В статье рассматривается современный подход к модернизации современного образования школьников. В ней анализируется важность интеграции грамматического материала в преподавание с использованием современных образовательных технологий.
Ключевые слова : современный подход, педагогические технологии, предметно-ориентированные технологии, технологии личностно ориентированного обучения, коммуникативный подход, интерактивные онлайн-платформы.
The article considers a modern approach to the modernization of modern education of schoolchildren. It analyzes the importance of integrating grammar material into the teaching of modern educational technologies.
Keywords: modern approach, pedagogical technologies, subject-oriented technologies, technologies of personality-oriented learning, communicative approach, interactive online platforms.
Языковые навыки в современном мире становятся все более важными, эффективные методы обучения играют основную роль в успешной коммуникации. Изучение современного подхода является основополагающим инструментом, который позволяет обучающим не только понимать и анализировать языковые структуры, но и применять их во всех практических ситуациях.
Целью данной статьи является рассмотрение и анализ применения современного подхода при изучении русского языка и литературы. В ходе исследования мы предполагаем выявить, каким образом современный подход способствует более эффективному усвоению данной грамматической структуры и ее практическому применению. Объект исследования — современные педагогические технологии. Предмет исследования — современные подходы и их применение в школе и в вузе.
Современные подходы образования для учащихся включают в себя множество инновационных методик и технологий, направленных на более эффективное и интерактивное обучение. Вот несколько ключевых подходов:
Интерактивное обучение и дистанционное обучение: В силу развития технологий современные образовательные учреждения все больше используют интерактивные методы обучения, включая онлайн-курсы, вебинары, видеолекции и образовательные платформы. Это позволяет учащимся получать доступ к образованию из любой точки мира и изучать материалы в удобном для них темпе.
Персонализированное обучение: Современные образовательные технологии позволяют создавать индивидуализированные учебные планы, учитывающие особенности и потребности каждого учащегося. Адаптивные образовательные платформы и программы используют алгоритмы машинного обучения для определения уровня знаний и предпочтений учащегося, чтобы предложить ему наиболее подходящие материалы и методы обучения.
Проектное обучение и проблемно-ориентированное обучение: Вместо традиционной лекционной формы преподавания современные методики обучения акцентируют внимание на реальных проектах, задачах и проблемах, стимулируя учащихся к самостоятельному и исследовательскому обучению.
Мультимедийные ресурсы и образовательные приложения: Использование мультимедийных ресурсов, интерактивных приложений и игровых технологий делает обучение более увлекательным и привлекательным для учащихся, а также способствует лучшему усвоению материала.
Сотрудничество и обмен знаниями: Современные методики обучения подчеркивают важность сотрудничества и обмена знаниями между учащимися. Групповые проекты, обсуждения и коллективное решение задач способствуют развитию коммуникативных и социальных навыков.
Развитие критического мышления и навыков решения проблем: Современное образование ставит перед собой задачу развития не только знаний, но и критического мышления, аналитических способностей и навыков решения проблем, что является ключевым для успешной адаптации к изменяющемуся миру.
Эти подходы в совокупности способствуют созданию более гибких, адаптивных и эффективных систем образования, которые лучше отвечают потребностям современного общества и рынка труда.
К современным педагогическим технологиям относятся: предметно-ориентированные технологии, технологии личностно ориентированного обучения, игровые технологии, интерактивные онлайн-платформы, информационно-коммуникационные технологии, коммуникативные технологии.
1) Предметно-ориентированные технологии
К ним относятся:
а) технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.
При дифференциации между учениками учителю необходимо учитывать: общий уровень обучения, развития и умственного развития ученика; личные особенности ученика; если ученик не может освоить предмет по определенным причинам; если ученик заинтересован в предмете. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15–20 минут в зависимости от целеустановки.
б) технология концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе.
Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности.
2) Технология личностно ориентированного обучения
Большой интерес представляет подход к личностно-ориентированному обучению доктора психологических наук И. С. Якимской. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитание, необходимые для становления самобытного личностного образа» [14]
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике — формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование
3) Игровые технологии
Начало любой игры — это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, например, на уроке литературы в 8А классе при изучении творчества М. Ю. Лермонтова «Путешествие по лермонтовским Тарханам»; уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.
4) Интерактивные онлайн-платформы
Существует множество интерактивных онлайн-платформ и ресурсов, которые можно использовать при изучении причастий как для школьников, так и для студентов. Вот несколько платформ, которые предоставляют обучающие материалы и упражнения на тему причастий:
Quizizz: Quizizz — это платформа для создания и прохождения интерактивных квизов, включая темы связанные с причастиями.
Обратите внимание, что эти платформы могут предоставлять разные уровни сложности и структуру обучения, поэтому выберите ту, которая наиболее подходит вашим потребностям и уровню знаний.
Grammarly: Grammarly — это инструмент для проверки грамматики и правописания, который может помочь вам разобраться с использованием причастий.
Duolingo: Duolingo предоставляет курсы по различным языкам, включая русский, с упражнениями по грамматике, включая причастия.
Russian Language Lessons: Этот YouTube-канал предоставляет видеоуроки для изучения русского языка, включая уроки о причастиях.
Quizlet: Quizlet предоставляет множество наборов карточек для изучения грамматики, включая причастия.
Russian for Everyone: Данный ресурс предоставляет материалы для изучения русского языка, включая разделы о причастиях и их использовании.
5) Информационно-коммуникационные технологии
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно — ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом.
6) Коммуникативный подход в обучении языку признается одним из наиболее эффективных и современных методов. Он сосредотачивает внимание на использовании языка в реальных коммуникативных ситуациях и развитии навыков общения.
Главной идеей данного подхода является предоставление учащимся возможности учиться языку через активное взаимодействие с языковой средой. Важное значение при этом придается аутентичным контекстам, которые позволяют студентам освоить язык как средство передачи смысла и создания эффективных коммуникативных стратегий [2]. Преимущество этого подхода заключается в том, что учащиеся видят конкретную практическую пользу от изучения грамматики — улучшение своей способности эффективно общаться.
Данная технология разработана болгарским ученым Г. Лозановым. Обоснование коммуникативного подхода было предложено И. А. Зимней и свое развитие получило в работах Е. И. Пассова, И. Л. Бим [3].
Коммуникативный подход в обучении означает, что в центре обучении находится обучающийся как субъект учебной деятельности. Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких видах, чтении, говорении, письме, аудировании.
В целом, коммуникативный подход оказывается надежным и перспективным методом для обучения причастиям и другим языковым грамматическим структурам. Его акцент на практическом использовании, аутентичных контекстах и разнообразных упражнениях способствует более глубокому усвоению материала и подготовке обучающихся к эффективной коммуникации в реальных ситуациях.
Литература:
- Педагогические технологии в образовании под ред.С. И. Самыгина/Феникс, учебное пособие/Л. Д. Столяренко, «Ростов- на -Дону», 2022 г.-318 с., с. 82
- https://spravochnick.ru/russkiy_yazyk/kommunikativnyy_metod_v_ obuchenii_rki/
- Современные образовательные технологии в преподавании русского языка в высшей школе/ Еркибаева Г. Г., Алматы 2021 г. — 159 с.