Технология личностно-ориентированного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 07.07.2014

Статья просмотрена: 3299 раз

Библиографическое описание:

Буриев, Т. К. Технология личностно-ориентированного обучения / Т. К. Буриев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 423-424. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11937/ (дата обращения: 30.10.2024).

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выбора учащимися способов деятельности, видов и направленности заданий. Особое внимание уделено индивидуализации обучения с учетом психологических особенностей и возможностей учащихся навыков самоанализа, самооценки, самосознания.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучения, объект и субъект, образовательного процесса, индивидуализации обучения, личностные качества, развитее, познавательная деятельность.

Личностно-ориентированное обучение это естественная система развития неповторимой личности с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, его психологической направленности.

В процессе личностно-ориентированного обучения у учащегося формируется самостоятельность, инициативность, ответственность, критическое мышление и другие личностные качества.

При личностно-ориентированном обучении учащийся перестает быть объектом обучения, напротив-создаются возможности для его саморазвития, самостоятельного получения знаний, проявления своих способностей, самопознания, наблюдений, самопроверки в ходе практической деятельности, освоения новых идей и теорий, поисков эффективных путей решения проблем, развития творческого, критического мышления. Каждый учащийся стремится проявить свою индивидуальность, уникальный характер.

На уроке учитель использует методы, развивающие мышление учащихся (проблемно-поисковый, исследовательский, эвристический; методы диалога, беседы, работы в группах), то есть важно создать такие условия, при которых учащийся в место, нейтрального объекта пробрел бы индивидуальные качества субъекта. Для этого учитель должен творчески подойти к отбору содержания учебного материала, который бы заинтересовал ученика, был бы связан с его личным опытом и побуждал к активному мышлению.

Личностно-ориентированное обучение создает оптимальные условия для развития учащихся с учетом их индивидуализации. Учебный процесс при таком подходе организуется своеобразно, поскольку он направлен на индивидуальную работу с каждым учеником, исходя из его психологических особенностей.

С этой целью осуществляется отбор содержания учебных и дидактических материалов, составляются методические рекомендации по их использованию, проектируются формы учебных диалогов, контроля знаний учащихся и другие приёмы, направленные на усвоение знаний и развитие учащихся.

Разработка дидактического обеспечения процесса личностно-ориентированного обучения связана с выполнением ряда условий:

-        учебный материал, предлагаемый учащимся, должен содержать в себе индивидуальный опыт и усвоенные учащимися знания;

-        при изложении материала учебника учителем следует обратить внимание не только на его расширение и обобщение, но и на обогащение или изменение личного опыта каждого ученика;

-        в учебном процессе необходимо координировать опыт ученика с научным содержанием знаний;

-        необходимо создавать условия в учебном процессе для повышения, развития знаний, формирования умений выражать свои мысли;

-        учебный процесс целесообразно строить таким образом, чтобы учащиеся имели возможность выбирать порядок и способ выполнения учебных задач;

-        важно сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы и умений самим определять наиболее подходящие для них приемы усвоения учебного материала;

-        комментария общие понятия, учителю следует соотносить специфику изучаемого предмета с задачами развития личности учеников;

-        на всех этапах обучения необходимо контролировать и оценивать усвоение учащимися учебного материала и результаты их деятельности.

Чтобы в полной мере раскрылись способности и возможности каждого ученика, следует создать оптимальную учебную среду. В это понятие входит:

-        подготовка и использование учебного материала различного содержания, жаров и видов;

-        возможность выбора учеником способов выполнения заданий;

-        использование нетрадиционных форм обучения (индивидуальная работа, работа в группах) в целях развития творческой активности учащихся;

-        создание условий для самостоятельной и коллективной творческой деятельности;

-        организация занятий в малых группах (тренинг, имитационно-ролевые игры, диалоги);

-        разработка и использования индивидуальных программ;

-        организация учебного процесса на основе метода проектирования.

Если такие условия будут созданы, то каждый ученик сможет усваивать знания, сообразно своим способностям и возможностям.

Основные требования к уроку в системе личностно — ориентированного обучения.

Цель: создание условий для проявления познавательной активности.

Средства достижения цели:

-        использование различных видов и форм учебной деятельности для выявления субъективного опыта учащихся;

-        создание условий для повышения активности всего класса в процессе урока;

-        применение различных приемов выполнения заданий учащимися, свободного выражения своих мыслей без опасения допустить ошибку или неправильно ответить на вопрос;

-        оценка результатов деятельности учащихся не только на основе: правильно неправильно выполнено задание;

-        предоставление учащимся возможности выбора способов работы (или решения задач), анализа приёмов деятельности других учащихся, выбора и освоения наиболее эффективных методов;

-        выявление причин низкой успеваемости, несобранности учащихся, принятие мер по оказанию поддержки этим ученикам, недопущение давления на них;

-        создание на уроке «Ситуации успеха», оказание помощи в учебе, поддержание уверенности в своих силах и способностях.

