Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105286/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовательских, социальных, информационных и творческих видов проектов.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, профессиональное образование, гражданская идентичность.

Период профессионального обучения является наиболее благоприятным для становления и развития профессионального и социального самосознания. Одним из эффективных способов вовлечения творческих инициатив студентов в построение гражданского общества является приобретение ими опыта по разработке проектов, в которых профессиональная и гражданская значимость взаимно дополняют друг друга: профессиональная направленность проекта рассматривается с позиции значимости для развития гражданского общества, а гражданское самосознание проектной деятельности формируется у студентов на основе их профессиональных компетенций. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность студентов является важным условием для воспитания гражданского самосознания, ответственности и национального достоинства.

Хабаровский край является единственным субъектом Российской Федерации, в котором студенты совместно с педагогами-наставниками ежегодно доказывают, что в системе профессионального образования наука существует. С помощью научного инструментария можно создавать прикладные проекты, начинать стартапы, усовершенствовать сферу услуг, а также трансформировать окружающий социум.

Этой весной в десятый раз проводился краевой конкурс научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессионального образования Хабаровского края «Студенческая научная весна». Цель краевого конкурса — приумножить научные достижения обучающихся, повысить культурный уровень студенческой молодежи и увеличить привлекательность науки.

За десять лет было подано 1230 работ, из них 833 работ были удостоены возможностью быть услышанными экспертами широкой научной общественности, а также представителями органов государственного управления и практикующими специалистами.

220 победителей вернулись в образовательные учреждения и стали путеводными звездами для других обучающихся.

Об активистах на научном поприще в профессиональном образовании Хабаровского края узнал не только наш край, но и вся Российская Федерация. Так как вот уже на протяжении 10 лет выходит спец выпуск международного научного журнала «Молодой ученый», где победители конкурса публикуют свои первые научные статьи. Кроме того, для знакомства с нашими звездами-активистами и их научно-исследовательскими проектами широкому кругу общественности, мы выпускаем информационно аналитический каталог «Наука в фокусе», также на протяжении десяти лет.

Хотелось бы отметить некоторые достижения идея о которых зародилась и оформилась благодаря Конкурсу Студенческая научная весна 2023.

Победители, призеры, эксперты и наставники X Краевого конкурса научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края «Студенческая научная весна»-2023

Рис. 1. Победители, призеры, эксперты и наставники X Краевого конкурса научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края «Студенческая научная весна»-2023

В рамках технической направленности были разработаны и апробированы: антивандальная решетка дождеприемника из полимерного композита, анатомические макеты кисти руки и наглядные пособия исторических деятелей России для обучения детей с нарушениями зрения, дорожные знаки из инновационных композитных материалов, двухканальный усилитель мощности звуковой части, стенд для проверки правильности сборки цепи автомобильного стартера, онлайн помощники для изучения элементарных математических функций и учебной дисциплины «Химия» и др.

Не обошли вниманием студенты профессиональных образовательных организаций и проблематику охраны общественного здоровья. Организуя профилактическую работу, конкурсанты разработали брошюру для родителей о профилактике утомления детей дошкольного и младшего школьного возраста; предложили рекомендации по профилактике наркомании в молодежной среде. Отрадно, что студенческая молодежь ведет просветительскую работу, причем в интерактивной форме, отвечающей возрастным особенностям респондентов. Так конкурсантами были разработаны брошюры по пожарной безопасности для учащихся начальной школы, игра для развития навыков правильного питания у своих сверстников и книга рецептов, настольные игры «Забег» и «Правила движения, которые достойны уважения!». Не остались без студенческого внимания, и физическая культура и спорт. Конкурсантами были изучены проблема женского хоккея, предложен метод оптимизации процесса физической подготовки и функционального состояния женской сборной команды колледжа и разработаны готовые домашние задания по тылям тхэквондо.

Научно-исследовательские работы студентов в области наук о жизни и Земле в последние четыре года стали носить прикладной характер. Расширяя сферу применения своих профессиональных навыков, обучающиеся раскрыли потенциал плющеного зерна для крупнорогатого скота как «экономический и сырьевой бунт», провели оценку вредного воздействия отходов горнорудного производства на природу и возможного негативного воздействия на здоровье жителей пос. Солнечного, предложили альтернативный упаковочный материал на основе ламинарии японской, продемонстрировали опыт использования хвои сосны обыкновенной для биоиндикации загрязнения воздуха, разработали комплект образовательных игр «Амурарий».

D:\СНВ 2023 фото и презентации\Фото Итог 12 мая 2023\Студенческая научная весна 2023\студенческая весна -1-6.jpg

D:\СНВ 2023 фото и презентации\Фото Итог 12 мая 2023\Фото для пост-релиза\студенческая весна 4.jpg

Савченко Владислав Леонидович

Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)

Научно-исследовательский проект «Решётка дождеприемника из металлокомпозита»

Макаренко Валерий Андреевич

Хабаровский автомеханический колледж

Научно-исследовательский проект «Альтернативный упаковочный материал на основе ламинарии японской»

О патриотическом настрое к своему краю, свидетельствовали научные изыскания студентов по истории России и Дальнего Востока России. На протяжении десяти лет внимание студентов было обращено изучению биографии и описанию жизненного пути героев-дальневосточников. В 2023 году в этом направлении конкурсантами был создан видео фильм «Голос Истории», направленный на воспитание патриотических чувств к историческим ценностям Малой Родины; разработана брошюра «Умальта — судьбы людей»; внесено предложение в администрацию Князе-Волконского сельского поселения о реконструкцию исторического памятника героям Великой Отечественной Войны жителей села Князе-Волконское. Понимая, что история находится вокруг нас, в этом году конкурсанты уделили большое внимание архитектуре населенных пунктов Хабаровского края, а также создали историческую реконструкцию облика набережной Хабаровска и прилегающих территорий в форме диорамы с прилагаемым комплексом интерактивных заданий.

