Применение информационных технологий в межкультурном общении по обучению иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 13.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Мукатаева, И. Н. Применение информационных технологий в межкультурном общении по обучению иностранному языку / И. Н. Мукатаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121622/ (дата обращения: 15.01.2025).



В статье сказано, что в условиях глобализации межкультурный обмен и взаимодействие становятся важными аспектами образовательного процесса, особенно в области изучения иностранных языков. Обучение языкам охватывает не только грамматические и лексические навыки, но и развитие умений к межкультурной коммуникации, что актуально в разнообразной культурной среде. Информационные технологии вносят новизну в данный процесс, предоставляя учащимся доступ к разнообразным онлайн-ресурсам для самостоятельного обучения. По мнению автора, применение технологий, например, виртуальной реальности, открывает новые горизонты, позволяя моделировать межкультурное общение и повышая мотивацию студентов. Важно обеспечить поддержку внедрения этих технологий, а также обучать преподавателей для создания эффективных учебных планов.

Ключевые слова: информационные технологии, обучение, Интернет, межкультурное общение, иностранный язык.

The article says that in the context of globalization, intercultural exchange and interaction are becoming important aspects of the educational process, especially in the field of learning foreign languages. Language teaching covers not only grammatical and lexical skills, but also the development of intercultural communication skills, which is relevant in a diverse cultural environment. Information technology innovates this process by providing students with access to a variety of online resources for self-study. According to the author, the use of technologies, such as virtual reality, opens up new horizons, allowing to model intercultural communication and increasing the motivation of students. It is important to provide support for the implementation of these technologies, as well as to train teachers to create effective curricula.

Keywords: information technology, education, Internet, intercultural communication, foreign language.

В условиях усиливающейся глобализации становится очевидным, что межкультурный обмен и взаимодействие играют заметную роль в современном образовательном процессе, особенно в контексте изучения иностранных языков. Обучение языкам не ограничивается лишь освоением грамматических конструкций или лексики, но также включает развитие навыков межкультурной коммуникации. Это особенно актуально в эпоху, когда разнообразие культур и языков становится частью повседневной жизни.

Информационные технологии придают этому процессу новое дыхание, открывая доступ к множеству ресурсов и возможностей. Студенты могут активно использовать онлайн-ресурсы для неформального самообучения, что делает процесс изучения более динамичным и персонализированным. Они получают шанс не только расширить свои лексические запасы, но и глубже понять культурные нюансы, связанные с различными языками. Виртуальная среда способствует обмену мнениями, что, в свою очередь, формирует устойчивые навыки коммуникации.

Развитие этих навыков становится возможным благодаря многообразию способов взаимодействия: от электронной почты и мгновенных сообщений до теле- и видеоконференций. Эти инструменты предоставляют студента возможность практиковаться в реальных условиях общения, что значительно отличается от традиционного подхода в классе. Такой метод обучения делает студентов более уверенными в своих способностях и создает условия для активного участия в межкультурных диалогах [3, c. 10].

Отметим, что эффективность использования информационных технологий в обучении иностранным языкам напрямую зависит от подхода педагогов. Они должны не только обеспечивать доступ к современным ресурсам, но и разрабатывать новые методические стратегии, которые помогут студентам в полной мере использовать эти возможности.

Важность информационных технологий в самостоятельном изучении иностранного языка студентами не вызывает сомнений, однако на пути их реализации возникают различные препятствия. Существует необходимость в качественном программном обеспечении, которое отвечает современным требованиям, но его недостаток затрудняет внедрение эффективных методов обучения. Дополнительно, проблемы дифференцированного обучения, связанные с техническими требованиями, создают дополнительные сложности для реализации межкультурного содержания в образовательном процессе.

Некоторые образовательные учреждения не готовы инвестировать необходимые ресурсы в создание цифровых учебных материалов и курсов, что еще больше усугубляет ситуацию. Преподаватели, в свою очередь, иногда сталкиваются с нехваткой навыков в применении информационных технологий, что также препятствует интеграции цифровых аспектов в обучение иностранным языкам. Этот недостаток указывает на необходимость симбиоза между информацией, технологиями и методами преподавания, который мог бы служить основой для перехода от традиционных образовательных моделей к более инновационным, соответствующим ожиданиям и потребностям студентов XXI века.

В этом контексте конструктивистская теория обучения приобретает особое значение, поскольку она акцентирует внимание на том, что простое усвоение фактов и алгоритмов не обеспечивает нужного уровня подготовки. Учащиеся должны быть помещены в реальные и сложные ситуационные контексты, чтобы развить навыки адаптации и решения проблем, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Создание таких условий обучения становится возможным только при активной интеграции информационных технологий и возможности их применения в межкультурных взаимодействиях, что, в конечном счете, позволит студентам более уверенно себя чувствовать в многоязычной и многокультурной среде [5, c. 33].

