В представленной статье осуществлен мониторинг широкого круга педагогических противоречий, которые связаны с проблематикой развития, формирования и поддержания на должном высоком профессионально-педагогическом уровне организации творческого педагогического сотрудничества в совместной деятельности в образовательном процессе.
Ключевые слова: творчество, педагогическое сотрудничество, качество
Педагогическое сотрудничество как одно из направленности педагогической науки стало проявляться в 80-х годах ХХ века, как схожесть взглядов и опыта педагогов и психологов как отечественной, так и зарубежной школы. (В. А. Шацкий, А. С. Сухомлинский, К. Д. Макаренко Н. П. Ушинский, Л. Н. Пирогов,) Данная направленность определила нововведение в образовании, воспитании и развитии обучающихся, более гибкие процессы в образовании, вызвала мощный отголосок, тенденцию обновить школу, содержание, традиционные формы и методы обучения, предложило мотивировать идеи гуманизма, квалифицирует школу, и как одну из главных составляющих — сотрудничество. Инициаторами данного поиска в этом направлении явились педагоги-новаторы из разных регионов и городов бывшего Советского Союза (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Т. И. Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Б. П. Никитин, Л. А. Никитина, В. Ф. Шаталов, МП. Щетинин и др.г
Педагогика сотрудничества — это необъятная платформа деятельности, ее смысл — в созидании всех учителей, она живет и развивается, дополняется, уточняется и обогащается. Основные взгляды педагогов-новаторов были отражены в серии статей «Учительской газеты». Общая тенденция гуманизации научного знания в условиях прогрессирующей динамики общественных процессов в стране и целиком в мире выдвигает новые требования к социально-психологическому облику человека, его морали. Возрастает общественная потребность в человеке общественно-активном, с высоким чувством собственного достоинства, развитым самосознанием. В истории России, в самые напряженные ее периоды, армия очень часто играла небывалую, стабилизирующую и консолидирующую роль, не просто как сила, не имеющая равноценного противовеса в обществе, а как сила духовного сплочения нации. В связи с этим, нисколько не унижая труд педагогов всех уровней российской образовательной системы, необходимо выделить, что деятельность преподавателей высшей военной школы набирает особую значимость, так как его воплощение будет олицетворяться в самых критических условиях современной действительности.
Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна стать основой в педагогическом обучении всего личного состава вооруженных сил. А две основополагающие идеи этого обучения, имеющие глубокие исторические корни, — профессионализм и патриотизм- вполне естественно, по нашему мнению, могут стать составной частью любой военной реформы. Трансформирующая за последнее десятилетие социальная жизнь России значительным образом повлияла на характер в отношениях в системе «человек-человек», особенно в образовательной сфере. В современных условиях педагогический процесс в высшей школе характеризуется возросшим уровнем учебной нагрузки, изменением форм и методов подачи знаний и проведения занятий. Это, в свою очередь, требует пересмотра отношений между преподавателями и обучаемыми. Педагогическое сотрудничество выступает одним из путей решения обозначенной задачи. Оно является одним из способов нахождения отклика в сознании каждого обучаемого и мотивом, стимулирующим его стремление к активному получению знаний. Преподаватель высшей школы должен не только преподносить готовую информацию, но и создавать в ходе занятий условия для сотрудничества и взаимодействия в целях усиления познавательной активности обучаемых и совместного поиска достоверности.
В этой ситуации педагогическое сотрудничество, а именно умение работать слажено, коллегиально, является важным фактором повышения эффективности образовательного процесса в вузе.
