Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении
Авторы: Галкина Елена Михайловна, Кирпичева Лариса Анатольевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 24.11.2021
Статья просмотрена: 108 раз
Библиографическое описание:
Галкина, Е. М. Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении / Е. М. Галкина, Л. А. Кирпичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6828/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.
Ключевые слова: педагогическая технология, личностно ориентированные технологии, проблемного обучения, портфолио дошкольника .
Актуальные педагогические технологии в детском саду нацелены на реализацию государственных образовательных стандартов. Базовая сторона в них — положение воспитанника в воспитательно-образовательном процессе, отношение к нему педагога, который, в свою очередь, должен придерживаться положения Л. Г. Питерсона: «Не рядом, не над ним, а вместе». Цель педагога — содействовать становлению воспитанника как личности.
Технология — это абстрактно осмысленная деятельность, нацеленная на реализацию научных идей в практику, следовательно, педагогическая технология занимает промежуток между наукой и опытом, сплачивает теорию и практику.
Следственно, педагогическая технология — это порядок теоретически доказанных принципов и правил, а также подходящих приемов и методов эффективного результата педагогом целей воспитания, обучения, развития.
Признаки педагогической технологии
Основные критерии педагогической технологии
Концептуальность — это фундамент на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое подтверждение достижения воспитательно — образовательных целей.
Системность — это технология необходима обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью его частей; целостностью.
Управляемость — это возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность — это актуальные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, сделать возможным достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость — это вероятность применения образовательной технологии в детском саду.
Итак, бесспорно — если некая система претендует на роль технологии, она должна отвечать всем перечисленным выше требованиям.
Освоение педагогических технологий
Освоение педагогических технологий также должно быть технологичными, т. е. здесь необходимо соблюдать строгую логику.
Первый этап — изучение педагогической технологией .
На первом этапе следует ответить на ряд последовательных вопросов.
- Что нового, оригинального в ней находиться по сравнению с тем, что я уже делаю? (Уровень новизны технологии зависит не только от степени мастерства педагога)
- Содержательны ли эти направления? (Возможно, эти вопросы не актуальны для воспитанников, с которыми работает педагог или это препятствие не его специализации)
- В каких условиях эта технология обещает быть результативной? (Может оказаться, что требуемые условия недостижимы в работе педагога, тогда данная технология не будет плодотворной, а усилия, затраченные на ее освоение, исчезнут понапрасну)
- Следует ли применять конкретную технологию в своей педагогической деятельности? (Педагогическая технология может быть результативной только в том случае, если она: актуальна, основана на закономерностях человеческого восприятия и развития воспитанника, учитывает особенности данного состава группы, самого педагога и условий, в которых он эту технологию реализует)
- Если я вижу целесообразность применения конкретной технологии в своей педагогической деятельности, то в какой степени? (Возможно, технология интересна, но достаточно применять ее лишь на уровне характерных для нее приемов и методов или их групп, не доводя до целостного применения)
Второй этап — изучение технологии
– Установить круг задач, успешно решаемых в процессе применения педагогических технологии.
– Выделить критерии и показатели продуктивной деятельности педагога, реализуя данную педагогическую технологию, а также предусмотренные ею способы диагностики и коррекции педагогического процесса.
– Понять объективные закономерности, на которых построена технология, и допустимые границы вариативности работы.
– Выявить условия оптимальности технологии, способы их создания или учета, варианты сочетания, степень значимости.
Третий этап — применение технологии.
Этот этап предполагает последовательные шаги:
– использование отдельных элементов технологии;
– объединение освоенных знаний, применение их на уровне фрагментов технологии;
– последовательное применение всей технологии в целом, возобновление логики, заложенной в ней;
– творческое применение технологии, адаптация ее к особенностям своего стиля педагогической деятельности, модернизация отдельных элементов.
Последовательно пройдя все этапы, педагог не только получит более совершенные результаты в образовании воспитанников, но и удовлетворение от собственной работы, ставшей более результативной.
