В статье описывается необходимость внедрения в образовательный процесс модели, которая позволяет освоить метапредметные компетенции как способы познания на более высоком (продвинутом) уровне, который достигается благодаря сформированной ориентировочной основе действия, рефлексивности, навыкам оценивания социальной информации, необходимым не только для успешного обучения, но и для социализации и самореализации.
Ключевые слова : познавательные универсальные учебные действия, метапредметные компетенции, единство урочной и внеурочной деятельности, педагогическая модель.
В контексте внедрения Федеральных государственны0х образовательных стандартов (ФГОС), актуальной становится задача создания универсальных образовательных методик в школах. На начальном этапе обучения акцент делается на проектные задания как ключевую образовательную стратегию, тогда как в старших классах предпочтение отдаётся проектно-исследовательской и креативной деятельности, что способствует самостоятельному развитию учащихся.
Модель развития УУД во внеурочной деятельности базируется на положениях:
Наш подход к обучению строится вокруг развития навыков работы с информацией в условиях быстрого темпа изменений и постоянного роста объема данных. Мы фокусируемся не только на освоении методов планирования, контроля и самооценки, но и на развитии всех аспектов речевой активности, формировании устной и письменной культуры речи, а также на освоении базовых навыков языка в различных областях коммуникации.
Работа с текстом в урочной и внеурочной деятельности играет важную роль в успешном обучении и социальном становлении учащихся. Мы создаем развивающую речевую среду, которая способствует выражению собственной позиции, формированию языковой и коммуникативной компетенций, а также укреплению мировоззрения обучающихся.
Через аналитическое чтение и овладение конкретными учебными действиями мы развиваем у обучающихся навыки самоанализа, самооценки и анализа текстов на различных уровнях информации. Эти умения не только являются основой для освоения предметных и метапредметных компетенций, но и формируют образовательную компетентность личности учащегося.
Наша модель разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, научных исследований и практического опыта. Мы стремимся создать целенаправленный процесс, который объединяет урочную и внеурочную деятельность и направлен на эффективность познавательной активности обучающихся как в учебном заведении, так и в реальных ситуациях жизни.
В разработке модели мы учитываем социальный заказ, который определяет направленность образовательного процесса на развитие обучающегося как активного субъекта познания. Мы также учитываем требования ФГОС к метапредметным результатам и обновляем содержание образовательной программы, методики и технологии в соответствии с динамикой развития системы образования и запросами обучающихся и их родителей.
Метапредметная основа образовательной программы действует как центральный элемент этой модели, проявляясь через обучающие программы и учебники. В процессе разработки обновленного образовательного контента учитываются как текущие потребности общества, так и цели развивающего обучения.
Целевой блок описывает основную цель развития познавательных УУД: обеспечить эффективное усвоения знаний, развитие умений и навыков в различных областях, предусмотренных программой начального общего образования, охватывая все этапы обучения, способствуя формированию не только академических, но и психологических компетенций у младших школьников; и задачи, которые реализуются во внеурочной деятельности для усвоения компетенций познавательных УУД:
- Стимулирование любознательности:
— Развивать интерес к новым знаниям и явлениям.
— Создавать увлекательные учебные сценарии и задания.
- Формирование аналитического мышления:
— Задавать задачи, требующие логического анализа и решения.
— Поддерживать участие в дискуссиях и обмене мнениями.
- Развитие творческого мышления:
— Поощрять поиск альтернативных решений.
— Привлекать к творческим проектам и исследованиям.
- Расширение области знаний:
— Предоставлять доступ к разнообразным источникам информации.
— Поддерживать изучение не только учебных, но и популярно-научных материалов.
- Развитие навыков самостоятельного обучения:
— Обучать использованию библиотек, интернет-ресурсов и других образовательных инструментов.
— Стимулировать самостоятельное выполнение заданий.
- Формирование критического мышления:
— Обучать оценивать информацию на достоверность.
— Задавать вопросы, способствующие критическому осмыслению.
- Поддержка исследовательского подхода:
— Проводить проектные работы и научные эксперименты.
— Обучать методам исследования и систематизации полученных данных.