Высшим гуманистическим смыслом общественного развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как мерило оценки социального процесса представляет собой гуманистический образец происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший общественно-педагогический принцип, отражающий современные социальные тенденции построения функционирования системы образования. Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным замыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу — способствовать всеми возможными способами дальнейшему развитию. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик», установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов обучения педагога. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию активной деятельности и самостоятельности курсанта и педагога. Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, и не дает такого ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования является все последующее поведение, повседневная деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непринужденно. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех кого он будет обучать и воспитывать, вместе с тем он в ответе за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, воспитателем. Выбирая данную профессию, что бы найти свое призвание в педагогической деятельности от человека требуется принятия ряда обязательств. Следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для профессии педагога, его качества (эмоциональные качества, коммуникативные, дидактические способности и т. д.). Так же необходимо обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, представления, внимания), культурой поведения, общения. Курсант (студент) должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, стандарта поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения. Педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их золотого правила древности (относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе); — постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других); — передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании. Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
Современный этап развитая общества, осознание устойчивой значимости общечеловеческих ценностей требуют коренного изменения педагогической системы, цель которой — не политизация и идеологизация новых поколений, а создание условий для развития в каждом молодом человеке свободной, гуманной личности, подлинной человеческой духовности. Решительные преобразования в педагогической реальности определяют приоритет образования и воспитания перед другими сферами культуры, требуют поиска новой парадигмы педагогического мышления, что возможно «лишь на прочной основе концептуальной разработки философии образования, адекватной изменяющемуся миру и перспективам его развития» (Б. С. Гершунский). В рамках этого положения особую значимость приобретают научные исследования, обращенные к проблемам человека, анализу его сущностных характеристик, когда индивид мыслится не «ведомым», «управляемым», а созидателем самого себя, своих отношений с другими людьми. Цель педагогического процесса, считают педагоги-новаторы, — гармоничное развитие личности, а сотрудничество — главная категория обучения и воспитания, где педагоги и курсанты являются равноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, имеющие свободу и равные условия выбора. Так, например, суть гуманно-личностного подхода (по Е. Н. Ильину) — это любить, понимать, принимать, сострадать, поддерживать и помогать. Отсюда важная составляющая педагогического процесса, основанного на сотрудничестве — это самообразование и саморазвитие учителя. Содержание и методы работы педагогов-новаторов подчинены одной общей цели: воспитание, обучение и развитие людей на основе принципов гуманизма. Проведя изучение и сравнивая исследования из различной литературы, показывает, что более 70 % преподавателей положительно относятся к педагогическому сотрудничеству с курсантами, но показывают на недостаток собственных знаний и опыта в этом направлении В то же время не все педагоги стремятся к активному взаимодействию. Такие придерживаются авторитарного стиля преподавания, проводят занятия в форме пересказа, монолога, порой даже просто банальная читка текста без всякого рода пояснений и объяснений, что превращает курсанта в простого слушателя.
Таким образом, уровень педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов на нынешнем этапе не позволяет в полной мере и качественно решать поставленные задачи. В этой связи возникает вопрос об оптимальности данного процесса посредством активизации взаимоотношений преподавателей и курсантов, их взаимопонимания, взаимодействия и взаимопомощи
Изучив (читая) проведенные исследования, видно, что основным недостатком в деятельности некоторого числа преподавателей выступают неумение общаться, сотрудничать и находить профессиональный интерес и мышление обучаемых. Курсанты, воспитание которых происходило в условиях демократизации, более открыто и свободно идут на контакт. Но в то же время они не обладают потребными навыками и умениями для сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия.
Оценивая общее состояние разработки проблемы педагогического сотрудничества, следует отметить, что различные ее моменты были раскрыты- в общей теории обучения и воспитания, дидактике высшей школы Ю. К. Бабанским, В. И. Дьяченко, В. И. Казаренковым, Т. Б. Казаренковой, П. И. Пидкасистым.
