Педагогические компетенции современного педагога
Автор: Хорошавина Татьяна Аркадьевна
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.
Дата публикации: 14.03.2020
Статья просмотрена: 1038 раз
Библиографическое описание:
Хорошавина, Т. А. Педагогические компетенции современного педагога / Т. А. Хорошавина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4985/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время происходят модернизация отечественной системы образования и определены ключевые направления ее реорганизации: обеспечение глобальной конкурентоспособности образования, соответствие его современным общественным и мировым тенденциям, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. В связи с этим преобразовывается модель педагога, как профессионала высокого уровня ответственности, компетентности, гибкости коммуникации, проводника социально значимых ценностей и нравственных эталонов общественного сознания.
Представленная статья посвящена актуальной теме реального времени, и направлена на изучение педагогической компетенции педагога в условиях трансформации образовательного пространства. Рассматриваются основные составляющие понятия компетентности педагога, опираясь на научные подходы в психолого-педагогической литературе. Целенаправленно привлекается внимание к представленному материалу.
Ключевые слова: образование, педагог, личность, компетенции, развитие, знание, умения, деятельность.
В современном российском обществе, в рамках национальных проектов, модернизируется система образования. Обновленные цели и задачи, направлены на интеграцию единого образовательного пространства, объединяя концепцию реконструкции его содержания, создания современной инфраструктуры, модернизации кадровой политики.
Трансформация системы образования предъявляет достаточно высокие требования к педагогической компетенции профессионала, определяет его деятельность в условиях перестройки информационного пространства, совершенствования образовательных ресурсов.
Педагог выходит на новую траекторию развития, расширяет фундаментально-прикладные знания, преобразовывает профессионально-личностные качества, реализует себя в качестве творца, новатора, исследователя, выступает носителем социально нравственных и эстетических ценностей в обществе. Подобные процессы выстраивают, так называемый «горизонтальный» вектор его развития, путь реализации собственных возможностей, осознанных потребностей, отражающий профессионала-коммуникатора, с рациональным мышлением, основами рефлексивной культуры, нацеленного на результат. По мере усложнения задач совершенствуется профессиональная компетентность педагога. По словам Д. М. Иванцевича и A. A. Лобанова, это «рост таланта вместе с накоплением опыта и ответственности».
Понятие «компетенция» достаточно широко употребляемый термин в обществе, в том числе неоднократно рассматривается в психолого-педагогической литературе. Однако единого объяснения авторы не приводят. Н. Н. Лобанов, определяет компетенцию: «как системные свойства личности» и выделяет части: профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный [1]. А. К. Маркова выделяет следующие компоненты, определяющие понятие: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный [2]. А. Г. Асмолов представляет в виде формулы: «компетенция — деятельность — компетентность». Компетенция, в его понимании, реализуемая в деятельности, переходит в качество личности, компетентность.
Близким по значению к содержанию понятия компетентность, Н. В. Кухарев представляет понятие «педагогическое мастерство», обратив внимание на совокупность личностных качеств, в основе которых, психолого-педагогическая подготовленность в решении поставленных задач, заметив, что: «подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника» [3, с. 7]. Высказывание М. А. Чошанова, заслуживает внимания: «если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством» [4].
Обобщая, можно прийти к пониманию, что компетенция профессионала, основывается на личности субъекта и его деятельностной направленности, в которой сконцентрированы понятийная, организационная и психологическая готовность к труду. Педагогическая компетентность педагога, интегративное свойство личности, опирается на научно-теоретические знания, практические умения, ценностные ориентации и персональные данные индивида.
Способность и готовность педагога к саморазвитию, стремление к непрерывному образованию, первоочередной мотив его профессионального развития, указывает на ответственность, любознательность, нравственность, психологическую готовность к совершенствованию. Объясняется это тем, что результатом деятельности является реализация инвариантных знаний и умений, формирование индивидуальной образовательной траектории в педагогическом сообществе.
Основоположник научной педагогики в России, К. Д. Ушинский утверждал: «общество постоянно предъявляет требования к системе образования...педагог обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии» [5,с.617]. Высший уровень сформированности компетентности, по мнению Н. В. Кузьминой, позволяет педагогу перестроить систему ранее приобретенных знаний таким образом, чтобы усвоенные знания послужили средством развития их способностей [6].
Наиважнейшим показателем мастерства педагога являются практические умения. А именно, способность планировать и проектировать учебно-воспитательный процесс, внедряя инновационные подходы, использовать классические и не традиционные методы и средства собственной профессиональной деятельности, осмысливать и учитывать особенности и потребности всех участников образовательного процесса. Педагог, эффективно осуществляющий образовательную деятельность, направлен на субъект личности, доступно информирует, мотивирует, способствует индивидуализации.
