Современный этап развития российского общества рельефно отражается на всех преобразованиях системы образования, которые носят в настоящее время необратимый характер и характеризуются переменой педагогических парадигм, обновлением содержания. Современные образовательные концепции приобретают все более четко выраженную личностную направленность. Это находит свое отражение в инновационных идеях гуманизации и гуманитаризации, ориентации на развитие личности ученика, на создание возможностей для ученика занимать не просто активную, но и субъектную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы, выявляя и развивая свои уникальные возможности, формируя индивидуальность. Таким образом, школа, иные образовательно-воспитательные учреждения испытывают острую потребность в педагоге, способном воспитывать людей трудолюбивых, нравственных, предприимчивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельному выбору сферы деятельности, принятию ответственных решений на основе усвоенной и принятой в качестве регуляторов собственной жизнедеятельности системы общегуманных ценностей, основ мировой, региональной и национальной культуры. Вероятно, в первую очередь он должен сам обладать такими качествами.
Становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к педагогической подготовке учителя. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г». определяется качественно новый уровень подготовки учителей в учреждениях профессионального образования. Важнейшей её задачей становится коренное улучшение системы профессионального образования и «подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов».
Процесс развития личности человека в юношеском возрасте характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, происходят рост самостоятельности, формирование личностных свойств, усложнение внутреннего мира, а с другой стороны, усиливается ориентация на группу, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные связи. Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки, у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешность деятельности. В самооценку включаются нравственные проявления, отношение к окружающим, собственные возможности. Наличие положительной самооценки, самоуважения является необходимым условием нормального развития личности. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым переживаниям, преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверия, упрямства.
Анализ существующей практики подготовки учителей в педагогическом вузе и образовательных учреждениях среднего профессионального образования показывает, что она осуществляется на основе личностно ориентированного подхода, которое способствует развитию педагогического мышления у преподавателей в личностно ориентированной педагогической деятельности, которая включает: осознание специфики этой деятельности, связанной с созиданием личности учителя; осознание себя в этой деятельности как носителя духовных коллизий своего воспитанника; содействие его становлению как уникальной личности и главной ценности; понимание им педагогического процесса как поиска и реализации личностно ориентированной ситуации, результативность которого зависит от способности к взаимодействию его субъектов, диалогической активности.
Однако при более детальном знакомстве с материалами обнаруживается, что учитель готовится к преподаванию специального предмета на основе традиционной «знаниевой» модели образования.
Таким образом, характер подготовки учителей обусловил возникновение принципиального противоречия между системой профессиональной подготовки учителя на основе личностно ориентированного образования, развитием индивидуально-творческого характера его работы и его неготовностью реализовать их в своей будущей педагогической деятельности.
Обнаруживается также противоречие между необходимостью модернизации процесса обучения в контексте личностной ориентации и недостаточной разработанностью педагогической технологии, которая позволяет реализовать это новое содержание. Многочисленные исследования по проблемам педагогических технологий, которые проведены учеными только за последнее десятилетие, посвящены в основном школьным технологиям, но почти нет технологических разработок, ориентированных на педагогическую подготовку самого учителя.
Развитие профессионального мышления менеджера в системе дополнительного профессионального образования следует осуществлять с использованием методов проблемного обучения, положительными моментами которых являются: активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект-субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. При таком подходе решающим становится не массив основания, а его гибкость, не количество информации, а способность к новым побегам на основе базисных знаний».
Современная педагогика переживает период переосмысления подходов, отказ от устоявшихся традиций и стереотипов подготовки будущих специалистов педагогической сферы деятельности. Стремление оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствования используемых педагогических технологий, последующее развитие которых связано с реализацией современной концепции образования и профессиональной подготовки. Существенным признаком современных инновационных процессов в образовательной сфере является их педагогическая технология — соблюдение последовательности этапов внедрения нововведений. Владение инновационными технологиями становится общей и приоритетной потребностью рынка подготовки специалистов, определяет формирование профессиональными умениями и необходимыми качествами будущих педагогов, таких как творческий подход к организации профессиональной деятельности, системное видение, направленность на успех. Среди технологий, которые активно применяются в педагогической теории и практике, можно выделить традиционные и инновационные. Их сравнительный анализ позволяет выделить как позитивные, так и негативные стороны.
