Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля
Автор: Галеева Жанна Шарафутдиновна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 22.02.2016
Статья просмотрена: 6683 раза
Библиографическое описание:
Галеева, Ж. Ш. Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля / Ж. Ш. Галеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9865/ (дата обращения: 16.12.2024).
В педагогической науке и практике профессионального образования России сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования.
Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации будущих специалистов. «Компетентность» — это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности.
Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Компетентностный подход предполагает формирование профессиональных компетенций (практический опыт, знание, умение) и овладение способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, что составляет социальную компетентность. В связи с переходом на ФГОС СПО, которые предусматривают реализацию компетентностного подхода, меняются основные направления всех видов практик и, соответственно, цели работы руководителей практики:
На учебной практике — это формирование готовности к усвоению студентами общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта;
На практике по профилю специальности — развитие общих и профессиональных компетенций при изучении профессиональных модулей;
На преддипломной — дальнейшее развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности.
В филиале нашего техникума практическому обучению уделяется большое внимание, т. к. подавляющая часть выпускников (около 80 %) после окончания его идут работать в различные учреждения и учебные организации. В Кунашакском филиале разработано «Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», «Положение о проведении практических и лабораторных работ», методические рекомендации при прохождении различных видов практик, методические рекомендации по оформлению преддипломной практики. Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) по специальностям подготовки.
Целью практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности, и конечной цели — быть востребованным на рынке и конкурентоспособным. Содержание рабочих программ профессиональных модулей, включающих в себя разделы учебной практики и производственной практики, определяется федеральными требованиями к результатам подготовки по каждому из профессиональных модулей ОПОП СПО, составленными в соответствии с ФГОС, а также требованиями работодателей. Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов является учебная практика. Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в техникуме. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности. Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Учебная практика студентов призвана обеспечить качественную подготовку будущего мастера профессионального обучения к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций в реальном производственном процессе, либо в преподавательской деятельности. В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к специальности. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения, применять неординарные решения, творчески подходить к различным ситуациям. А также, учатся устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса. Так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновать своё решение. Специфика формирования ключевых компетенций у студентов заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда студент сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач. Реализовать эти задачи мне помогает внедрение на уроке практического обучения элементов технологии критического мышления. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практический характер, сама становится предметом усвоения. При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту. Анализ Государственных требований и содержания учебной дисциплины позволяет выявить умения, овладение которыми возможно в ходе изучения учебного материала. На формирование профессиональных умений должны быть направлены и практические задания, которые выполняются как на практических занятиях, так и в качестве самостоятельных внеаудиторных работ. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения — аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.
Большое место в моей работе занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения — неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализ производственных ситуаций и решение ситуационных производственных позволяют формировать данные компетенции. Как правило, задачи могут быть сложные, так называемые комплексные. Поэтому необходимо научить студентов решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их.
Среди сложных задач можно выделить:
сквозные задачи, проходящие через весь курс.
комплексные, охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин (их решают в ходе специального практикума или учебной практики).
целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.
Среди активных методов обучению профессиональным умениям использую деловые игры. Деловые игры позволяют студентам продемонстрировать не только профессиональные знания и умения, но и свою эрудированность, коммуникативность, инициативность, т. е. черты необходимые организаторам производства. При организации деловой игры следует соблюдать определенные правила, условия для достижения эффективности. Имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров — еще один метод, позволяющий формировать умения, доведенные до автоматизма. Тренажер — очень современный способ обучения, позволяющий менять режимы работы программы. Этот метод незаменим в процессе подготовки специалиста. Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики — один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт. Все это позволяет сделать вывод о необходимости усиления практического обучения и поиска соответствующих форм организации учебного процесса, направленных на формирование комплексных (сложных) умений техника. Такими формами могут стать междисциплинарные практические занятия, которые проводятся в связи с изучением специальных дисциплин. На таких занятиях могут решаться различные типовые профессиональные задачи, для решения которых необходимы знания нескольких дисциплин. При разработке заданий для междисциплинарных практикумов следует исходить прежде всего из содержания профессиональной деятельности будущего специалиста, из анализа его трудовых функций. В настоящее время в ряде техникумов нашей страны ведется экспериментальное внедрение междисциплинарных занятий в учебный процесс.
Таким образом, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволяют выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.
Литература:
- Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: уч. Пособие / В. А. Скакун. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2007. — 320 с.
- Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. — М., 2009. — № 12.
- Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — М., 2009. — № 6.