прикладных умений, в списке которых может оказаться пение, рисование, игры на музыкальных инструментах, танцы и многое другое.
Литература:
1. Амонашвили, Ш. А. В школу — с шести лет / Ш. А. Амонашвили. — Москва: Педагогика, 2016. — 176 с.
2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. — Москва: Академия, 2011. — 97 с.
3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101).
4. Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
5. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — М.: Политиздат, 2015. — 272 с.
6. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма: кн. 1-я / А. С. Макаренко. — М.: Прогресс, 2013. — 276 с.
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2017. — С. 3–5. — 944 с.
8. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т.8. Педагогические статьи 1860–1863. — М.: «Художественная литература», 2016. — С.301–324.