Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования
Авторы: Гусейнова Марина Фахраддиновна, Власова Наталья Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 07.10.2014
Статья просмотрена: 3020 раз
Библиографическое описание:
Гусейнова, М. Ф. Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования / М. Ф. Гусейнова, Н. В. Власова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 262-263. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6276/ (дата обращения: 21.12.2024).
Основные задачи концепции целевой программы развития образования — повышение его доступности, качества и эффективности. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [5]/
Целевая программа развития образования предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в педагогической деятельности.
Одним из направлений развития среднего профессионального образования является переход на компетентностный подход в обучении.
Компетентность требует постоянного обновления профессиональных знаний. Качество профессионально-педагогической компетентности педагогических работников определяет качество профессиональной компетентности выпускников.
Согласно словарю Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю., понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области» [1]
Коджаспирова Г. М. считает, что «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом» [5]. Однако Шишов С. Е. и Кальней В. А. чётко разделяют понятия компетенция и умение: «Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение» [8].
Предметом анализа многих отечественных психологов и педагогов является также понятие «профессиональная компетентность» В различных научных трактовках профессиональная компетентность рассматривается как совокупность профессиональных свойств; способность реализовывать на определенном уровне профессионально-должностные требования; иерархия знаний и умений; ряд специфических способностей, предполагающих профессиональное мастерство. Как отмечает Л. М. Митина, «сам термин еще окончательно не устоялся в отечественной психологии и в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста» [6].
Многие исследователи считают, что профессиональная компетентность преподавателя должна осуществляться через педагогическую деятельность и педагогическое общение,
Понятие компетентность начинается в разных источниках по-разному, но, тем не менее, все определения этого понятия можно объединить одним словом — ОБЛАДАНИЕ.
Для компетенции же нет единого толкования, и оно трактуется как СОВОКУПНОСТЬ ПОЛНОМОЧИЙ.
В философии — это диалектика категорий возможного и действительного:
- Компетенция — действительное.
- Компетентность — это возможное в педагогическом действии.
Содержание профессиональной компетентности педагога, преподавателя определяется квалификационной характеристикой, т. е. его теоретическим и практическим опытом.
Компетентности педагогическая и профессиональная тесно переплетаются друг с другом и существуют в единстве, поэтому для педагогических работников можно считать их единой профессионально-педагогической компетентностью, которая включает в себя высокий уровень теоретико-методологической, психолого-педагогической, методической и практической подготовки, а также средства решения педагогических задач и критерии становления профессионала [4]
Веденский В. Н. выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога:
- общий — ключевые и операциональные компетентности;
- частный — компетентности конкретной специальности;
- конкретный — компетентности отдельного педагога.
Также он выделает три подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеет свои особенности. Так, профессиограма, как набор требований к специалисту, удобна в применении, но целесообразна при описании только операциональных компетентностей. Система ключевых компетентностей, как многопараметрическая характеристика специалиста, не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров [3].
Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний преподавателя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).
Исходный показатель профессионально-педагогической компетентности — отношение к человеку, так как профессиональная деятельность педагогического работника — это работа в системе «человек — человек».
В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции, но и требования к профессионально-педагогической компетентности преподавателя и к уровню его профессионализма.
Обобщив, мнения многих ученых и исследователей, а также трактовки различных словарей в этой области, можно выделить основные компетенции, необходимые преподавателю в профессиональной деятельности:
- Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
- Управленческая компетенция, т. е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция, т. е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
- Креативная компетенция, т. е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Компетенция личностного самосовершенствования, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться качественного и физического совершенствования своей личности.
Критерием оценки педагогического мастерства может быть устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, её ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу [2].
Литература:
1 «Словарь русского языка» (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 — «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой).
2 Бурлакова И. И. Контроль качества профессиональной деятельности преподавателя // Среднее профессиональное образование. 2011. № 10. С.45–48.
3 Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. — 2003. — № 10. — С.51–55.
4 Волкова Л. А. Профессионально-педагогическая компетентность педагогических кадров — важнейший компонент качества образования в колледже. // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2011. № 10. С. 69–78.
5 Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 528 с
6 Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М.: Издат. центр «Академия», 2004.– 320 с.
7 Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/#ixzz3ER2FQJ1W
8 Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Пед. об-во России, 2000. — 320 с