Личностно-ориентированное обучение на основе современных педагогических технологий
Авторы: Таранцова Александра Владимировна, Попова Валерия Валерьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 21.01.2016
Статья просмотрена: 6171 раз
Библиографическое описание:
Таранцова, А. В. Личностно-ориентированное обучение на основе современных педагогических технологий / А. В. Таранцова, В. В. Попова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9526/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данная статья освещает вопрос личностно-ориентированного обучения на основе педагогических технологий, его актуальность, цели и задачи. Также раскрывает самые используемые технологии и показывает, что даёт ученику современный урок.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, педагог и ученик, технология обучения.
This article takes up a question personally — the focused training on the basis of pedagogical technologies, its relevance, the purposes and tasks. Also opens the most used technologies and shows that gives to the pupil a modern lesson.
Keywords: student-centered learning; teacher and student; technology training.
Активная развитость российского общества диктует формирование индивидуальности, практичности, раскрепощенности, независимости личности, умеющей ориентироваться в быстро меняющимся обществе.
Вследствие этого особо актуальной стратегической стороной развития системы образования в России на данный момент есть личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение — это обучение, в основе которого ставится личность обучаемого, ее индивидуальность, ценность, созидание гуманистических отношений в коллективе, посредством которых, каждый обучающийся осознает себя равноправной личностью.
Цель личностно-ориентированного обучения — способствовать формированию, созреванию и воспитанию в детях благородного человека способом выявления его личных качеств, становление и развитие когнитивных сил ребенка, обеспечение требований для глубокого объема ЗУНов.
Задачи личностно-ориентированного обучения — направленность деятельности детей на поиск и обработку информации, подытоживанию способов действия. Не «преподносить» готовый материал, а вызвать в ребенке интерес, обнаружить потенциальность каждого, создать коллективную работу. Не принуждать ребенка учиться, а организовать условия для правильного выбора учеником изучаемого предмета и скорость, его уяснения.
Актуальность личностно-ориентированного обучения заключается в том, что оно предлагает применение педагогами на практике работы по личностно-ориентированному обучению во время уроков различного интересного материала: сюжетно- ролевые и дидактические игры, ребусы, загадки, задачи- шутки, занимательные и игровые ситуации, которые помогают сформировать такие условия обучения, перевоплощающие обучающегося в субъект, увлечённый в самопознании, самосовершенстве, саморазвитии.
Перед тем, как мы подробно разберём личностно-ориентированные технологии обучения, попытаемся разобраться, что такое технология вообще?
«Технология» в широком смысле этого слова — наука о мастерстве («techno» — искусство, мастерство; «logos» — наука, закон).
С одной стороны, технология обучения — это комплекс средств и методов, изменения, обработки и представление учебного материала, с другой — это наука о методах влияния учителя на детей во время обучения с употреблением надлежащих информационных средств. В технологии обучения методы, cуть и средства обучения состоят во взаимосвязанности и взаимовлиянии. Педагогическое мастерство педагога заключается в том, чтобы выбрать должное содержание, использовать лучшие, приемлемые методы и средства обучения согласно с программой и назначенными общеобразовательными задачами.
Технология обучения — единая система, структурными элементами которой есть:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического взаимодействия;
организация учебного процесса;
ученик, учитель;
результат деятельности.
Виды личностно-ориентированных технологий:
Исследовательская (проблемно-поисковая). Особенной чертой этой технологии есть выполнение учителем модели «обучение путём открытия»
Коммуникативная (дискуссионная). Характерностью этой технологии является присутствие дискутирования, характеризующегося разными взглядами по изучаемому вопросу, сравнением их, искание за счет рассмотрения правильной точки зрения.
Имитационного моделирования (игровая). Особенностью этой технологии есть моделирование основных и очень важных профессиональных проблем в образовательном процессе и поиск способов их разрешения.
Психологическая (самоопределенческая). Характерной чертой этой технологии является самостоятельное определение обучающегося по исполнению какой-либо учебного занятия.
Деятельностная. Особенной стороной этой технологии есть умение обучающегося рассчитывать намеченное действие, быть его субъектом.
Рефлексивная. Свойственной стороной этой технологии является понимание ребёнком работы: того каким путём получен успех, какие при этом появлялись проблемы, как они были ликвидированы, и что он испытывал при этом.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, на взгляд профессора Бондарской Е. В., состоит из методов и приёмов, соответствующих таким условиям, как: разговорность, активно-творческий характер, нацеленность на поддержание индивидуального развития ученика, выделение обучающемуся обязательного пространства, свободы для совершения самостоятельного вывода, творческого процесса, выбор содержания и способов поведения и обучения.
