В статье авторы пытаются определить связи применений личностно-ориентированных технологий в работе с детьми в рамках занятий по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, обучение, дети.
Профессор, доктор психологических наук Ираида Сергеевна Якиманская, в ходе многолетнего анализа, превосходства личностно-ориентированного подхода в школьном образовании над традиционными подходами, сформулировала определение личностно-ориентированного обучения. Профессор считала, что это такое обучение, где особо важным является личность каждого ребенка, его субъектный опыт, который нужно раскрыть, а затем связать с содержанием образования. Якиманская писала о том, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития [1, с. 5].
Ученик — главная действующая фигура всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика.
В ходе реформирования российского образования, связанного с осуществлением личностно-ориентированного подхода, произошли необходимые изменения в стандартной практике обучения и воспитания детей. Формирование и обновление содержания образования, введение новых педагогических технологий, которые обеспечивали развитие самой личности. В этой связи приоритетными видятся личностно-ориентированные технологии.
Дополнительное образование является одним из элементов, составляющих образовательную систему России.
В дополнительном образовании детей широко применяются технологии, которые основаны на личностно-ориентированном подходе: педагогика сотрудничества; технология полного усвоения знаний; адаптивная система обучения; технология исследовательского обучения; технология игрового обучения; технология модульного обучения; технология разноуровневого обучения; дифференциация и индивидуализация обучения [2,с.8].
«Занятия по интересам», одно из направлений дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, которая реализуется педагогами в условиях социально-реабилитационного центра.
Для успешного развития творческих способностей у воспитанников младшего школьного возраста подходит такой вид декоративно — прикладного творчества, как лепка из глины. Именно творческие занятия, в частности лепка, способны помочь выразить те чувства и эмоции, которые накопились в душе, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности.
Применения личностно-ориентированных технологий на дополнительных занятиях способствуют эффективной реализации программы дополнительного образования.
Реализация применения личностно-ориентированной технологии возможна в условиях социально-реабилитационного центра через систему занятий в рамках программы по интересам «Умная глина».
Задача воспитателя — не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого воспитанника составляется индивидуальная программа, в рамках программы занятий по интересам «Умная глина». Продолжительность реализации 1 год. Для воспитанников младшей группы 7–10 лет разработано 49 занятий. Основная форма занятия — практическое занятие. Занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретический материал по лепке из глины составляет 20 часов. Практический материал по лепке из глины составляет 29 часов.
В социально-реабилитационном центре созданы все условия для развития творческих способностей воспитанников посредством применения лепки из глины, как одного из видов декоративно-прикладного творчества на занятиях по интересам «Умная глина».
Практическое занятие состоит из этапов:
- Объяснение воспитателя. Этап теоретического осмысления работы.
- Показ. Этап инструктажа.
- Проба. Этап, на котором два — три воспитанника выполняют работу, а остальные воспитанники наблюдают и под руководством воспитателя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
- Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Воспитатель уделяет особое внимание тем, кто плохо справляются с заданием.
- Контроль. На этом этапе принимаются и оцениваются работы воспитанников.
Чтобы достичь положительного результата, разработали определенную систему в своей работе, состоящую из этапов: предшествующая работа; анкетирование; определение формы работы; заготовка необходимых материалов; планирование хода работы; отработка возможных ошибок и способов их устранения. Занятия основываются на блочно-цикличном характере.
Наряду с традиционно признанными формами организации практических занятий, чтобы достичь положительного результата используются несколько форм занятий: вводное занятие, ознакомительное занятие, занятие с натуры, занятие по замыслу, занятие-импровизация, занятие проверочное, конкурсное занятие, занятие-экскурсия, итоговое занятие.
Воспитатель систематически проводит подведения итогов, регулярные фотоматериалы, дипломы воспитанников отражает на стенде: «Наше творчество».
Постоянно действуют выставки детских работ в реабилитационном центре. Работы воспитанников принимают участие в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, интернет конкурсах.
Организует дни презентаций детских работ родителям, сотрудникам, малышам.
На занятиях по интересам «Умная глина» индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого обучающегося, коррекционно-развивающие возможности декоративно-прикладного творчества основаны на том, что ребёнку предоставлены неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в процессе творчества. Способствуют развитию у детей природных творческих способностей.
Деятельность по формированию творческих способностей с учетом применений личностно-ориентированной технологии дала определённые результаты: после проведения занятий по интересам «Умная глина» дети овладели определенными знаниями, умениями, навыками, выявили и осознали свои способности. Все детские работы носят общественно-полезную направленность, находят применение в быту [3, с. 6].
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дополнительного образования.
Инновационное образование должно быть сконцентрировано на развитие личности человека, развертывание его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, умениями.
Личностно-ориентированные технологии способствуют раскрыть способности каждого ребёнка его творческую индивидуальность [4, с. 8].
Программа по интересам «Умная глина» способствует формированию знаний, умений у ребенка, накапливает собственный опыт и это даёт ему возможность самообразования, саморазвития, социализации и самовыражения, что способствует успешной социальной реабилитации детей
Личностно-ориентированных технологии, применяемые в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра, способствовали раскрытию способностей каждого ребёнка его, творческую индивидуальность.
Литература:
- Якиманская И. С. Личностно — ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996–96с.
- Дейч Б. А. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.
- БабынинаТ. Н. Развитие творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста посредством применения лепки из глины на занятиях по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних./ Всероссийский педагогический журнал «Познание» http://wwwzhurnalpoznanie.ru/servisy/obmen_opytom/publ?id=38
- Иванченко И. Д. Занятия в системе дополнительного образования детей.–Ростов-на-Дону, 2007.