Организация учебной деятельности, направленной на индивидцальное развитие личности.

Виды заданий:

1.        Задания, способствующие самосознанию личности (обращение учителя к учиникам: «Пойми себя», «Узнай себя»);

-        самооценка (проверка выполнения работа по подготовленным учителем плану, схеме, алгоритму, анализ ошибок);

-        анализ и самооценка приемов выполнения работы по данному содержанию (рациональный способ решения задачи; качество плана сочинения, последовательность действий в лабораторной работе);

-        оценка учеником себя как субъекта учебной деятельности (смогу ли планировать свою деятельность, способен (способна) ли организовать свой действия, смогу ли оценить достигнутые результаты);

-        оценка своего участия в учебной деятельности (уровень активности, сотрудничество с другими участниками, инициативность, творчество);

-        оценка способностей выполнять классные и домашние задания (внимание, восприятие, помять и другие).

-        задания на «отражение» — нахождение сходства героев в учебном содержании и качеств собственной личности (например, при изучении литературы).

2.        Здание, направленные на определение своего статуса, своей роле (учитель дает тезис «Мой выбор»):

-        выбор разного учебного содержания;

-        разнонаправленный выбор заданий (на креативность, на теоретическое обоснование);

-        выбор заданий с позиций соответствия учебной деятельности уровню оценки;

-        задания на выбор основных приемов учебной деятельности (приемы взаимосвязи с учителем и одноклассниками, определения, кем и как выполняются задания);

-        выбор учебной деятельности (усвоение темы за короткое время, усвоение темы по блокам (по частям));

-        выбор пути развития со стороны учащихся.

Процесс образования по содержанию должен быть не только информационным, но и развивающим. Поэтому учитель должен наблюдать за динамикой развития каждого ученика, выполнением заданий, накапливать банк данных и формировать «портрет» ученика (мышление, интерес к наукам, внимание и другие свойства личности). Использование таких данных повысит эффективность обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): личностно-ориентированное обучение, учебная деятельность, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое мышление, личной опыт.


Ключевые слова

познавательная деятельность, личностно-ориентированное обучения, объект и субъект, образовательного процесса, индивидуализации обучения, личностные качества, развитее

Похожие статьи

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Программа психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности как основа профессионально-личностного развития

В статье рассматривается важность психологического сопровождения молодых сотрудников УИС в процессе их профессионально-личностного развития. При разработке программы психологического сопровождения мы ориентировались на коррекцию выявленных особенност...

Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников

Исследуются практические аспекты развития творческого мышления младших школьников. Рассмотрены результаты исследования по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческого мышления младших школьников во вн...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Формирование у студентов мотивации к валеолого-педагогической деятельности

Целью статьи является формирование валеологической компетентности будущих учителей в процессе физического воспитания. Результативность обучения должна признаться, как овладение умением учиться, формированием отдельных сторон учебной деятельности, изм...

Деятельностный подход в образовании как важный фактор формирования мотивации, знаний и развития личности обучающихся

В статье авторы рассматривают вопросы по формированию у обучающихся мотивации, знаний и развития личности с использованием деятельностного подхода в образовании. Для осуществления поставленных задач необходимо использовать разнообразные формы, методы...

Похожие статьи

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Программа психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности как основа профессионально-личностного развития

В статье рассматривается важность психологического сопровождения молодых сотрудников УИС в процессе их профессионально-личностного развития. При разработке программы психологического сопровождения мы ориентировались на коррекцию выявленных особенност...

Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников

Исследуются практические аспекты развития творческого мышления младших школьников. Рассмотрены результаты исследования по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческого мышления младших школьников во вн...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Формирование у студентов мотивации к валеолого-педагогической деятельности

Целью статьи является формирование валеологической компетентности будущих учителей в процессе физического воспитания. Результативность обучения должна признаться, как овладение умением учиться, формированием отдельных сторон учебной деятельности, изм...

Деятельностный подход в образовании как важный фактор формирования мотивации, знаний и развития личности обучающихся

В статье авторы рассматривают вопросы по формированию у обучающихся мотивации, знаний и развития личности с использованием деятельностного подхода в образовании. Для осуществления поставленных задач необходимо использовать разнообразные формы, методы...

Задать вопрос