Парная и групповая работа как средство осуществления личностно-ориентированного подхода в преподавании математики и физики
Авторы: Покидова Наталья Николаевна, Вертиева Людмила Николаевна, Цюцюра Татьяна Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 21.01.2016
Статья просмотрена: 308 раз
Библиографическое описание:
Покидова, Н. Н. Парная и групповая работа как средство осуществления личностно-ориентированного подхода в преподавании математики и физики / Н. Н. Покидова, Л. Н. Вертиева, Т. Н. Цюцюра. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9502/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современная педагогика требует раскрыть способности каждого ребенка. В целом учащиеся характеризуются среднем уровнем обучаемости, естественно, есть школьники, у которых он достаточно высок, которые способны к творческой деятельности. Всё это ориетирует нас на поиск новой формы учебной деятельности, способствующей развитию интереса к предмету и знаниям, соответствующим особенностям контингента нынешних учеников, помогающим слабым учиться, воплощающие идеи высокой взаимной требовательности и уважения.
В соответствии с личностно-ориентированным подходом в преподавании школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого», стремиться максимально, адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, начиная с начального образования способностями и потребностями и в тоже время гибко реагировать на изменение социально-культурной среды. В связи с этим главное предназначение школы — целостное развитие личности школьника и формирование его готовности к дальнейшему перманентному саморазвитию. Значит, необходимо так организовать учебный процесс, соблюдая строгую логичную последовательность курса, чтобы учащийся на занятиях был не объектом, воспринимающий готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельностью.
Как средство для осуществления этих задач можно использовать парную и групповую работу. В основе её лежит кооперативная деятельность — процесс организации работы учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие учащихся, требующее индивидуальной ответственности каждого. Поэтому в ходе кооперативной деятельности осуществляется развитие навыков личностного общения учащихся, побуждающего к рефлексивному взаимодействию.
Кооперативная деятельность дает возможность детям наблюдать за работай других детей, общаться, обмениваться мнениями, при этом возникает потребность оценивать результат и процесс совместной деятельности и участие каждого, адекватно воспринимать оценки товарищей.
Педагог П. П. Блонский писал, что превращение школьных занятий из уроков послушания в ряд открытий, делаемых учеником, — «это то единственное, что действительно может сделать нашу истину живой, пережитой и осознанной для ребёнка».
Теоритической базой использования на уроках парной и групповой работы можно считать труды педагогов-психологов Леонтьева А. Н., Давыдова В. В. Они развили одно из ведущих положений Пиаже о том, что содержание и методы обучения проектируют соответствующий тип мышления, т. е. методическая система учебных задач проектирует соответствующий тип мышления.
Формой реализации образовательного процесса является личностно-ориентированный урок. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение» — такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира (См.: Селевко 2005)
Особенности личностно-ориентированных технологий
Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка — личностно ориентирована.
Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий — уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личность — общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие — направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество. Он состоит из известных компонентов традиционного урока, но функции их и реализация существенно изменяются. Это такие компоненты как цель, содержание учебного материала, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы обучения и реальный результат.
Многие уроки новых типов (например, уроки-соревнования, путешествия, дидактические игры), новые разновидности уроков традиционных типов (семинары, зачёты, конференции и т. д.), целые системы преподавания, да и ряд отдельных приемов обучения математике связаны с работой учеников в микро коллективах — командах, рядах, звеньях, группах, экипажах, парах.
Вариантов организации работ, способов формирования групп, их целевых назначений и поручаемых им дел, видов отчетности множество. Групповая работа применяется с успехом при ознакомлении с новым материалом, при его обработке и закреплении, при решении задач, при сдаче зачетов.
Без сомнения, этот вид обучения математике физике обучение в группах — очень популярен:
во-первых, работа в группе сплачивает ребят;
во-вторых, воспитывает чувство коллективизма;
в-третьих, облегчает организацию обучения на основе учета индивидуальных особенностей (в этом случае формируют группы из учащихся одинаковых по уровню знаний);
в-четвёртых, развивает взаимопомощь, товарищескую поддержку (для этого группы комплектуют из разнородного по уровню подготовки состава);
в-пятых, способствует созданию на уроке спокойной, деловой обстановки.
Организация кооперативной деятельности в целостном педагогическом процессе основывается на следующих принципах:
личностно-рефлексивный подход, который реализуется через выбор задания, способствующих оптимальному развитию каждого ученика;
субъективный подход, который реализуется через создание ситуаций, когда каждый участник оказывается в субъективной позиции: ему необходимо самостоятельно ставить цели, осуществлять деятельность, анализировать и оценивать её результаты;
принцип свободы выбора;
принцип импровизации, который реализуется через включение в деятельность этапов «свободного поиска вариантов».
Групповая работа создает благоприятные условия для активного, личного включения учащихся в учебный процесс. Здесь можно рассчитывать на развитие мотивационной сферы за счёт использования дополнительных стимулов, на рождение нового отношения к математике, на формирование нового типа и уровня общения, на появление и закрепление у учащихся социально важных качеств.
Планируемые результаты обучения можно представить в виде схемы усвоения материала, которую должен пройти, насколько может и/или хочет каждый ученик:
Н → М → О → П
Н — некомпетентный уровень
М — минимальный уровень
О — общий уровень
П — продвинутый уровень
Так как в некоторые периоды учебного процесса в классе присутствуют ученики, достигшие разных уровней, то групповая техника работы будет всячески помогать каждому ученику в движении к продвинутому уровню, учитывая его личные способности и возможности.
Литература:
- Блонский П. П. Избранные педагогические произведения/ Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 696 с.
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений/ Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001. — 622 с.
- Закон РФ «Об образовании».
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005.