Личностно ориентированное обучение русскому языку в аудитории высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 08.01.2018

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Заболотина, А. А. Личностно ориентированное обучение русскому языку в аудитории высшей школы / А. А. Заболотина, Ф. Н. Джалилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47649/ (дата обращения: 15.11.2024).



Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам.

В. А. Сухомлинский

Создание благоприятных условий для всестороннего развития и саморазвития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, психолого-педагогических и возрастных характеристик — это одно из главных предназначений высшей школы, которое ориентирует педагогов на формирование у студентов положительного отношения к обучению. В последнее время личностно-ориентированное обучение стремительно завоевывает образовательное пространство, т. к. данный вид обучения способствует созданию благоприятной для студентов обучающей и воспитывающей среды.

Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой учащийся становится не менее активным участником процесса образования, чем учитель. Главная цель такого подхода — не усвоение учебной программы, а развитие личностных способностей студентов к образованию.

Личностно-ориентированное обучение представляет собой синтез педагогики, психологии и гуманистической философии. В традиционной модели обучения учитель занимает место субъекта, а ученик это всего лишь объект обучения. В личностно-ориентированных технологиях ученик занимает место субъекта, т. е. два субъекта педагогического процесса взаимодействуют и сотрудничают. Ярким примером личностно-ориентированных технологий является педагогика сотрудничества, представителями которой являются А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Г. Шацкий, Ш. А. Амонашвили. Педагогика сотрудничества обычно рассматривается как «проникающая» технология, входящая во многие педагогические технологии как их часть. Концепция сотрудничества предполагает совместную развивающую деятельность учителей и учеников на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга. В концепции сотрудничества ученик рассматривается как субъект педагогического воздействия. Поэтому два субъекта одного процесса должны взаимодействовать, быть равноправными партнёрами, составлять союз более опытного с менее опытным, при этом ни один субъект не должен стоять над другим.

Многие современные ученые-методисты и психологи (П. Я. Гальперин. Д. Брунер, Т. К. Донская, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и другие) считают, что человек овладевает знанием мира в том виде, в котором оно представлено родной речью. Особую актуальность при этом приобретает личностно- ориентированное обучение русскому языку (Е С Бутагова, Е А Быстрова, Т. К. Донская, Н В Еременко, И А Устименко, И С Якиманская), как обучение, создающее оптимальные условия для полноценного проявления, формирования и развития языковой личности. В процессе личностно-ориентированного обучения русскому языку оправдано применение следующих методов и приёмов: «Диаграмма Вена», «Чтение с пометками», «Чтение с остановками», «Синквейн», «Ассоциирование», «Свободное письмо», «Таблицы ЗХУ», «Мозговая атака» — то есть таких методов, приемов, форм работы, которые позволят учителю актуализировать субъектный опыт ученика, обеспечить развитие личностных структур и возможность самостоятельного получения и применения знаний, выработки рефлексивно-оценочных умений. В основном при личностно-ориентированном обучении преобладает парно-групповая деятельность и самостоятельная, а также поисковые и проектные методики.

Личностно-ориентированное обучение невозможно осуществить без индивидуализации и дифференциации обучения.

Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения и содержания образования. Первый из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, второй — создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых обучающимся.

Принцип дифференциации является одним из основных организационно-методических и психолого-педагогических принципов в обучении и реализует себя в понятиях «дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход» в обучении.

Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. Все обучающиеся в группе разные: одни из них сильные, другие — слабые. Поэтому и при объяснении нового материала, и при опросе студентов необходим личностно-ориентированный подход, учитывающий соотношение принципа посильности обучения для каждого обучающегося с обучением на высоком уровне. Чтобы стимулировать интерес к учению, надо создать в учебном процессе ситуацию успеха. Поэтому каждое предполагаемое задание должно состоять из двух частей:

а) задание на уровне базовых знаний;

б) задание повышенной сложности.

Так, содержание заданий при личностно-ориентированном подходе в обучении, может быть одинаковым для всей группы, но при этом для сильных обучающихся время на выполнение работы уменьшается. Предлагаются задания большего объема или более сложные. Слабым обучающимся дополнительно могут быть даны карточки-консультации или планы предстоящего ответа, которые позволят им справиться с заданием. Так же могут быть использованы задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых обучающихся.

Личностно-ориентированный подход предусматривает также и дифференцированный контроль, учитывающий индивидуально- психологические особенности обучающихся, своевременное выявление затруднений и пробелов, так и прогресса у обучающихся разных уровней обученности. Контроль может быть текущим и тематическим (после изучения крупной темы, раздела).

Таким образом, при личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий создаются особые отношения между преподавателем и обучающимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды. Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации

Литература:

  1. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — Москва.: 1996
  2. Сафин В. В. Педагогические технологии. Т., 2001
  3. Рекомендации для преподавателей ВУЗов по внедрению основных принципов самостоятельного образования. Вестминстерский университет, Т.,2006.
  4. Вопросы интернет образования № 67,
Основные термины (генерируются автоматически): личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированный подход, обучающийся, обучение, задание, концепция сотрудничества, место субъекта, педагогика сотрудничества, русский язык, учитель.


Похожие статьи

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Практико-ориентированное обучение на уроках математики в инклюзивной группе

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Обучение иностранному языку учащихся средних общеобразовательных школ с позиций компетентностного подхода

Духовно-нравственное воспитание и проектная деятельность на уроках английского языка

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Раннее обучение иностранному языку младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Похожие статьи

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Практико-ориентированное обучение на уроках математики в инклюзивной группе

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Обучение иностранному языку учащихся средних общеобразовательных школ с позиций компетентностного подхода

Духовно-нравственное воспитание и проектная деятельность на уроках английского языка

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Раннее обучение иностранному языку младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка

Задать вопрос