Принимая во внимание эти условия, можно выделить перечень педагогических технологий, которые построены на личностно-ориентированном подходе:
технология саморазвивающего обучения;
технологии модульного обучения;
педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
технология индивидуального обучения;
адаптивная система обучения;
технологии разноуровневого обучения;
технологии развивающего обучения;
гуманно-личностная технология;
игровые технологии;
технология полного усвоения знаний;
проблемное обучение;
технология исследовательского обучения;
коллективный способ обучения.
Наиболее часто используемые технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе:
технология полного усвоения знаний;
технология разноуровневого обучения
технология модульного обучения;
технология игрового обучения;
технология исследовательского обучения;
педагогика сотрудничества;
адаптивная система обучения;
дифференциация и индивидуализация обучения.
Личностно-ориентированные технологии — это:
Принцип предотвращение перегрузок;
Переориентировка педагогов с дисциплинарно-учебной на индивидуальную модель согласования с учащимися;
Исключение вынуждения;
Активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность;
Организация коллективной работы, обеспечение диалогового общения;
Подходы ЛОО: разноуровневый, дифференцированный, индивидуальный субъективно-личностный, субъективно-личностный.
Таким образом, личностно-ориентированный урок состоится тогда, когда:
- Педагог создаст условия, которые превратят обучающегося в субъект, увлечённый учением, саморазвитием.
- Учитель будет помощником и устроителем учебносознательной деятельности учащихся, а не первым действующим лицом на уроке.
- Субъективная роль ученика будет содержать свободу темпа, выбора уровня обучения.
- Обучение будет организовано чрез диалог.
Современный урок даёт учителю либо «урочить», заполняя умы учеников ЗУНами или представлять уроки, развивающие понимание ЗУНов, создавать такие условия, которые повысили бы их ценности и понятия.
Литература:
1. Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2006.
2. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2 изд. — 2006.
3. Голубкова О. А., Кефеме И. Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе. — СПб., Речь, 2008.
4. Жайтапова А. А. Образование, ориентированное на результат, как международная педагогическая тенденция // Творческая педагогика.-2004.-№ 1.
5. Новые педагогические и образовательные технологии в образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М.:Академия, 2005.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии; Учебное пособие для студентов / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия.3 изд.-2008.
7. Склярова Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015.
8. Таранцова А. В. Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения студентов первых курсов // Воспитательная деятельность образовательного учреждения: Материалы IX Междунар. научно-практической конф. (г. Таганрог октябрь 2015 г.). — М.: Издательство «Перо».
Ключевые слова
технология обучения, личностно-ориентированное обучение, технология обучения., педагог и ученикПохожие статьи
Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий
Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы
Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...
Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов
В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...
Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза
В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...
Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.
Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения
В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...
К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе
В статье рассматривается современные технологии обучения иностранным языкам в средней школе, использование которых позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка и позволяет решать целый ряд дидактических задач.
Метод взаимного редактирования при обучении письму на иностранном языке
В статье рассматривается метод взаимного редактирования письменных работ учащимися как прием коммуникативной методики обучения письменной речи на иностранном языке. Обобщаются виды взаимного редактирования, его основные функции, потенциальные проблем...
Модульные технологии обучения в вузе
В данной статье рассматриваются вопросы апробации и внедрения в учебный процесс инновационные педагогические технологии в частности, технологии блочно-модульного обучения. Даётся разъяснение понятиям проблемного и модульного обучения, которые помогут...
Похожие статьи
Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий
Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы
Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...
Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов
В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...
Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза
В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...
Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.
Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения
В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...
К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе
В статье рассматривается современные технологии обучения иностранным языкам в средней школе, использование которых позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка и позволяет решать целый ряд дидактических задач.
Метод взаимного редактирования при обучении письму на иностранном языке
В статье рассматривается метод взаимного редактирования письменных работ учащимися как прием коммуникативной методики обучения письменной речи на иностранном языке. Обобщаются виды взаимного редактирования, его основные функции, потенциальные проблем...
Модульные технологии обучения в вузе
В данной статье рассматриваются вопросы апробации и внедрения в учебный процесс инновационные педагогические технологии в частности, технологии блочно-модульного обучения. Даётся разъяснение понятиям проблемного и модульного обучения, которые помогут...