Цифровые ресурсы обучения иностранным языкам, такие как онлайн-курсы и словари, представляют собой важный инструмент в образовательной системе. Их удобство и интерактивность создают уникальную языковую среду, способствующую глубокому пониманию культурных аспектов и языковых нюансов. Переход к цифровым технологиям в обучении стал катализатором изменений, позволяя эффективно оптимизировать традиционные модели и повысить качество преподавания. В Китае внедрение таких ресурсов изменило подходы к обучению, трансформируя учебные установки студентов от пассивного участия к более активной самостоятельной деятельности. Методы преподавания также эволюционировали, переходя от традиционных, сосредоточенных на учителе, к более гибким и ориентированным на потребности учащихся, что, в свою очередь, способствует более глубокому усвоению языка и его особенностей.

Применение технологий виртуальной реальности и симуляции в иноязычной подготовке открывает новые горизонты в обучении, позволяя создавать погружающую среду, которая значительно усиливает взаимодействие между студентами. Виртуальная реальность предоставляет возможность моделирования различных ситуаций межкультурного общения, что способствует формированию межкультурной компетенции. Это подход не только повышает мотивацию студентов, но и улучшает их способности к декодированию и кодированию языка, а также развивает навыки межкультурной коммуникации. Успешные примеры реализации технологий, такие как проект Пекинского университета по английскому языку, подтверждают эффективность этих методов в улучшении устной речи и понимания культурных аспектов [1, c. 63].

Однако существование определённых трудностей ставит перед преподавателями и учреждениями ряд вызовов. Необходимость обеспечить качественную техническую поддержку и наличие соответствующего программного обеспечения может являться значительным барьером. Более того, требования к преподавателям в освоении новых технологий и разработке учебных планов требуют значительных затрат времени и ресурсов, что может отталкивать от внедрения таких инновационных подходов.

На начальном этапе развития технологий виртуальной реальности многие педагоги и студенты еще не полностью осведомлены о возможностях и преимуществах применения VR в обучении. Для успешного внедрения этих технологий требуется наличие компетентных разработчиков, а также создание обучающих программ для пользователей. Важно также, чтобы преподаватели могли тщательно анализировать процесс обучения и адаптировать учебные материалы на основе полученных данных. Однако ресурсы виртуальной реальности требуют определённой аппаратуры, и проблемы взаимодействия между пользователем и устройством продолжают оставаться актуальными [4, c. 211].

Изучение уникальных аспектов современных информационных технологий показало, что их интеграция в образовательный процесс должна базироваться на новой теории обучения, отличной от традиционных подходов. Преподаватели имеют возможность создавать содержание занятий, используя преимущества этих технологий, с целью развития межкультурной компетенции у студентов, изучающих иностранный язык. Однако важно, чтобы сами учащиеся также становились активными участниками этого процесса. Рассмотренные методы обучения, соответствующие интересам и потребностям современных студентов, включая китайских, могут играть ключевую роль в повышении их мотивации к изучению иностранного языка через симуляцию ситуаций межкультурной коммуникации.

Тем не менее, чтобы эффективно внедрить новые информационные технологии в обучение иностранным языкам, необходимо глубже проанализировать данный процесс с точки зрения педагогики и лингводидактики. Важно продолжать разрабатывать и совершенствовать онлайн-ресурсы, которые будут способствовать формированию межкультурной компетенции, необходимой для коммуникации между носителями различных языков.

Литература:

  1. Богачева Т. Ю. Интернет-пространство: риски для школьников и пути их минимизации [Текст] // Воспитание школьников. 2014. № 7. С. 63–64.
  2. Кузнецова Е. В. Практика использования медиаконтента сети интернет для формирования профессионально значимых компетенций средствами иностранного языка (на примере нелингвистических направлений подготовки) / Е. В. Кузнецова, Е. С. Лукашенко. Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 2. С. 36‒46.
  3. Меркиш Н. Е. Мультимедийная культурно-языковая среда как фактор успешного овладения иностранным языком и иноязычной культурой [Текст] // Иностранные языки в школе. 2015. № 8. С. 9–16.
  4. Мильруд, Р. П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре / Р. П. Мильруд. Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 5 (109). C. 211‒217.
  5. Ярашева Д. Информационные технологии в обучении иностранному языку / Д. Ярашева, С. Ибрагимова. Текст: электронный // Замонавий Таълим — Современное образование (Узбекистан). 2014. № 5. С. 33‒37.


Задать вопрос