Учитывая то, что студенчество является периодом подготовки к вхождению во взрослую жизнь, студенты профессиональных образовательных организаций на протяжении десяти лет делились своими размышлениями и рекомендациями по формированию семейных ценностей в молодежной среде, через Кузницу-мастерскую семейных ценностей. Помогли выявить психотип подростков, склонных к суицидальному поведению и создали информационный Telegram-bot для подростков с суицидальным поведением. Запоминающимися разработками стали созданные конкурсантами браузерная игра как средства эффективного стимулирования познавательной активности обучающихся, ментальная карта как инструмент образовательного маршрута студентов, подборка Лайфхаков по математике для студентов технических специальностей, разработка разговорной темы «Традиционная ульчская одежда» для учебника 2 класса по ульчскому языку и др.

Результатами в области прикладных экономических исследований стали готовые к внедрению и на сегодняшний день уже внедрены инновационные проекты такие, как «Разборная азбука по Брайлю для обучения детей с нарушениями зрения», «Инструменты 3D как видеомэпинг для реализации Пушкинской карты», «Влияние военной униформы на современную, повседневную одежду» и др. Являясь активным участником социума, остро реагируя на внешние изменения, в этом году в фокус внимания студенческой молодежи все чаще попадают актуальные проблемы. Такие, например, как роль рекламы в продвижении товара в магазинах розничной торговли способами чат-бота и омниканального маркетинга, культивирование технической конопли в Комсомольском районе и многие другие.

Неугасающий научный интерес к социологии молодежи, позволил студентам профессиональных образовательных организаций создать студенческую газету, проект читательского клуба колледжа «Десять из ста», проект студенческого агроотряда «АграрийХАТ», а также интерактивные разработки по вопросам профориентации как школьников, так и студенческой молодежи. Кроме того, в фокус внимания студенческой молодежи вошли такие значимые темы как: культура Эмо-кидз, взаимодействие молодежных субкультур г. Хабаровска через организацию событийных мероприятий и этикет в социальных сетях. Вопросы юриспруденции, которым уделили внимание конкурсанты касались использования форменной одежды для кондукторов и водителей, работающих на транспорте общего пользования, а также совершенствования правовых аспектов за заражение заболеваниями опасными для жизни и здоровья граждан в Российской Федерации.

Научные изыскания студенческой молодежи системы среднего профессионального образования в сфере культурологи и языкознания, позволили им: создать и внедрить инновационные средства, способствующие эффективному изучению языков; углубиться в проблемы деформации речевой культуры сверстников; повысить профессиональную идентичность средствами литературы. Созданные и уже внедренные студенческие разработки вызвавшие наибольший интерес в 2023 году стали: интерактивный плакат «Улицы Индустриального района говорят…», комиксы для изучения быта удыгейского народа «Удэгейские комиксы: быть или не быть?»; интеллектуальный квиз «В. К. Арсеньев — дальневосточный Колумб»; экскурсия «Говорящая одежда» в экспозициях музея техникума; проект «От театра к калейдоскопу культур»; меню праздничного стола как инструмент сохранения русской национальной кухни.

D:\СНВ 2023 фото и презентации\Фото Итог 12 мая 2023\Студенческая научная весна 2023\студенческая весна -12-3.jpg

D:\СНВ 2023 фото и презентации\Фото Итог 12 мая 2023\Студенческая научная весна 2023\студенческая весна -21-3.jpg

Эртман Беата Андреевна

Дальневосточный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Научно-исследовательский проект « Реконструкция исторического памятника героям Великой Отечественной Войны жителей села Князе-Волконское Хабаровского муниципального района Хабаровского края »

Зырянова Дарья Владимировна

Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум

Научно-исследовательский проект «Разработка разговорной темы «Традиционная ульчская одежда» для учебника 2 класса по ульчскому языку»

И это далеко не полный перечень всех научно-исследовательских разработок, которых достигли студенты профессиональных образовательных организаций, ведя исследовательскую деятельность в период своего обучения.

Делясь своими впечатлениями о значимости научно-исследовательской деятельности в студенчестве, участники конкурса отметили, что им она дает возможность приобрести так называемый «бонус», который в последствие они могут продемонстрировать работодателю в качестве собственного преимущества перед конкурентами.

На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.

Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.

Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников.

Литература:

  1. Глазырина Е. Ю., Донгаузер Е. В., Нежинская Т. А. Проектная деятельность как условие формирования гражданской идентичности студентов // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 3. — С. 16–26.
  2. Кузнецова Д. С. Молодая наука Хабаровского края: достижения, проекты, инновации / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 1–3.
  3. Медведев В. В., Малахова Л. П. Научно-методическое сопровождение процесса формирования гражданской идентичности студенческой молодёжи: технологии и результаты // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2019. — № 1 (58). — С. 108–117.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, Хабаровский край, студенческая молодежь, научно-исследовательский проект, Краевой конкурс, проект, Российская Федерация, студент, Альтернативный упаковочный материал, Великая Отечественная Война.


Похожие статьи

Интеграция в проектной деятельности учащихся

В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Формирование коммуникативной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач

В статье рассматривается коммуникативная компетенция как одно из приоритетных направлений подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда, учебные задачи, коммуникация.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Похожие статьи

Интеграция в проектной деятельности учащихся

В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Формирование коммуникативной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач

В статье рассматривается коммуникативная компетенция как одно из приоритетных направлений подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда, учебные задачи, коммуникация.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Задать вопрос