Таким образом, следует отметить, что в педагогике сотрудничества категория «сотрудничество» выступает как педагогическая значимость, образовывающаяся в учебно-воспитательной системе, и в то же время как причина, объединяющая участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящая каждого в субъектную позицию в обучении и воспитании. Она является ориентиром по формированию профессиональной компетентности, заботливых, партнерских межличностных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, любви, совести, взаимоуважении, заботе и поддержке в различных видах совместной деятельности, по усвоению учащимися нравственных и эстетических норм и служит развитию гармоничной личности, что соответствует современным гуманистическим концепциям развития. Концептуальные идеи, принципы и методологические подходы педагогики сотрудничества активно изучаются и применяются в высшей школе. В. И. Андреев, разрабатывая инновационно-прогностический курс педагогики высшей школы, раскрывает совокупность метапринципов (принцип принципов) развития высшего образования: системный (например, системно-целостный, системно-целевой, системно-структурный и т. п.), аксиологический (система ценностей), культурологический (формирование базовой культуры личности), антропологический (целостное знание о человеке), гуманистический (признающий ценность человека как личности), синергетический (процесс взаимодействия двух взаимосвязанных подсистем: преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, сотрудничество индивидов), герменевтический (теория и искусство истолкования текстов) Каждый из этих метапринципов основан на сотрудничестве и взаимодействии субъектов деятельности. Например, гуманизация в плане образования и воспитания требует развития педагогических идей сотрудничества и сотворчества, взаимодействия, основанного на доверительности и взаимной требовательности. Гуманизация образования и воспитания в высшей школе — «это прежде всего совершенствование функционирования и развитие образовательных систем с ориентацией на общечеловеческие цели и ценности, на создание условий для расцвета и реализации сущностных сил каждого конкретного педагога, студента безотносительно к его достоинствам и недостаткам» Успешная реализация гуманистического принципа в образовательном учреждении требует признания приоритетных ценностей личности педагога и обучающихся, изменения позиции преподавателя, который должен всегда стоять «впереди обучаемого», а не «над обучаемым», строго соблюдать личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Концептуальные идеи, принципы и методологические подходы педагогики сотрудничества учитываются в развитии образовательно-воспитательной системы. Так был проведен анализ одного из исследований, которое было направлено на изучение гуманистической направленности студентов факультета истории (27–2 курса, 23–5 курса), показало, что все студенты однозначно понимают значимость общечеловеческих и личностных гуманистических ценностей для их педагогической деятельности. Приоритет отдается прежде всего семье (40 респондентов), образованию, знаниям (40 респондентов), человеку и его здоровью (31 респондент), родине (26 респондентов), культуре (26 респондентов). Менее предпочтительными ценностями для них являются труд (12 респондентов), природа (18 респондентов), религия (15 респондентов). Среди личностных ценностей наиболее предпочтительными являются ценность личного достоинства (37), свобода человека (36), вера в добро и справедливость (31), патриотизм и гражданственность (25).
При изучении предмета по выбору «Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня завтра» ставилась цель ознакомить студентов с концептуальными идеями педагогики сотрудничества и деятельностью педагогов-новаторов, определить значимость и пути внедрения технологий для современного учителя, доказать актуальность, современность и значимость идей педагогики сотрудничества для педагогов XXI века, а также для развития теории современной отечественной педагогики.
Проанализировав несколько исследований (анкетирований) по ведению предмета по выбору «Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра», что профессиональному росту и воспитанию будущих педагогов как нельзя лучше способствуют организация занятий на основе взаимодействия, создания ситуации успеха, диалога и стимулирования самостоятельной педагогической работы студентов, поддержка их исследовательских проектов. В практику преподавателей кафедры педагогических технологий вошли такие формы учебных занятий, которые предполагают совместную деятельность преподавателей и студентов, их активное участие в подготовке и проведении коллективной творческой деятельности.
Кроме того, преподаватели поддерживают так называемые «вертикальные» взаимосвязи: студенты старших курсов становятся организаторами занятий и внеаудиторной деятельности для младших. Это дает возможность совершенствовать знания, вырабатывать профессиональные умения, изменяет социальный статус студента, позволяет характеризовать реальную самооценку. Включение в педагогическую деятельность позволяет студенту корректировать и мотивационную сферу — развить мотивацию достижения успеха. Как правило, появляется желание продолжать свою работу с младшими курсами, усиливается активность. Особенно заметно проявляется такое взаимодействие в работе студентов-кураторов. Таким образом, изучение концептуальных идей педагогики сотрудничества и организация опыта преподавателей отечественной высшей школы по их использованию, в частности идеи педагогического взаимодействия и совместной деятельности, способствуют модернизации образования и повышению качества подготовки будущих специалистов и педагогов вуза в рамках перехода на многоуровневое образование.
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Единство цели Пособие для учителя. (М.(Просвещение, 1987.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. — С. 156