В педагогической литературе понятию «умение» представлен широкий спектр объяснений. Так, Н. М. Борытко предлагает называть умением «владение способом деятельности, способность применять знание» [7, с. 25]. Умение определяется как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта [8]. В. Н. Пушкин акцентирует внимание на творческом характере мышления субъекта, в структуре которого выделяет аналитический и эвристический виды мыслительной деятельности, каждый из которых имеет этапы, механизмы и закономерности развития [9].
Говоря о профессионализме педагога, центральным звеном рассматривается профессионально-личностная компетентность. Определение личности педагога, в сочетании с его деятельностью, отражается во взглядах научных деятелей: С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и др., высказывая о том, что «деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д». [10, с. 74]. Личность, с точки зрения Б. Г. Ананьева, это «субъект общественного поведения и коммуникации». Наиболее обоснованным в данном случае является подход, ряда авторов, рассматривающие личность педагога в ее внутренней целостности, при котором общественное и личностное «тесно связаны с системой ценностей».
В трудах Л. М. Митиной модель личности педагога определяет схема «деятельность — общение — личность», в системе профессионально-значимых качеств определены: проектировочно-гностические способности (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление), рефлексивно-перцептивные способности (педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность) [11]. Ряд авторов выделяют в структуре личностных характеристик профессионала, понятие «социальный интеллект», понимаемое, как умение человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого человека или какую-нибудь жизненную ситуацию [12].
Безусловно, позиция научных деятелей, убедительно показывает, что вопрос компетенции педагога, является предметом пристального внимания научного сообщества. Профессиональные компетенции индивидуума служат отправной точкой успешной педагогической деятельности, как некой жизненной стратегией человека, четко осознающего общественную и личную значимость своего мастерства, направленного на удовлетворение потребностей, достижение высоких результатов, получение благостности в материальной или духовной форме.
Очевидно, представленный взгляд на природу педагогической компетенции, выступает особым способом мыслительных операций, активно воздействующих на представление гармоничного образа себя, окружающего мира, тем самым побуждает к коренному преобразованию практических умений и мировоззренческих идей в специфике деятельности образовательного пространства.
Литература:
- Лобанова Н. Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования // Проблемы, поиски, опыт. СПб. 1992. С. 12–19.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя. — М.: ЭКСМО, 2003. 395 с.
- Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: книга для учителя. М.: Просвещение. 1990. 159 с.
- Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений Т.8, 1950 — Изд-во Академии педагогических наук.
- Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. 27 с.
- Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. Волгоград: Перемена, 2001.
- Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад, М. М. Безруких, В. А. Болотов [и др.]; гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос.энцикл., 2002.
- Пушкин Н. В. Некоторые проблемы современной психологии мышления. М.: Знание, 1971.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Изд-во: «Дело», 1994. 216 с.
- Лепихова Л. А., Карандашова Э. А. Социальный интеллект учителя в воспитательной работе с классом // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности: сб. науч. ст. М., 1980. с. 31–32.
Похожие статьи
Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС
Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...
Исследовательская культура будущих специалистов вуза
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В совреме...
Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования
В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...
Современные проблемы подготовки специалистов в области образования
Подготовка специалиста в области образования должна обеспечить максимальные возможности для развития его внутреннего мира компетентности, мобильности функционирования с педагогическими объектами. В новых специальных и экономических условиях профессио...
Формирование готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие инклюзивного образования неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье раскрыто понятие, содержание...
Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога
В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...
Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов
В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...
Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса
Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выраже...
Развитие компетентности современного учителя
В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.
Проблемы управления кадровым потенциалом
Оценка эффективности деятельности персонала организации входит в состав тем исследований вопросов менеджмента организации, не теряющих своей актуальности. Деятельность персонала, как и деятельность общества, многогранна. Подходить к оценке ее эффекти...
Похожие статьи
Управление качеством образования: повышение предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализации ФГОС
Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными станд...
Исследовательская культура будущих специалистов вуза
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В совреме...
Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования
В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...
Современные проблемы подготовки специалистов в области образования
Подготовка специалиста в области образования должна обеспечить максимальные возможности для развития его внутреннего мира компетентности, мобильности функционирования с педагогическими объектами. В новых специальных и экономических условиях профессио...
Формирование готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие инклюзивного образования неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В статье раскрыто понятие, содержание...
Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога
В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...
Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов
В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...
Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса
Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выраже...
Развитие компетентности современного учителя
В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.
Проблемы управления кадровым потенциалом
Оценка эффективности деятельности персонала организации входит в состав тем исследований вопросов менеджмента организации, не теряющих своей актуальности. Деятельность персонала, как и деятельность общества, многогранна. Подходить к оценке ее эффекти...