- Стимулирование умения планировать:
— Обучать составлению планов и графиков для решения задач.
— Поддерживать целенаправленное изучение тем.
- Создание условий для обмена опытом:
— Проводить групповые проекты и дискуссии.
— Поощрять обмен знаниями между учениками.
- Развитие коммуникативных навыков:
— Способствовать обмену мнениями и идеями в группе.
— Организовывать обсуждения и коллективное решение задач.
Содержательный блок модели направлен на развитие познавательных универсальных учебных действий через практические действия учителя и учеников, вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности, а также организацию творческого взаимодействия для развития самоактуализации и субъектной позиции.
Для успешной реализации модели развития познавательных универсальных действий (УУД) во внеурочных занятиях по математике у младших школьников могут применяться различные педагогические технологии, описанные в модели:
- Проблемно-поисковое обучение : Создание ситуаций, которые требуют от учащихся поиска решений для математических проблем или задач. Это позволяет развивать умение анализировать информацию, выделять ключевые моменты и применять математические знания на практике.
- Проектное обучение : Организация проектов, в рамках которых учащиеся работают над конкретной задачей или исследованием, требующим применения математических знаний. Это способствует развитию творческого мышления, самостоятельности и коммуникативных навыков.
- Интерактивное обучение : Использование интерактивных методов обучения, таких как игры, викторины, головоломки и другие интерактивные активности, чтобы привлечь внимание учащихся и стимулировать их активное участие в уроках математики.
- Кооперативное обучение : Организация групповой работы, в рамках которой учащиеся совместно решают математические задачи, обсуждают стратегии решения и обмениваются знаниями и опытом. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде и взаимопомощи.
- Дифференцированное обучение : Адаптация учебного процесса к индивидуальным потребностям и уровню подготовки каждого ученика. Это включает в себя предоставление дополнительных заданий для более продвинутых учащихся, а также дополнительной поддержки для тех, кто испытывает трудности.
- Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) : Использование компьютерных программ, интерактивных досок, онлайн-ресурсов и других ИКТ для обогащения учебного процесса, обеспечения доступа к дополнительным материалам и стимулирования интереса к математике.
- Формирование рефлексии и самооценки : Организация процесса рефлексии и самооценки учеников, чтобы они могли осознавать свои успехи и трудности, устанавливать цели для развития и активно участвовать в своем образовании.
Процессуальный блок включает в себя инновационный подход к формированию ПУУД на основе интерактивной работы с текстом. Это не просто перечень методов и технологий, а интеллектуальная платформа, способствующая эффективному развитию ключевых компетенций, таких как аналитическое мышление, критическая оценка информации и коллективное решение проблемных ситуаций.
Педагогические технологии в этой модели ориентированы на стимулирование метапредметных навыков, которые не только углубляют понимание учебного материала, но и развивают у обучающихся умение адаптироваться к новым ситуациям и работать в коллективе. Это достигается через инновационные методы обучения, такие как кооперативное обучение и технологии проблемно-ориентированного обучения.
Результативно-оценочный компонент модели представляет собой систему, которая не только диагностирует уровень развития ПУУД, но и обеспечивает обратную связь и рекомендации для дальнейшего совершенствования. Этот компонент позволяет не только измерить успехи обучения, но и выявить потенциальные области для улучшения.
Условия развития познавательных универсальных учебных действий формируются через активное взаимодействие с текстовой информацией, создавая стимулирующую обучающую среду. Это не только повышает мотивацию, но и способствует углубленному осмыслению материала и развитию критического мышления, что является ключевым элементом в процессе обучения и понимании текста.
Применение модели, направленной на развитие универсальных познавательных учебных действий, в образовательной среде превосходит простое освоение метапредметных компетенций, продвигая их понимание на более глубокий, продвинутый уровень. Этот процесс включает в себя создание базовой ориентации для образовательных действий, укрепление рефлексивных способностей и развитие навыков критической оценки социальной информации. Такие компетенции не только способствуют эффективному обучению, но также играют ключевую роль в процессах социализации и самореализации личности, обеспечивая более полное развитие и адаптацию в современном обществе.