Современные образовательные технологии в ДОУ и ОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лебедева, В. В. Современные образовательные технологии в ДОУ и ОУ / В. В. Лебедева, Т. В. Загоруйко, Е. Е. Лактионова, С. Ю. Диденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46226/ (дата обращения: 30.10.2024).



Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования как в ОУ, так и в ДОУ. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Так как учителя и воспитатели ДОУ стремятся к единому образовательному пространству, то методы и формы организации работы с детьми направлены на одну цель: всестороннее развитие личности, адаптированной к жизни в современном обществе.

Исходя из поставленных задач, педагогам, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно использовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания и традиционной методики преподавания. Ребята хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности дошкольника и ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость повышения мастерства педагогов путём освоения и внедрения в свою практику современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Педагогическая технология — это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладения любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление: чёткость, структурность, ясность методического языка.

При подготовке к выступлению мы ознакомилась с образовательными технологиями в ДОУ и выделила для себя следующие современные приоритетные технологии:

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. технологии проектной деятельности
  3. технология исследовательской деятельности
  4. информационно-коммуникационные технологии;
  5. личностно-ориентированные технологии;
  6. технология портфолио дошкольника и воспитателя
  7. игровая технология и др.

Хочется отметить, что образовательные технологии в ДОУ и ОУ во многом схожи, так как решают общую задачу подготовки выпускников на разном уровне развития, способных:

‒ ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

‒ самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

‒ грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

‒ быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

‒ самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

В своей статье мы более подробно остановиться на образовательных технологиях в ОУ.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, используют следующие современные образовательные технологии:

  1. Педагогические технологии на основе активизации иинтенсификации деятельности учащихся:

Технология проблемного обучения. Еёактуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Проектные методы обучения. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

краткосрочные (1–2 урока);

среднесрочные (неделя);

долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала,

его анализа и т. д.

Исследовательские методы вобучении. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

‒ постановку проблемы;

‒ ознакомление с литературой по данной проблеме;

‒ овладение методикой исследования;

‒ сбор собственного материала;

‒ анализ;

‒ обобщение;

‒ выводы.

Технология использования вобучении игровых методов: ролевых, деловых, идругих видов обучающих игр

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления иорганизации учебного процесса:

Технология разноуровневого обучения.

Применение данной технологии даёт учителю возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализует желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Командная, групповая технология

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Обучение в сотрудничестве — это одно из требований обучения по ФГОС.

Педагогика сотрудничестваэта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

‒ взаимозависимости членов группы;

‒ личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

‒ совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

‒ общая оценка работы группы.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

Информационно-коммуникационные технологии. Вначальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Использование информационно-коммуникативных технологий обеспечивает изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

Обучение всотрудничестве

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

  1. Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Данные технологии проходят красной линией через все этапы урока, так как помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

  1. Система инновационной оценки «портфолио»

Суть данной технологии заключается в формировании персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки, социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Итак, успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке — все это помогает учащимся лучше усваивать учебный материал.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

Образовательные технологии, используемые в ДОУ и ОУ, заключают в себе единую цель, поэтому они во многом схожи.

Литература:

  1. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — М., 2004.
  2. Ю. В.Атемаскина, Л. Г. Богословец «Современные педагогические технологии в ДОУ» учебно- методическое пособие.- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
  3. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2013 год.
  4. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л. И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. — 2010. — № 1
  5. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». — 2010. — № 4.
  6. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. — 2010. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, урок, индивидуальный подход, личная ответственность, начальная школа, социальное самоопределение, уровень работоспособности, учебная деятельность, учебный материал, учебный процесс.


Задать вопрос