Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы
Автор: Тенишева Светлана Борисовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 29.06.2015
Статья просмотрена: 1109 раз
Библиографическое описание:
Тенишева, С. Б. Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы / С. Б. Тенишева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8442/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компьютер, Интернет, эффективность, старшеклассник.
В настоящее время мы являемся свидетелями стремительных изменений в области информационно-коммуникационных технологий. То, что еще недавно считалось новейшим достижением науки и техники, стало обыденным широко распространенным явлением.
В связи с этим меняются и требования к современному учителю, уровень квалификации которого в наши дни определяется не только уровнем педагогического мастерства и знания предмета, но и тем, насколько эффективно он может использовать новые технологии в учебном процессе.
С начала XXI века информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают все более значительное место в процессе обучения иностранному языку в школе, особенно в старших классах. Накопленный педагогами практический опыт свидетельствует о том, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами: повышение уровня индивидуализации обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности. В то же время следует отметить, что методика обучения с помощью ИКТ — постоянно развивающееся явление, нуждающееся в дальнейшем изучении и анализе.
Современные школьники с каждым годом все более вовлекаются в сферу информационных технологий. «В настоящее время компьютер прочно вошел во все сферы жизни и деятельности общества. Современные учащиеся воспринимают его так же естественно, как простейшие бытовые приборы. Для многих из них гораздо проще работать с клавиатурой и дисплеем, чем с ручкой и бумагой» — отмечает Т. В. Кожевникова [2, с. 126].
Использование информационных и коммуникационных технологий в сфере образования позволяет по-новому взглянуть на педагогическую деятельность, так как оказывает существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом (планирование, организацию, контроль, прогноз и др.). Широкое разнообразие и универсальность информационных Интернет ресурсов (электронных курсов, пособий, учебников, обучающих Интернет сайтов и др.) обеспечивает большуюсвободу доступа всех участников образовательного процесса к быстро изменяющимся информационным фондам, способствует индивидуализации педагогического процесса, обеспечивает возможность вхождения учащихся в единое образовательное пространство. Таким образом, активное использование информационных Интернет ресурсов предоставляет массу возможностей для развития навыков самостоятельной работы и творческих способностей обучаемых, что, в свою очередь, играет существенную роль не только в развитии профессионально значимых навыков и умений, но и в повышении мотивации к изучению иностранного языка. Направленность обучения на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учеников изменяет и роль педагога, он становится руководителем, консультантом и координатором учебного процесса.
Информационные ресурсы позволяют применять их при обучении различным видам речевой деятельности: чтению, письму, говорению, аудированию, а также осуществлять коммуникацию с носителями языка, что, в свою очередь, способствует формированию социокультурной (страноведческой) компетенции. Ценность таких средств обучения заключается в наглядности (они обладают всеми достоинствами мультимедиа), простоте их применения, компактности предоставляемого материала. К достоинствам можно также отнести быструю обратную связь, возможность работать в индивидуальном режиме, регулярно корректировать эти средства обучения новыми данными.
Кроме того, следует отметить, что информационные средства обучения являются учебными материалами особого типа и обладают целым рядом присущих только им характеристик, среди которых необходимо, в первую очередь, отметить следующие:
а) интерактивность, т. е. способность обучающей программы вести диалог с пользователем, реагировать на запросы и команды. Большую роль при этом играет наличие удобного и доступного интерфейса. Интерактивное общение помогает учащимся достичь большей автономности в самообразовании, мотивирует к осуществлению общения на иностранном языке и способствует развитию профессиональных коммуникативных навыков и умений.
б) мультисенсорность, т. е. использование комплекса средств для предоставления информации — текст, звук, графика, мультипликация, видео, что способствует лучшей презентации учебного материала, усилению мотивации к изучению иностранного языка, а следовательно и повышению эффективности процесса обучения.
в) нелинейность предоставления информации. В отличие от печатных пособий, где материал представлен как последовательность разделов, полное содержание информационного ресурса является скрытым от пользователя. При открытии программы он получает лишь общее представление о ее структуре. Для ознакомления с содержанием программы требуется последовательный просмотр учебного материала или выполнение основных операций, что также способствует повышению мотивации и развитию у студентов навыков самостоятельной познавательной деятельности.
