В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выбора учащимися способов деятельности, видов и направленности заданий. Особое внимание уделено индивидуализации обучения с учетом психологических особенностей и возможностей учащихся навыков самоанализа, самооценки, самосознания.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучения, объект и субъект, образовательного процесса, индивидуализации обучения, личностные качества, развитее, познавательная деятельность.
Личностно-ориентированное обучение это естественная система развития неповторимой личности с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, его психологической направленности.
В процессе личностно-ориентированного обучения у учащегося формируется самостоятельность, инициативность, ответственность, критическое мышление и другие личностные качества.
При личностно-ориентированном обучении учащийся перестает быть объектом обучения, напротив-создаются возможности для его саморазвития, самостоятельного получения знаний, проявления своих способностей, самопознания, наблюдений, самопроверки в ходе практической деятельности, освоения новых идей и теорий, поисков эффективных путей решения проблем, развития творческого, критического мышления. Каждый учащийся стремится проявить свою индивидуальность, уникальный характер.
На уроке учитель использует методы, развивающие мышление учащихся (проблемно-поисковый, исследовательский, эвристический; методы диалога, беседы, работы в группах), то есть важно создать такие условия, при которых учащийся в место, нейтрального объекта пробрел бы индивидуальные качества субъекта. Для этого учитель должен творчески подойти к отбору содержания учебного материала, который бы заинтересовал ученика, был бы связан с его личным опытом и побуждал к активному мышлению.
Личностно-ориентированное обучение создает оптимальные условия для развития учащихся с учетом их индивидуализации. Учебный процесс при таком подходе организуется своеобразно, поскольку он направлен на индивидуальную работу с каждым учеником, исходя из его психологических особенностей.
С этой целью осуществляется отбор содержания учебных и дидактических материалов, составляются методические рекомендации по их использованию, проектируются формы учебных диалогов, контроля знаний учащихся и другие приёмы, направленные на усвоение знаний и развитие учащихся.
Разработка дидактического обеспечения процесса личностно-ориентированного обучения связана с выполнением ряда условий:
- учебный материал, предлагаемый учащимся, должен содержать в себе индивидуальный опыт и усвоенные учащимися знания;
- при изложении материала учебника учителем следует обратить внимание не только на его расширение и обобщение, но и на обогащение или изменение личного опыта каждого ученика;
- в учебном процессе необходимо координировать опыт ученика с научным содержанием знаний;
- необходимо создавать условия в учебном процессе для повышения, развития знаний, формирования умений выражать свои мысли;
- учебный процесс целесообразно строить таким образом, чтобы учащиеся имели возможность выбирать порядок и способ выполнения учебных задач;
- важно сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы и умений самим определять наиболее подходящие для них приемы усвоения учебного материала;
- комментария общие понятия, учителю следует соотносить специфику изучаемого предмета с задачами развития личности учеников;
- на всех этапах обучения необходимо контролировать и оценивать усвоение учащимися учебного материала и результаты их деятельности.
Чтобы в полной мере раскрылись способности и возможности каждого ученика, следует создать оптимальную учебную среду. В это понятие входит:
- подготовка и использование учебного материала различного содержания, жаров и видов;
- возможность выбора учеником способов выполнения заданий;
- использование нетрадиционных форм обучения (индивидуальная работа, работа в группах) в целях развития творческой активности учащихся;
- создание условий для самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
- организация занятий в малых группах (тренинг, имитационно-ролевые игры, диалоги);
- разработка и использования индивидуальных программ;
- организация учебного процесса на основе метода проектирования.
Если такие условия будут созданы, то каждый ученик сможет усваивать знания, сообразно своим способностям и возможностям.
Основные требования к уроку в системе личностно — ориентированного обучения.
Цель: создание условий для проявления познавательной активности.
Средства достижения цели:
- использование различных видов и форм учебной деятельности для выявления субъективного опыта учащихся;
- создание условий для повышения активности всего класса в процессе урока;
- применение различных приемов выполнения заданий учащимися, свободного выражения своих мыслей без опасения допустить ошибку или неправильно ответить на вопрос;
- оценка результатов деятельности учащихся не только на основе: правильно неправильно выполнено задание;
- предоставление учащимся возможности выбора способов работы (или решения задач), анализа приёмов деятельности других учащихся, выбора и освоения наиболее эффективных методов;
- выявление причин низкой успеваемости, несобранности учащихся, принятие мер по оказанию поддержки этим ученикам, недопущение давления на них;
- создание на уроке «Ситуации успеха», оказание помощи в учебе, поддержание уверенности в своих силах и способностях.
Организация учебной деятельности, направленной на индивидцальное развитие личности.
Виды заданий:
1. Задания, способствующие самосознанию личности (обращение учителя к учиникам: «Пойми себя», «Узнай себя»);
- самооценка (проверка выполнения работа по подготовленным учителем плану, схеме, алгоритму, анализ ошибок);
- анализ и самооценка приемов выполнения работы по данному содержанию (рациональный способ решения задачи; качество плана сочинения, последовательность действий в лабораторной работе);
- оценка учеником себя как субъекта учебной деятельности (смогу ли планировать свою деятельность, способен (способна) ли организовать свой действия, смогу ли оценить достигнутые результаты);
- оценка своего участия в учебной деятельности (уровень активности, сотрудничество с другими участниками, инициативность, творчество);
- оценка способностей выполнять классные и домашние задания (внимание, восприятие, помять и другие).
- задания на «отражение» — нахождение сходства героев в учебном содержании и качеств собственной личности (например, при изучении литературы).
2. Здание, направленные на определение своего статуса, своей роле (учитель дает тезис «Мой выбор»):
- выбор разного учебного содержания;
- разнонаправленный выбор заданий (на креативность, на теоретическое обоснование);
- выбор заданий с позиций соответствия учебной деятельности уровню оценки;
- задания на выбор основных приемов учебной деятельности (приемы взаимосвязи с учителем и одноклассниками, определения, кем и как выполняются задания);
- выбор учебной деятельности (усвоение темы за короткое время, усвоение темы по блокам (по частям));
- выбор пути развития со стороны учащихся.
Процесс образования по содержанию должен быть не только информационным, но и развивающим. Поэтому учитель должен наблюдать за динамикой развития каждого ученика, выполнением заданий, накапливать банк данных и формировать «портрет» ученика (мышление, интерес к наукам, внимание и другие свойства личности). Использование таких данных повысит эффективность обучения.