В статье рассматриваются вопросы использования технологии личностно ориентированного обучения дошкольников в детском образовательном учреждении, а также его отличие от традиционного подхода в обучении.
Ключевые слова: личностно ориентированные технологии, личностно ориентированный подход в обучении, традиционный подход в обучении.
Занятие, как вид образовательной деятельности, является основой образовательного процесса в различных дошкольных образовательных учреждениях. Оно может принимать компенсирующий вид при организации коррекционного процесса. Данная форма работы с детьми одобрена ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом). Важную роль в организации занятия играют используемые технологии, посредством которых выстраивается взаимодействие между педагогом и ребенком. В этой связи необходимо выделить непосредственно личностно ориентированную технологию. Выявить ее особенности проще всего посредством сравнения с традиционным видением организации занятий с детьми.
В традиционном понимании занятие позиционируется как дидактическая форма учебной деятельности, в широком понимании это школьный урок.
В рамках личностно ориентированной технологии это же понятие позиционируется как занимательное дело, представляющее собой определенный специфический вид детской деятельности, либо совокупность нескольких. Данный вид деятельности осуществляется совместно со взрослыми и направлен на усвоение участниками одной или нескольких образовательных сфер.
В традиционной модели педагог скорее воздействует на детей, работая по схеме взрослый-ребенок, при которой инициатива полностью в руках взрослого. Личностно ориентированная технология же использует более демократичный подход. При нем происходит смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора»: не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому. [2]
Это способствует формированию личности ребенка, собственного Я, развитию у него лидерских качеств, самостоятельности и индивидуальности. Как результат, между детьми и педагогом налаживается тесный контакт и взаимоуважение.
В рамках личностно ориентированной технологии присутствует элемент самообразования, поскольку основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности. Также стоит отметить, что содержание образования не должно представлять собою только набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения; оно должно включать содержание субъективного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным. [3]
По мнению В. А. Деркунской, личностно ориентированная технология относится к виду здоровьесберегающих, что, несомненно, оправданно, т. к. данная технология позволяет избежать необоснованных перегрузок дошкольников в условиях обучения, а также способствует их активному, а главное -заинтересованному включению в образовательный процесс. [1]
Чтобы более наглядно продемонстрировать преимущество личностно ориентированной технологии перед традиционной технологией, нужно сравнить их по ключевым компонентам: цель, содержание, организация и анализ.
Как уже говорилось ранее, при личностно ориентированном подходе, инициатива исходит не только от взрослого, но и от ребенка, поэтому ему не составит труда представить цель обучения. При традиционном подходе же ребенок может не до конца осознавать, зачем ему выполнять те или иные задания, что, несомненно, тормозит образовательный процесс.
Говоря о «содержании», как о компоненте образовательной деятельности, нужно отметить, что ключевым фактором является все та же инициатива ребенка. При личностно ориентированном подходе педагог лишь создает необходимые условия для самостоятельной деятельности детей, которые сами выбирают понравившуюся им тематику и работают в ней, опираясь на свой собственный опыт. Педагогу при этом важно изучить интересы детей и поддерживать их активность и мотивацию. Традиционный же подход является более формальным: условия, методы и круг обсуждаемых вопросов выбирается исключительно педагогом.
Формальность традиционной технологии сохраняется и при «организации» взаимодействия. Педагог придерживается заранее запланированных методов, инициатива исходит исключительно от педагога. Взаимодействие сторон осуществляется посредством монолога взрослого, который на протяжении занятия объясняет определенный материал. Для традиционной технологии, зачастую, характерны фронтальные и групповые формы работы. При второй форме работы делятся на две группы: преуспевающие и отстающие. В противовес традиционной технологии личностно ориентированная форма образовательного процесса позволяет ребенку принимать активное участие в организации совместного общения и образовательной деятельности, которая приобретает, как правило, индивидуальный характер. При этом по личной инициативе детей могут образовываться несколько небольших групп, либо же коллективная деятельность всех детей. Наличие диалога, а не только монолога со стороны педагога, способствует самостоятельной деятельности детей, которые посредством поиска и экспериментальной деятельности совместно со взрослыми приобретаю знания и уверенность в себе. Роль педагога же при такой технологии сводится к созданию искусственных ситуаций выбора и успеха, используя различные творческие задания разного уровня сложности.
При сравнении «анализа» традиционной и личностно ориентированной технологий как структурного компонента взаимодействия педагога и детей можно проследить всю ту же закономерность, которая заключается в том, что при традиционной инициатива исходит исключительно от взрослых. Педагог сам подводит итоги деятельности подопечных, а именно: достигнута ли поставленная цель и насколько качественно дети усвоили преподаваемый материал. При личностно ориентированной оценивается не только деятельность детей, но и педагога, насколько он повлиял на образовательный процесс и насколько успешно его подопечные использовали свой собственный опыт. Более того, ребенку проставляется возможность самому оценить эффективность своей работы. Успешное достижение поставленной учеником цели анализируется также совместно. При традиционной модели анализируется достижение поставленной педагогом цели.
