Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию и развитию детского коллектива. Особое внимание обращается на системность и непрерывность данной работы, на её значимость в создании психологически безопасной среды школы.
Ключевые слова: профилактика, коллектив, конфликт, коммуникативные навыки, коллективные творческие дела, психологическая безопасность.
В настоящее время проблема безопасности личности является актуальной. Рост агрессии в современном обществе, обусловленный социальными, экономическими, политическими причинами находит отражение и в росте напряжения в межличностных отношениях среди детей и подростков. Школа же является наиболее действенным инструментом профилактики насилия, как институт объединяющий интересы семьи и государства.
По наблюдениям педагогов наиболее часто агрессивное поведение у учащихся бывает в том случае, если у подростков не сформированы навыки конструктивного взаимодействия, в недружных классах, где дети дружат группами друг против друга. Это результат длительных неконструктивных отношений и профилактику нужно начинать с начальной школы, с первого класса.
Конфликт — это всегда противоречие, несогласие, желание отстоять свою точку зрения. Конфликт не превращается в драму и насилие, если учащиеся умеют конструктивно разрешить возникшие разногласия.
Классный руководитель, исходя из особенностей развития своего класса, совместно с психологом может составить цикл тематических занятий направленных на решение коммуникативных проблем, формирование умения работать в команде, быть терпимее друг к другу. Ведь часто именно отсутствие терпимости к особенностям другого, к его непохожести и лежит в основе преследований друг друга.
В процессе планирования и проведения занятий обязательно обращаем внимание на детей в статусе аутсайдеров, вовлекаем их в деятельность, поощряем их активность. Непопулярному ребёнку даётся возможность показать себя с выгодной стороны, обратить внимание одноклассников на свои привлекательные черты характера.
В план воспитательной работы целесообразно включить мероприятия по ознакомлению с этикой общения, формированию необходимых коммуникативных навыков. Правила взаимодействия вводятся в обязательный компонент ежедневного общения, поддерживаются и корректируются учителем (классным руководителем).
Для предотвращения нежелательных последствий конфликтных ситуаций, следует применять техники посредничества, научите учеников методам ведения переговоров, которые помогут им:
– определить суть конфликта («Из-за чего мы спорим? Как и почему возникла проблема?»);
– поделиться мнениями и обменяться предложениями («Я думаю, надо поступить так, потому что…»);
– взглянуть на ситуацию со стороны (посредством ролевых игр, обсуждений);
– найти компромисс, который позволит обоим участникам достичь согласия, не ущемляя интересов друг друга («Давай сегодня поступим по-твоему, а завтра, по-моему, и посмотрим, как лучше»);
– прийти к разумному решению.
Основные принципы работы в данном направлении: системность, непрерывность.
Ниже приведены примерные правила, аксиомы жизни классного коллектива:
Этика общения
Хороший поступок — это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.
Правила жизни в школе
Помогать старшим
Складывать на место учебные принадлежности
Не жевать жвачку на уроках, при разговоре
Помнить и стараться выполнять свои обещания
Доводить начатое дело до конца
Самостоятельно готовить домашнее задание
Правила дружной работы
Прежде всего, думать об интересах команды
Действовать сообща, а не в одиночку
При принятии решения прислушиваться к мнению каждого и уважать товарищей
Помогать друг другу
Необходимым звеном данной работы является организация взаимодействия с родителями, с ними договариваемся о соблюдении и поддержки введённых правил в общении не только в школе, но и дома. Для того чтобы родители услышали и приняли рекомендации, проводится ряд тематических встреч.
Одну из самых первых и действенных мер профилактики можно выразить словами английской пословицы: «Хороший пример — это самая лучшая проповедь». Поведение педагога в конфликтной ситуации, его реакции служат для учащихся примером поведения.
Представленные методы и приёмы работы с классным коллективом (наряду с другими педагогическими технологиями работы) помогают, в итоге, решить задачу создания психологически безопасной образовательной среды современной школы.
Литература:
- Безруких, М. М., Филиппова, Т. А. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни [Текст]: 2–6 классы / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 48 с.
- Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания [Текст] / И. П. Иванов. — М., Просвещение, 1990.-144c
- Как остановить насилие в школе [Текст] / пособие для учителей. — ООН по вопросам образования, науки и культуры, 2014. — 41 с.
- Королёва, Е. В., Юрченко, П. Г., Бурдыгина, Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие. [Текст] / Е. В. Королёва, П. Г. Юрченко, Т. Н. Бурдыгина. — М.: Аркти, 2006. — 80 с.
- Кравцова, М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой [Текст] / М. М. Кравцова. — М.: Генезис, 2005. — 111 с.
- Микляева, А. В., Румянцева, П. В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа [Текст] / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
- Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2010. — 176 с.
- Поздравления к любой дате [электронный ресурс] / http://datki.net
- Цитаты и пословицы [электронный ресурс] / http://citaty.socratify.net/angliiskie-poslovitsy-i-pogovorki/244276