Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 марта, печатный экземпляр отправим 2 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 19.12.2017

Статья просмотрена: 1999 раз

Библиографическое описание:

Зинченко, С. С. Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков / С. С. Зинченко, Л. Г. Бобрикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47283/ (дата обращения: 18.03.2025).



Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию и развитию детского коллектива. Особое внимание обращается на системность и непрерывность данной работы, на её значимость в создании психологически безопасной среды школы.

Ключевые слова: профилактика, коллектив, конфликт, коммуникативные навыки, коллективные творческие дела, психологическая безопасность.

В настоящее время проблема безопасности личности является актуальной. Рост агрессии в современном обществе, обусловленный социальными, экономическими, политическими причинами находит отражение и в росте напряжения в межличностных отношениях среди детей и подростков. Школа же является наиболее действенным инструментом профилактики насилия, как институт объединяющий интересы семьи и государства.

По наблюдениям педагогов наиболее часто агрессивное поведение у учащихся бывает в том случае, если у подростков не сформированы навыки конструктивного взаимодействия, в недружных классах, где дети дружат группами друг против друга. Это результат длительных неконструктивных отношений и профилактику нужно начинать с начальной школы, с первого класса.

Конфликт — это всегда противоречие, несогласие, желание отстоять свою точку зрения. Конфликт не превращается в драму и насилие, если учащиеся умеют конструктивно разрешить возникшие разногласия.

Классный руководитель, исходя из особенностей развития своего класса, совместно с психологом может составить цикл тематических занятий направленных на решение коммуникативных проблем, формирование умения работать в команде, быть терпимее друг к другу. Ведь часто именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в основе преследований друг друга.

В процессе планирования и проведения занятий обязательно обращаем внимание на детей в статусе аутсайдеров, вовлекаем их в деятельность, поощряем их активность. Непопулярному ребёнку даётся возможность показать себя с выгодной стороны, обратить внимание одноклассников на свои привлекательные черты характера.

В план воспитательной работы целесообразно включить мероприятия по ознакомлению с этикой общения, формированию необходимых коммуникативных навыков. Правила взаимодействия вводятся в обязательный компонент ежедневного общения, поддерживаются и корректируются учителем (классным руководителем).

Для предотвращения нежелательных последствий конфликтных ситуаций, следует применять техники посредничества, научите учеников методам ведения переговоров, которые помогут им:

– определить суть конфликта («Из-за чего мы спорим? Как и почему возникла проблема?»);

– поделиться мнениями и обменяться предложениями («Я думаю, надо поступить так, потому что…»);

– взглянуть на ситуацию со стороны (посредством ролевых игр, обсуждений);

– найти компромисс, который позволит обоим участникам достичь согласия, не ущемляя интересов друг друга («Давай сегодня поступим по-твоему, а завтра, по-моему, и посмотрим, как лучше»);

– прийти к разумному решению.

Основные принципы работы в данном направлении: системность, непрерывность.

Ниже приведены примерные правила, аксиомы жизни классного коллектива:

Этика общения

Хороший поступок — это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.

Правила жизни в школе

Помогать старшим

Складывать на место учебные принадлежности

Не жевать жвачку на уроках, при разговоре

Помнить и стараться выполнять свои обещания

Доводить начатое дело до конца

Самостоятельно готовить домашнее задание

Правила дружной работы

Прежде всего, думать об интересах команды

Действовать сообща, а не в одиночку

При принятии решения прислушиваться к мнению каждого и уважать товарищей

Помогать друг другу

Необходимым звеном данной работы является организация взаимодействия с родителями, с ними договариваемся о соблюдении и поддержки введённых правил в общении не только в школе, но и дома. Для того чтобы родители услышали и приняли рекомендации, проводится ряд тематических встреч.

Одну из самых первых и действенных мер профилактики можно выразить словами английской пословицы: «Хороший пример — это самая лучшая проповедь». Поведение педагога в конфликтной ситуации, его реакции служат для учащихся примером поведения.

Представленные методы и приёмы работы с классным коллективом (наряду с другими педагогическими технологиями работы) помогают, в итоге, решить задачу создания психологически безопасной образовательной среды современной школы.

Литература:

  1. Безруких, М. М., Филиппова, Т. А. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни [Текст]: 2–6 классы / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 48 с.
  2. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания [Текст] / И. П. Иванов. — М., Просвещение, 1990.-144c
  3. Как остановить насилие в школе [Текст] / пособие для учителей. — ООН по вопросам образования, науки и культуры, 2014. — 41 с.
  4. Королёва, Е. В., Юрченко, П. Г., Бурдыгина, Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие. [Текст] / Е. В. Королёва, П. Г. Юрченко, Т. Н. Бурдыгина. — М.: Аркти, 2006. — 80 с.
  5. Кравцова, М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой [Текст] / М. М. Кравцова. — М.: Генезис, 2005. — 111 с.
  6. Микляева, А. В., Румянцева, П. В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
  7. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2010. — 176 с.
  8. Поздравления к любой дате [электронный ресурс] / http://datki.net
  9. Цитаты и пословицы [электронный ресурс] / http://citaty.socratify.net/angliiskie-poslovitsy-i-pogovorki/244276
Основные термины (генерируются автоматически): классный коллектив, друг, друг друга, классный руководитель, этика общения.


Похожие статьи

Роль учителя в формировании личности младшего школьника

В статье рассматривается влияние учителя на развитие личности младших школьников. Автор анализирует ключевые педагогические стратегии, направленные на формирование у детей ценностных ориентиров, социально-коммуникативных навыков и учебной мотивации. ...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Методы формирования у детей чувства ответственности

В статье рассматриваются методы формирования у детей чувства ответственности. Автор систематизирует основные стратегии, направленные на формирование осознанных обязательств, подчеркнув их центральное значение для воспитательного процесса младших школ...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Роль и функции межличностного общения в эффективной работе психолога

Общение — один из основных инструментов развития личности, представляющий собой сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности. Целью данной статьи является рассмотрение актуальност...

Особенности развития способностей младших школьников в отечественной психологии

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учит...

Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища

В статье рассматривается проблема формирования и развития классного коллектива, обсуждаются задачи педагогов по диагностике и коррекции взаимоотношений в коллективе, а также роль психологического и педагогического сопровождения для успешного развития...

Внимание как фактор умственной работоспособности учащихся

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учит...

Похожие статьи

Роль учителя в формировании личности младшего школьника

В статье рассматривается влияние учителя на развитие личности младших школьников. Автор анализирует ключевые педагогические стратегии, направленные на формирование у детей ценностных ориентиров, социально-коммуникативных навыков и учебной мотивации. ...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Методы формирования у детей чувства ответственности

В статье рассматриваются методы формирования у детей чувства ответственности. Автор систематизирует основные стратегии, направленные на формирование осознанных обязательств, подчеркнув их центральное значение для воспитательного процесса младших школ...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Роль и функции межличностного общения в эффективной работе психолога

Общение — один из основных инструментов развития личности, представляющий собой сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности. Целью данной статьи является рассмотрение актуальност...

Особенности развития способностей младших школьников в отечественной психологии

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учит...

Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища

В статье рассматривается проблема формирования и развития классного коллектива, обсуждаются задачи педагогов по диагностике и коррекции взаимоотношений в коллективе, а также роль психологического и педагогического сопровождения для успешного развития...

Внимание как фактор умственной работоспособности учащихся

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учит...

Задать вопрос