Разработка и внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку новых информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 13.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Мукатаева, И. Н. Разработка и внедрение в учебный процесс обучения иностранному языку новых информационных технологий / И. Н. Мукатаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121606/ (дата обращения: 15.01.2025).



Статья исследует внедрение информационных технологий в образовательный процесс, особенно в контексте обучения иностранным языкам в школе. Авторские исследования подчеркивают важность интеграции ресурсов, таких как Интернет и обучающие программы, для улучшения дидактических результатов: формирования навыков чтения, аудирования, речевых умений и расширения словарного запаса. Рассматриваются как преимущества (индивидуализация обучения, контроль знаний), так и недостатки (потеря личного общения между учителем и учениками) применения технологий. Акцент делается на сохранении роли учителя, сотрудничестве педагогов и IT-специалистов, а также необходимости комплексного подхода к технологиям для достижения эффективного и всестороннего развития учащихся.

Ключевые слова: иностранный язык, информационные технологии, IT, образовательный процесс, педагогика.

The article explores the introduction of information technology in the educational process, especially in the context of teaching foreign languages at school. The author's research highlights the importance of integrating resources such as the Internet and educational programs to improve didactic results: the formation of reading, listening, speech skills and vocabulary expansion. The advantages (individualization of learning, knowledge control) and disadvantages (loss of personal communication between teachers and students) of using technology are considered. The emphasis is on preserving the role of the teacher, the collaboration of educators and IT specialists, as well as the need for an integrated approach to technology to achieve effective and comprehensive student development.

Keywords: foreign language, information technology, IT, educational process, pedagogy.

В последние годы вопросы, касающиеся применения новых информационных технологий в системе образования, становятся все более актуальными. Важность этих инноваций выходит за рамки простого внедрения новых технических средств; они влекут за собой изменения в формах и методах преподавания, а также в подходах к обучению. Особое внимание уделяется обучению иностранным языкам, где наблюдается активное использование Интернет-ресурсов и обучающих компьютерных программ. Это преобразование способствует более эффективному усвоению материала и развитию необходимых навыков у учащихся [1, c. 65].

Научные работы исследователей, таких как Е. С. Полат, С. В. Новиков и других, подтверждают, что современные технологии могут существенно улучшить образовательный процесс. Например, О. И. Руденко-Моргун подчеркивает, что мы живем в эпоху информационной революции, которая открывает новые горизонты для образования. Появление персональных компьютеров, мультимедиа-технологий и Интернета кардинально изменяет условия обучения. Возможности, предоставляемые сетью, позволяют ученым и ученикам получать доступ ко множеству образовательных ресурсов и актуальной информации в режиме реального времени. Это существенно увеличивает качество и разнообразие учебного материала, улучшая доступ к информации о культурах, языках и новостях, что является важным аспектом в изучении иностранных языков [2, c.33].

Интеграция онлайн-ресурсов в процесс обучения английскому языку открывает перед учителями и учениками новые горизонты. Важно отметить, что использование материалов из Интернета помогает решать множество дидактических задач, главное из которых — развитие языковых навыков учащихся. Поскольку доступ к различным уровням сложности материалов в сети позволяет учителям адаптировать учебные задания под потребности и уровень подготовки каждого ученика, это создает более персонализированный подход к обучению.

Формирование навыков чтения и аудирования происходит через использование аутентичных текстов и записей, что придает занятиям большую реалистичность и актуальность. Ученики могут не только читать теоретические тексты, но и воспринимать речь носителей языка, что способствует более глубокому пониманию языка в живом контексте. Проблемные обсуждения, основанные на материалах из Интернета, развивают как монологическое, так и диалогическое высказывание, что важно для овладения разговорной речью и аргументации [3].

Кроме того, письменная речь получает новое дыхание благодаря работе в группах и созданию совместных проектов. Учащиеся учатся формулировать свои мысли и идеи на письме, что является важной частью языковой практики. Использование современных словарных ресурсов из сети способствует пополнению активного и пассивного словарного запаса, отражающего динамику изменений в языке и культуре.

Культуроведческое образование также играет ключевую роль, позволяя ученикам погрузиться в нюансы речевого этикета и традиций стран, где говорят на английском языке. Работа с реальными примерами общения помогает формировать понимание культурных особенностей, что, в свою очередь, обогащает опыт межкультурного взаимодействия.

Создание мотивации к иноязычной деятельности осуществляется через использование «живых» материалов, направленных на обсуждение актуальных тем. Это не только повышает интерес к предмету, но и вовлекает учащихся в осмысленный диалог, что делает обучение более значимым и полезным [4].

В современном образовании проектная форма работы становится одним из наиболее эффективных методов интеграции интернет-технологий в учебный процесс. Участие школьников в проектах позволяет не только развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации, но и способствует формированию критического мышления через решение комплексных задач. В процессе работы над проектами учащиеся обучаются применять различные ресурсы сети, чтобы углубить свои знания и расширить кругозор.

