Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования
Автор: Дубинина Алёна Витальевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 9831 раз
Библиографическое описание:
Дубинина, А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования / А. В. Дубинина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4115/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современной системе образования. Hе секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, то есть стирает в школьнике те качества, которыми должен обладать высокообразованный и воспитанный человек. Поэтому, всё больше внимания сегодня уделяется созданию в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
В новых социально-экономических условиях чрезвычайно актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно осуществлять свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартами требований, осознанно и адекватно оценивать свою деятельность.
Разрешение противоречия между новыми целями, поставленными обществом, и научно-методическим обеспечением реализации этих целей в учебных заведениях требует разработки новых технологий, направленных на личностно-ориентированный подход в образовании.
Проектирование новой образовательной среды предполагает расширение академических свобод учебных заведений и личности. Откликом на это стало развитие многих видов образовательной деятельности, создание условий для выбора каждой личностью собственной образовательной траектории из многообразия возможных образовательных путей. Однако эти условия не решают полностью вопроса развития образовательных потребностей личности, а лишь создают возможности для удовлетворения уже сформированных потребностей. Поэтому предметом исследований являются не только условия формирования личности в учебном процессе, но и личностно-ориентированные технологии обучения.
Проблематика личностно-ориентированного обучения в отечественной педагогике появилась совсем недавно. Однако отдельные её аспекты разрабатывались в русле иных подходов к организации образования. Фундаментальные мировые идеи гуманизации, индивидуализации, многоуровневого характера обучения в последние десятилетия в большей или меньшей степени реализуются на социально-экономической почве России. Работы П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, В. Ф. Шаталова, Е. И. Пассова, В. В. Фирсова, Н. П. Гузик, И. Н. Закатова, B. C. Библера, С. Ю. Курганова, М. П. Щитинина, В. М. Монахова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова и других перекликаются с зарубежными идеями личностного развития. Это понятие осваивается многими практиками, наполняется новым смыслом, включающим разные образовательные инновации. Опыт внедрения зарубежных технологий в школах разных регионов страны показал, что они во многом не соответствуют менталитету населения, социальному образовательному опыту и поэтому требуют теоретического, содержательного переосмысления и разработки технологии обучения.
Теоретические разработки по данному вопросу нашли отражение в трудах Н. А. Алексеева, А. C. Белкина, Л. C. Выготского, А. C. Границкой, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Э. Ф. Зеера, Н. И. Чуприковой, Д. Б. Эльконина, И. C. Якиманской.
Существует педагогический опыт различных инновационных учреждений, в той или иной мере опирающихся на концепции личностно-ориентированного обучения: школа-парк (М. А. Балабан), «Школа диалога культур» (В. C. Библер, C. Ю. Курганов), «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина), «Школа самоопределения» (А. Н. Тубёльский), «Школа адаптирующей педагогики» (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде) и др.
В сегодняшних условиях намечается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, носит вариативный и коррекционный характер и более мотивирован. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, являются личностно-ориентированные технологии. Именно они предусматривают приоритет субъект субъектного обучения, диагностики личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, которые предусматривают развитие личности в реальном, социальном и образовательном пространстве.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребёнка, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Личностно-ориентированная технология характеризуется:
- Антропоцентричностью;
- Гуманистической сущностью;
- Психотерапевтической направленностью;
- Основная цель — разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.
В рамках личностно-ориентированных технологий выделяют следующие самостоятельные направления:
- Гуманно-личностные технологии;
- Технологии сотрудничества;
- Технологии свободного воспитания;
- Эзотерические технологии [1, с. 299].
Как отмечает В. Н. Тарасова, назначение личностно-ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала [3, с. 39].
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией». Исходя из данной трактовки цели личностно-ориентированного образования, определяются его основные функции:
- Гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;
- Культуросозидательная, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования;
- Cоциализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам, представление их как объектов педагогического воздействия. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
- оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребёнка;
- отношение к ребёнку как к субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, проявляя активность;
- опора на личностный смысл и интересы каждого ребёнка в учении, содействие их обретению и развитию.
Как отмечает М. И. Лукьянова «содержание личностно-ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество [2, с. 6].
В соответствии с этим содержание личностно-ориентированного образования должно включать в себя следующие компоненты:
- аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций);
- когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере, как основы духовного развития);
- деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей);
- личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).
Итак, личностно-ориентированными можно считать в образовании лишь те изменения, в которых доминирующим выступает «личностное измерение», то есть те аспекты образовательного процесса, которые непосредственно соотносятся с личностным развитием учащихся, а также других участников образовательного процесса. Изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы прежде всего на личностное развитие учащихся и других участников образовательного процесса.
Можно обобщить, что личностно-ориентированный подход:
- Ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов;
- Это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности;
- Имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности [1, с. 300].
Таким образом, личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы, технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Литература:
1. Кукушкин, В. С. Педагогика начального образования / В. С. Кукушкин, А. В. Болдырева — Вараксина. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2005–592 с.
2. Лукьянова М. И., Теоретико-методологические основы организации личностно- ориентированного урока // Завуч. Управление современной школой. — 2006.- № 2. — С. 5–9.
3. Тарасова В. Н., Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Начальная школа. — 2005. — № 11. — С. 39–42.