Говоря о личностно ориентированной технологии, нельзя не упомянуть созданную И. С. Якиманской модель реализации технологии личностно ориентированного процесса взаимодействия педагога и его подопечных. Центром модели является «успешный ребенок». [1] К несомненным плюсам данной модели можно отнести компактность, емкость. Так же данная модель может быть полезна не только для ребенка, но для педагога, которому благодаря данной модели проще проектировать процесс взаимодействия с детьми и организации своей педагогической рефлексии.
Для успешного взаимодействия с учениками педагог также может применять совокупность отдельных приемов, являющихся частью личностно ориентированной технологии:
Использование личного опыта детей.
Формирование ситуаций выбора и успеха.
Личное обращение к ученикам по имени.
Доброжелательная и эмоциональная манеры общения с детьми.
Взаимодействие двух сторон.
Диалог и полилог.
Мотивирование детей.
Использование творческих способностей.
Создание комфортных условий для деятельности детей, забота об их заинтересованности.
Доверие между детьми и педагогом.
Взаимопомощь (как между педагогом и ребенком, так и между детьми).
Своевременная смена деятельности.
Рефлексия.
Методы самостоятельного поиска и экспериментирования.
Наличие самостоятельной, мини-групповой, подгрупповой и коллективной деятельности.
Планирование деятельности происходит совместно с детьми.
Использование заданий разного уровня.
Доносимая информация должна представлять личную значимость для детей.
Гибкость в использовании группового пространства. [1]
Все признаки, кроме последних шести, обязательно должны использоваться на занятиях вне зависимости от возрастной группы детей. Последние шесть признаков используются ситуативно в зависимости от характера взаимодействия.
При наличии всех обязательных признаков можно с уверенностью сказать, что педагог в полной мере использует личностно ориентированную технологию. Если отсутствуют какие-либо из вышеперечисленных признаков можно сказать, что педагог использует лишь отдельные элементы технологии, а не владеет ею в целом.
Для полноценного использования личностно ориентированной технологии необходимо создать определенные условия, а именно:
— Использование индивидуальной программы обучение, целью которых является формирование исследовательского мышления.
— Взаимодействие осуществляет посредством диалога.
— Подбор учебного материала с целью воплощения метода исследовательских проектов, которые выполняются учениками.
Эффективность использования личностно центрированного зависит от внедрения нижеперечисленных особенностей:
— Контроль и оценка психологического состояния на протяжении занятий как с эмоциональной (реакция на успех или неудачу), так и с интеллектуальной (интерес, вовлеченность) сторон.
— Постоянное обращение внимание ребенка на цель, чтобы помочь ему сохранять мотивацию.
— Определение личного опыта детей на основе их деятельности.
— Применение сенсорных каналов для донесения новой информации.
— Формирование характера деятельности исходя из психологических особенностей ребенка и выводов специалистов-психологов.
— Использование на занятиях самостоятельной или совместной работы, как в парах, так и в группах.
— Уделять внимание гендерными аспектам.
— Широкое использование различного рода дидактического материала при закреплении темы, который позволит ребенку развить сенсорные каналы и поможет сформировать избирательность к типу, виду и форме задания.
— Регулирование и оценка деятельности каждого подопечного в отдельности и использование методов личной оценки учеником своих результатов, а также взаимооценки.
— Формирование у ребенка самостоятельности и уверенности в себе.
— Рефлексия (насколько дети довольны процессом, что им понравилось и что им не понравилось).
Подводя итоги, нужно отметить, что главными составляющими личностно ориентированной технологии для детей являются: личная инициатива и самоуправление, а для педагога: диалог с ребенком, понимание и предоставление свободы действий. Нужно понимать, что ребенок — самостоятельный субъект образовательного процесса, на которого направлена деятельность педагога и чье развитие является его приоритетом.
Литература:
- Ларичева Т. Д., Третьякова Н. И. Практика построения непосредственной образовательной деятельности на основе особенностей технологии личностно ориентированного обучения в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 46. — С. 226–229. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76517.htm.
- Поддубная, Е. А. Реализация технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми в условиях введения ФГОС ДО: // Академии развития творчества. 2018. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/6528-realizaciya-tehnologii-lichnostno-orientirovannogo-vzaimodeystviya-pedagoga-s-detymi-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-do
- Технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми: [Электронный ресурс] // Информационный ресурс CyberPedia. URL: https://cyberpedia.su/7x5278.html