Стремление к взаимодействию с ровесниками из других стран через интернет-платформы создает условия для формирования межкультурной компетенции. Участие в тестированиях, викторинах и конкурсах также развивает конкуренцию и мотивацию к обучению, а возможность общения в чатах и видеоконференциях повышает уровень языковой практики. Такой формат способствует не только улучшению языковых навыков, но и развитию социальных умений, необходимых в современном мире.

С внедрением компьютерных технологий в процесс изучения английского языка открываются новые горизонты для методов обучения. Комбинированные технические средства превращают классические подходы в интерактивные и динамичные формы, позволяя учащимся более эффективно усваивать материал. Автоматизированные обучающие системы, работающие в диалоговом режиме, делают возможным индивидуализированный подход к обучению, что особенно важно при работе с учащимися разного уровня подготовки.

Информационные технологии имеют большое влияние на образовательный процесс, особенно в преподавании иностранных языков. Применение таких технологий позволяет реализовать индивидуализированный подход к обучению, что обеспечивает адаптацию образовательного материала к потребностям и уровню каждого ученика. Учащиеся могут изучать материал в удобном для них темпе, что повышает эффективность восприятия и усвоения знаний [5].

Кроме того, компьютерные программы помогают формировать как теоретические, так и практические знания. Учащиеся не только знакомятся с новыми лексическими единицами, но и отрабатывают произношение, что критически важно для освоения иностранного языка. Возможность проведения упражнений по диалогической и монологической речи, а также написанию текстов с помощью интерактивных систем существенно повышает уровень межличностной и письменной коммуникации.

Контроль и самоконтроль становятся более четкими и организованными благодаря использованию технологий. Учителя и учащиеся могут отслеживать успеваемость, выявлять и корректировать ошибки более точно и оперативно.

Наглядные демонстрации элементов изучаемого материала, процессов или моделей через мультимедийные инструменты позволяют усложнять и визуализировать материал, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Элементы активного обучения, такие как использование игровых технологий и интерактивных заданий, значительно развивают творческое мышление и воображение учащихся.

Применение компьютерных программ облегчает и оптимизирует труд учителя, позволяя сосредоточиться на более важных аспектах образовательного процесса, таких как мотивация и поддержка учеников.

Процесс обучения иностранному языку в значительной мере зависит от использования технических средств, которые обеспечивают более высокую продуктивность и эффективность занятий. Компьютеры, как пример таких технологий, предоставляют уникальные возможности для непосредственного и постоянного подкрепления правильных учебных действий. Это позволяет учащимся своевременно осваивать материал и закреплять знания, что крайне важно для формирования наглядных навыков [6].

Важным аспектом является то, что технологии стимулируют интерес к языковому обучению, создавая интерактивную и увлекательную атмосферу на занятиях. Компьютеры предоставляют расширенные возможности для обратной связи, позволяя преподавателям осуществлять оперативный контроль за учебным процессом, что в свою очередь способствует выявлению проблемных областей и их быстрому решению.

Не менее значимым является и аспект индивидуализации обучения. Каждому учащемуся предоставляется возможность работать в своем собственном темпе, что улучшает усвоение материалов и повышает уровень автономии в учебном процессе.

Благодаря компьютерным технологиям обучение становится не только более разнообразным, но и более доступным. Учащиеся могут легко вводить свои ответы и получать мгновенные результаты, что способствует более глубокому вовлечению в процесс и повышает уровень саморегуляции.

Таким образом, современные технологии не просто дополняют образовательный процесс, но и становятся его неотъемлемой частью, формируя мотивацию и интерес у учащихся к изучению иностранных языков. Интеграция информации и взаимодействие с реальными материалами создают контекст для погружения в язык и культуру, улучшая межкультурную компетенцию и социальные навыки.

Литература:

  1. Азимов Э. Г. «Материалы Интернета на уроках англ. языка» //Иностранные языки в школе. 2023. № 1. С. 65–72.
  2. Вартанова И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности// Вестник МГУ. Психология. 2021. № 4. С. 33–41.
  3. Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам. — Режим доступа: http://virtlab.ioso.ru/method.htm (дата обращения: 09.01.2025)
  4. Гаврилов Б. В. Плюсы и минусы компьютеризированного обучения иностранным языкам. — Режим доступа: http://linguact.hyperlink.ru/articles/gavrilov.html (дата обращения: 09.01.2025)
  5. Калашник Д. М. Мультимедийные справочные комплекты в подготовке переводчика. — Режим обращения: http://linguact.hyperlink.ru/articles/kalashnik.html (дата обращения: 09.01.2025)
  6. Карамышева Т. В. Интернет как средство обучения иноязычной письменной речи. — Режим доступа: http://linguact.hyperlink.ru/articles/karamysheva.html (дата обращения: 09.01.2025)


Задать вопрос