В данной статье рассматривается применение инновационных педагогических технологий применяемые в учебном процессе.
В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.
Давайте вспомним, что такое инновация.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному, в зависимости от различных методологических подходов
– Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога.
– Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость).
– Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.
– Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
– Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии:
– здоровьесберегающие;
– технологии проектной деятельности;
– развивающие;
– коррекционные;
– информационно-коммуникационные;
– технологии исследовательской деятельности;
– личностно-ориентированные;
– игровые;
– технологию портфолио педагога.
А сейчас рассмотрим каждую технологию отдельно.
Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Формами работы являются:
– гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика);
– занятия физкультуры;
– спортивные праздники;
– физкультминутки между занятиями, динамические паузы;
– прогулки;
– релаксация;
Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проекты различаются:
– по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
– по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
– по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
– по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».
Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
Примеры форм занятий сиспользованием информационно-коммуникационных технологий:
- Занятие-визуализация — изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т. ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).
- Практическое занятие в форме презентации — представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.
Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
ИКТ вработе современного педагога это:
– подбор иллюстративного материала;
– обмен опытом, знакомство с периодикой;
– оформление групповой документации, отчётов
– подбор материалов к занятиям;
– знакомство со сценариями;
– создание презентаций
Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения школьников.
Виды:
– технология музыкального воздействия (музыкальная терапия);
– арт-терапия;
– логоритмика;
– сказкотерапия;
– цветотерапия;
Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
При организации данных технологий воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методами иприёмами организации данной деятельности является:
– беседы;
– наблюдения;
– моделирование;
– фиксация результатов;
– Дидактические игы, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
– Трудовые поручения, действия.
Личностно-ориентированные технологии — технологии, ставящие в центр воспитательной системы личность ребенка, обеспечивающие ей комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного ребенка.
Цель данной технологии — создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения
Цели изадачи утреннего сбора:
– развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п);
– учить объяснять словами свое эмоциональное состояние;
– развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.);
– учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
– выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, последовательно и логично;
– учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
Игровая технология.
Практика показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
– которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
– которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
– которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
– которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
В 6 «б» классе работаю второй год, изучив особенности каждого, считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В классе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При деления на группы мной учитывается личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Образование возвращается к формуле «учимся не для школы, а для жизни»
В своей работе делаю акцент на личностно- ориентированный подход в общении, а, именно, совместную деятельность воспитателя детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребенок, а на то, насколько развиты его «сила ума», наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знание на практике.
При проведении внеклассных занятий использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности обучающиеся учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем. Общение с компьютером вызывает у обучающихся — сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
– повышению качества образования;
– повышению квалификации воспитателей;
– применение педагогического опыта и его систематизация;
– использование компьютерных технологий воспитанниками;
– сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
– повышения качества обучения и воспитания.
Литература:
- Калюжный Е. А. О сохранении и укреплении здоровья детей в процессе школьного образования / Е. А. Калюжный, Ю. Тремаскина, Д. Борзенко, Е. Норкина, К. Глаголева, К. Розина, А. Любаев // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10–2 (42). С. 175–179.
- Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: [учеб. пособие для вузов. — Казань: Центр инновац. технологий, 2005..
- «Паспорт здоровья студента» — метод формирования культуры здоровья / С. В. Михайлова, Е. А. Калюжный, Е.Норкина, Ю.Тремаскина // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С.81.
- Здоровье сельских школьников в современных экологических и социальных условиях / Е. А. Калюжный, В. А. Басуров, Н. В. Жулин, И. Садретдинова, Я. Федосеева, М.Маслова // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 228–237.