Современные образовательные технологии
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства детского сада реализуется на основе современных образовательных технологий:
– здоровьесберегающие;
– проектной деятельности;
– исследовательская деятельность;
– информационно-коммуникативные;
– личностно-ориентированные;
– портфолио дошкольника;
– портфолио педагога;
– игровая;
– разноуровневого обучения;
– ТРИЗ;
– коллективного способа обучения;
– интегрированного обучения;
– проблемного обучения.
Таким образом, рассмотрим основные принципы нескольких из них, наиболее актуальных в современных условиях.
Портфолио дошкольников
Портфолио дошкольников — это банк личных достижений воспитанника в разнообразных видах деятельности. Его успехов, положительных эмоций, шанс вспомнить их в будущем, ориентир в настоящем, — своеобразный маршрут развития воспитанника.
Организация портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о воспитаннике, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления ребенка, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда их развитие характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накоплением субъективного опыта.
Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных видах деятельности, продемонстрировать весь спектр его способностей.
Вывод: фиксация личных достижений воспитанника в разнообразных видах деятельности. Его успехов, положительных эмоций; ресурс для воспитанника еще раз пережить приятные моменты; возможность для законных представителей увидеть, как хорошо их ребенок изучил новое, сравнить с предыдущим.
Таким образом, портфолио дошкольника позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому воспитаннику и вручается ему при выпуске из детского сада как подарок.
Литература:
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995г.
- Брушлинкий А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983г.
- Кукушин В.С Педагогические технологии. М., 2004г.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М, 1998г.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: СПб. 2011г.
Ключевые слова
педагогическая технология, личностно ориентированные технологии, проблемного обучения, портфолио дошкольникаПохожие статьи
Педагогические технологии в образовательном процессе
В статье рассматривается понятие «педагогическая технология». Авторы раскрывают классификацию педагогических технологий и их применение. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию образовательного процесса. Она представляет и...
Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...
Возможности интеграции интернет-технологий в процесс обучения
В статье рассматривается вопросы возможностей внедрения в процесс обучения иностранным языкам, в частности, английскому языку. Автор акцентирует внимание на применении Интернет-технологий в процесс обучения, их интеграции в процесс. Помимо этого, в д...
Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)
В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.
Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий
Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...
Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся
Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций. Автор определяет принципы использования задач в учебно-воспитательном процессе, обращает внимание на методические аспекты орга...
Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям
В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...
История развития дистанционного обучения
В данной статье рассматривается сущность понятия дистанционного обучения, которое позволяет на расстоянии, с применением различных технических средств, слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно. Статья описывает цели и задачи диста...
Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации
Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...
Инклюзивный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями с применением дистанционных педагогических технологий
В статье рассматриваются проблемы обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного образования с помощью дистанционных технологий обучения. Авторы описывают пути решения возникающих трудностей путём использования совр...
Похожие статьи
Педагогические технологии в образовательном процессе
В статье рассматривается понятие «педагогическая технология». Авторы раскрывают классификацию педагогических технологий и их применение. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию образовательного процесса. Она представляет и...
Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...
Возможности интеграции интернет-технологий в процесс обучения
В статье рассматривается вопросы возможностей внедрения в процесс обучения иностранным языкам, в частности, английскому языку. Автор акцентирует внимание на применении Интернет-технологий в процесс обучения, их интеграции в процесс. Помимо этого, в д...
Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)
В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.
Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий
Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...
Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся
Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций. Автор определяет принципы использования задач в учебно-воспитательном процессе, обращает внимание на методические аспекты орга...
Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям
В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...
История развития дистанционного обучения
В данной статье рассматривается сущность понятия дистанционного обучения, которое позволяет на расстоянии, с применением различных технических средств, слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно. Статья описывает цели и задачи диста...
Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации
Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...
Инклюзивный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями с применением дистанционных педагогических технологий
В статье рассматриваются проблемы обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного образования с помощью дистанционных технологий обучения. Авторы описывают пути решения возникающих трудностей путём использования совр...