Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Педагогика
19.12.2017
2049
Поделиться
Библиографическое описание
Зинченко, С. С. Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков / С. С. Зинченко, Л. Г. Бобрикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47283/.


Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию и развитию детского коллектива. Особое внимание обращается на системность и непрерывность данной работы, на её значимость в создании психологически безопасной среды школы.

Ключевые слова: профилактика, коллектив, конфликт, коммуникативные навыки, коллективные творческие дела, психологическая безопасность.

В настоящее время проблема безопасности личности является актуальной. Рост агрессии в современном обществе, обусловленный социальными, экономическими, политическими причинами находит отражение и в росте напряжения в межличностных отношениях среди детей и подростков. Школа же является наиболее действенным инструментом профилактики насилия, как институт объединяющий интересы семьи и государства.

По наблюдениям педагогов наиболее часто агрессивное поведение у учащихся бывает в том случае, если у подростков не сформированы навыки конструктивного взаимодействия, в недружных классах, где дети дружат группами друг против друга. Это результат длительных неконструктивных отношений и профилактику нужно начинать с начальной школы, с первого класса.

Конфликт — это всегда противоречие, несогласие, желание отстоять свою точку зрения. Конфликт не превращается в драму и насилие, если учащиеся умеют конструктивно разрешить возникшие разногласия.

Классный руководитель, исходя из особенностей развития своего класса, совместно с психологом может составить цикл тематических занятий направленных на решение коммуникативных проблем, формирование умения работать в команде, быть терпимее друг к другу. Ведь часто именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в основе преследований друг друга.

В процессе планирования и проведения занятий обязательно обращаем внимание на детей в статусе аутсайдеров, вовлекаем их в деятельность, поощряем их активность. Непопулярному ребёнку даётся возможность показать себя с выгодной стороны, обратить внимание одноклассников на свои привлекательные черты характера.

В план воспитательной работы целесообразно включить мероприятия по ознакомлению с этикой общения, формированию необходимых коммуникативных навыков. Правила взаимодействия вводятся в обязательный компонент ежедневного общения, поддерживаются и корректируются учителем (классным руководителем).

Для предотвращения нежелательных последствий конфликтных ситуаций, следует применять техники посредничества, научите учеников методам ведения переговоров, которые помогут им:

– определить суть конфликта («Из-за чего мы спорим? Как и почему возникла проблема?»);

– поделиться мнениями и обменяться предложениями («Я думаю, надо поступить так, потому что…»);

– взглянуть на ситуацию со стороны (посредством ролевых игр, обсуждений);

– найти компромисс, который позволит обоим участникам достичь согласия, не ущемляя интересов друг друга («Давай сегодня поступим по-твоему, а завтра, по-моему, и посмотрим, как лучше»);

– прийти к разумному решению.

Основные принципы работы в данном направлении: системность, непрерывность.

Ниже приведены примерные правила, аксиомы жизни классного коллектива:

Этика общения

Хороший поступок — это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.

Правила жизни в школе

Помогать старшим

Складывать на место учебные принадлежности

Не жевать жвачку на уроках, при разговоре

Помнить и стараться выполнять свои обещания

Доводить начатое дело до конца

Самостоятельно готовить домашнее задание

Правила дружной работы

Прежде всего, думать об интересах команды

Действовать сообща, а не в одиночку

При принятии решения прислушиваться к мнению каждого и уважать товарищей

Помогать друг другу

Необходимым звеном данной работы является организация взаимодействия с родителями, с ними договариваемся о соблюдении и поддержки введённых правил в общении не только в школе, но и дома. Для того чтобы родители услышали и приняли рекомендации, проводится ряд тематических встреч.

Одну из самых первых и действенных мер профилактики можно выразить словами английской пословицы: «Хороший пример — это самая лучшая проповедь». Поведение педагога в конфликтной ситуации, его реакции служат для учащихся примером поведения.

Представленные методы и приёмы работы с классным коллективом (наряду с другими педагогическими технологиями работы) помогают, в итоге, решить задачу создания психологически безопасной образовательной среды современной школы.

Литература:

  1. Безруких, М. М., Филиппова, Т. А. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни [Текст]: 2–6 классы / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 48 с.
  2. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания [Текст] / И. П. Иванов. — М., Просвещение, 1990.-144c
  3. Как остановить насилие в школе [Текст] / пособие для учителей. — ООН по вопросам образования, науки и культуры, 2014. — 41 с.
  4. Королёва, Е. В., Юрченко, П. Г., Бурдыгина, Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие. [Текст] / Е. В. Королёва, П. Г. Юрченко, Т. Н. Бурдыгина. — М.: Аркти, 2006. — 80 с.
  5. Кравцова, М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой [Текст] / М. М. Кравцова. — М.: Генезис, 2005. — 111 с.
  6. Микляева, А. В., Румянцева, П. В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
  7. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2010. — 176 с.
  8. Поздравления к любой дате [электронный ресурс] / http://datki.net
  9. Цитаты и пословицы [электронный ресурс] / http://citaty.socratify.net/angliiskie-poslovitsy-i-pogovorki/244276
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
профилактика
коллектив
конфликт
коммуникативные навыки
коллективные творческие дела
психологическая безопасность
Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 277-279):
Часть 3 (стр. 215-315)
Расположение в файле:
стр. 215стр. 277-279стр. 315

Молодой учёный