При этом современные педагоги должны иметь в виду, что новые обучающие технологии имеют и ряд недостатков. Во-первых, намечается все увеличивающийся разрыв между темпами прогресса в области новых информационных технологий и темпами овладения ими неподготовленными пользователями. Основная масса желающих изучить иностранный язык еще не владеет компьютерной техникой настолько хорошо, чтобы с легкостью использовать предлагаемые ресурсы. Во-вторых, не все программы отличаются интуитивно понятным интерфейсом, развитой системой помощи, наличием эффективной обратной связи с пользователем, позволяющей ему оценить правильность усвоения материала. Существенным недостатком является, также, отсутствие реального учета программного материала и особенностей конкретной учебной группы, отсутствие преемственности преподаваемого материала, что может затруднить учебный процесс. Кроме того, созданием информационных Интернет ресурсов, направленных на обучение иностранному языку, часто занимаются люди, которые являются специалистами в области разработки программного обеспечения, но не знают язык и культуру стран, говорящих на данном языке, достаточно хорошо, чтобы передавать знания другим. В результате, в их работах можно встретить не только фактические несоответствия явлениям реальной жизни, но и элементарные грамматические ошибки.
В связи с этим большое значение приобретает совершенствование навыков самих преподавателей иностранных языков по работе с компьютерными программами, в глобальной сети и созданию собственных web-сайтов. «Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формированию у них не ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка.
Немаловажно также учитывать возрастные особенности обучаемых. Учащиеся старших классов на уроках иностранного языка, как и на других уроках, отличаются более высокой активностью мышления, направленностью на решение логических задач, стремлением к логической систематизации и обобщению. В этом возрасте для школьников важно не усвоение отдельных фактов, деталей, а понимание сущности производимых действий, их интересует синтез частного и общего, соотношение конкретного действия и общей схемы деятельности. Новые технологии, соответствующие интересам современных старшеклассников и способные при правильном методическом подходе учитывать все вышеперечисленные психологические особенности данной возрастной группы, являются, на наш взгляд, наиболее подходящим способом повысить уровень мотивации и качество обучения иностранному языку.
Таким образом, очевидно, что современный образовательный процесс уже немыслим без применения информационно-коммуникационных технологий. Они обладают целым рядом преимуществ. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности, значительно облегчает поиск новой информации.
В то же время следует помнить о том, что, несмотря на все свои положительные качества и огромные потенциальные возможности, ИКТ могут эффективно применяться в образовательном процессе только при соблюдении определенных методических принципов, во взаимосвязи с другими видами обучения и по разумно продуманному плану. В противном случае ИКТ не окажут положительного влияния на обучение и могут нанести вред, провоцируя искаженное восприятие информации учащимися, вызывая отрицательное отношение к данному виду обучения.
ИКТ сравнительно недавно вошли в систему обучения иностранному языку и методы их применения постоянно развиваются. В связи с этим современному учителю необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки в этой важной области педагогической деятельности.
Литература:
1. Коблева С. Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2006. — № 1. — С. 180–181.
2. Кожевникова Т. В. Компьютерные технологии в изучении иностранных языков // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. — М.: Экзамен, 2006. — С. 126–27.
3. Сысоев П. В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // ИЯШ, 2008. — № 6. — С. 2–9.
4. Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. — М.: Высш. шк., 2004. — 95 с.
Ключевые слова
старшеклассник, компьютер, Интернет, эффективность, Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)Похожие статьи
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...
Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе
Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...
Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся
В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.
Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе
Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...
Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике
В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.
О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики
В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании
В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.
ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога
Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...
Проблемы применения современных информационных технологий в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации
В статье рассматривается вопрос модернизации учебного процесса при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования современных информационных технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...
Похожие статьи
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...
Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе
Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...
Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся
В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.
Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе
Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...
Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике
В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.
О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики
В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании
В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.
ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога
Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...
Проблемы применения современных информационных технологий в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации
В статье рассматривается вопрос модернизации учебного процесса при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования современных информационных технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...