Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода / Н. А. Науменко, В. М. Романенко, И. В. Бондаренко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46281/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается проблема, которая стала актуальной на сегодняшний день. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, коммуникативные возможности и личную направленность каждого ребенка.

Ключевые слова: социальная среда, личностно-ориентированный подход, содержание образования, качество

В условиях кардинальных изменений социальной жизни нашей страны, модернизации содержания образования особенно актуальными становятся проблемы эффективного развития и проявления школьником своих личностных качеств, формирования его индивидуальности, способности к творческой реализации своих возможностей, готовности жить в существующем обществе. Наиболее полно реализует данную задачу личностно ориентированный подход к обучению, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности. Актуальность проблемы определяется противоречиями, стоящими перед современной школой.

Постановка во главу угла педагогического процесса развития личности ученика как залога его успешной самореализации позволяет разрешить следующие противоречия:

‒ между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, и теми целями, которые ставит современное общество: получение востребованных знаний, полезных практических навыков, в том числе самоориентации в условиях конкуренции и самообразования;

‒ между уникальностью каждой личности, её стремлением быть услышанной и понятой и авторитарной методикой обучения с её набором педагогических штампов;

‒ между преобладанием фронтальных и групповых форм работы в практике учителей и возможностями индивидуального и дифференцированного подхода к обучению;

‒ между однотипным построением уроков учителями, предпочитающими сообщать знания в готовом виде, и современными требованиями к систематическому развитию творческого потенциала каждого ученика.

Анализ противоречий позволяет сформулировать ведущую педагогическую идею — создание условий для развития творческого потенциала обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода.

Идея личностно ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной и внеурочной деятельности — основа педагогических взглядов учителя. В рамках личностно ориентированных технологий как самостоятельные выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, которым в своей педагогической практике учитель отдает предпочтение. Именно эти технологии отличаются гуманистической сущностью, «исповедают» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы.

При обучении школьников на уроках русского языка и литературного чтения учителю необходимо опираться на принципы данного подхода, основанного на уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру. На каждом уроке учитель старается создать «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджерса К.).

Очень ярко показаны системный, проблемный, деятельностный и интегративный подходы к обучению в преподавании по технологии Ю. А. Поташкиной. Для освоения теоретического материала учащиеся пользуются логико-структурными схемами, позволяющими не только представить материал обобщенно, системно, но и способствующими развитию устной речи, интеллектуальных способностей, произвольного внимания и самых разных видов памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи. Алгоритмизация помогает учащимся системно представить русское правописание, обходясь при этом без текстуального заучивания формулировок правил и вооружив школьников великолепными тренажерами для поддержания нужных навыков.

Наряду с инновационными используются и традиционные формы ии методы в преподавании, опирающиеся на теорию целостного анализа и заявленные в отечественном литературоведении Г. А. Гуковским. Эта теория базируется на системе понятий и терминов, характеризующих содержание и форму произведения в их диалектическом единстве.

На уроках каждому учитель необходимо подвести учащихся через активное, творческое восприятие поэзии к самоутверждению, самоопределению в современных социокультурных условиях. Учитель, идя репродуктивно-поисковым путем, опирается на достижения современной педагогики и литературоведения. В то же время это путь постоянного отбора оптимальных средств, приемов, форм эффективного изучения литературы с целью нравственного и духовного обогащения личности, развития природных задатков.

Литература:

  1. 1. Якиманская И. С. Личностно ориентированное образование в современной школе. М.,1996.
  2. 2.Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
  3. Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995.,- № 2. — с.13–21.
  4. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение в школе — Ростов на Д: Феникс, 2006.-332 с.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е. С. Полат. — М.: «Академия», 2001.
  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
  7. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/М. Н. Скатин. — М.: Просвещение, 2004. — С.316.
Основные термины (генерируются автоматически): ориентированный подход, активное использование, развитие, саморазвитие ученика, учитель.


Похожие статьи

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Личностная картина мира зарубежных студентов российских вузов как объект современных педагогических исследований

Данная статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий, способствующих формированию личностной картины мира у иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе. Анализируется влияние различных факторов, таких как организация ...

Влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школе

Статья рассматривает влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школьной среде. Анализируются причины психологического дискомфорта учащихся, выделяются педагогические методики для развития эмоциональной компетентности и...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Программа психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности как основа профессионально-личностного развития

В статье рассматривается важность психологического сопровождения молодых сотрудников УИС в процессе их профессионально-личностного развития. При разработке программы психологического сопровождения мы ориентировались на коррекцию выявленных особенност...

Похожие статьи

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Личностная картина мира зарубежных студентов российских вузов как объект современных педагогических исследований

Данная статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий, способствующих формированию личностной картины мира у иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе. Анализируется влияние различных факторов, таких как организация ...

Влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школе

Статья рассматривает влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школьной среде. Анализируются причины психологического дискомфорта учащихся, выделяются педагогические методики для развития эмоциональной компетентности и...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Программа психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности как основа профессионально-личностного развития

В статье рассматривается важность психологического сопровождения молодых сотрудников УИС в процессе их профессионально-личностного развития. При разработке программы психологического сопровождения мы ориентировались на коррекцию выявленных особенност...

Задать вопрос