Преимуществам традиционных технологий можно отнести: научность (ошибочных знаний быть не может, могут быть только неполные); организационная четкость педагогического процесса, постоянное идейно-эмоциональное влияние личности преподавателя; оптимальные расходы ресурсов при массовом обучении; упорядоченная, логически структурированная подача учебного материала, ориентация на развитие памяти (запоминание и воспроизведение); доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов; осознание заданий и активность. Применение технологий формирования творческой личности дает возможность студентам самостоятельно, активно осваивать свою будущую профессиональную деятельность. Главным заданием подготовки является создание атмосферы творчества, раскрытия возможностей каждого, поиск современных форм и методов учебно-познавательной деятельности.
Одной из актуальнейших проблем при переходе современной системы образования в личностную парадигму является субъективация педагогического процесса, транслирование личностных гуманистических ценностей от учителя ученику. Это возможно только при условии продуктивной организации педагогического взаимодействия, а именно его проектировании. Педагогическое взаимодействие как непосредственное или опосредованное воздействие людей друг на друга есть основа и условие установления самых разнообразных связей между субъектами образования, включая как казуальные, так и причинно-следственные. В связи с этим оно является ведущим фактором, который обуславливает личностное становление ученика. Проектирование взаимодействия с учеником позволяет актуализировать личностный опыт учащихся, развить личностные функции, как учащихся, так и учителя, способствовать личностному росту всех субъектов взаимодействия. Таким образом, взаимодействие — это то пространство, та плоскость, в которой происходит личностное развитие участников педагогического процесса.
Анализ эмпирических данных, полученных исследователями за последние годы, показывает, что в массовой педагогической практике устойчиво сохраняется формальный характер взаимодействия: 83,3 % учителей осуществляют взаимодействие на основе субъект — объектных отношений. Таким образом, обучение проектированию личностно ориентированного взаимодействия должно войти в образовательную программу педагогических учебных заведений.
В исследованиях педагогов, психологов и при анализе массовой практики до сих пор отмечаются недостатки в подготовке учительских кадров, включающие:
‒ ориентацию, в основном, на традиционную методическую систему, основанную на репродуктивном характере усвоения учителями знаний, умений, навыков;
‒ незначительную вариативность самостоятельного поиска решения педагогических проблем; недостаточную ориентацию на личность, ее мотивационную сферу;
‒ формальный характер призывов к осуществлению гуманного подхода к ребенку и низкий уровень педагогического взаимодействия между преподавателями и студентами, не обеспечивающий становления гуманной педагогической позиции учителя.
Характер взаимодействия преподавателей и обучающихся в образовательном процессе нередко остается традиционным. По-прежнему обучающиеся редко включаются в построение собственного образовательного пути, а формы их взаимодействия с преподавателями остаются фронтальными и личностно не сориентированными. Это заставляет ученых вновь возвращаться к вопросам эффективности обучения на новом этапе развития педагогической науки.
В современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития, находиться в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего проявиться, развиться уникальность конкретной личности.
Литература:
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Учебное пособие для ВУЗов- — М., «Владос», 2005 г.
- Федосеева А. Е. Особенности самооценки личности старших школьников. «Инновации в технологиях и образовании».VI Международная научно-практическая конференция.Сборник статей.— Белово, 2013.
- Ерошин В. И. Развитие системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений. Дис. д-ра пед. наук. — Москва, 2003. 215 с.
- Подмазин С. И. Личностно-ориентированное образование. Социально-философское исследование. — Запорожье: Просвита, 2000. — 250 с.