В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста. Авторы систематизировали и раскрыли разнообразные формы проведения мероприятий по указанной теме.
Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…
К. Д. Ушинский
Введение. Родина. Для каждого из нас это слово содержит в себе что — то личное, особенное. В этом коротком слове заложен высокий смысл. Думая о Родине, мы думаем о прекрасной, великой стране, в которой родились. Мы думаем об истории родной земли, маленьком местечке или огромном городе от куда мы родом. Мы думаем о своей семье, родителях, традициях. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира.
Задачи. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта ДО, необходимо создавать условия социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Основная часть. Любовь к родине нам прививают с детства — родители, воспитатели, учителя. Ведь все мы хотим видеть своих детей счастливыми, успешными, умными, добрыми, уважаемыми людьми — патриотами своей Родины. «В слово «любовь» заложены смысл того, что ты должен уважать, почитать, защищать, оберегать свою страну. «Педагог должен донести до ребят правильную трактовку и восприятие патриотизма, что позволит не войти в запутанную ситуацию, как именно должен вести себе «истинный патриот»». [3, С. 26] Мы часто задаём себе вопрос о происхождении понятия патриотизма. Какое место он занимает в судьбах людей, в судьбе каждого человека, и в судьбе целого народа.
«Понятие «патриотизм» широко распространено в России. Одни авторы говорят, что в основе патриотизма лежат эмоции и чувства людей, другие авторы доказывают, что патриотизм — это психологический феномен». [2, с.89–98.]
«Любая человеческая культура непременно несёт в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Каждое новое поколение получает в наследство определённую модель мироздания, которое служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность». [1, с.7]
Целью работы нашего дошкольного учреждения является знакомство с культурой, моделью нашего общества, создание системы работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь необходимо не только грамотно составить, но и реализовать программу патриотического воспитания в дошкольном учреждении. Система нравственно — патриотической работы в детском саду включает в себя комплекс мероприятий. При правильной организации образовательного процесса в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Детский сад № 81 «Золотой ключик» работает в художественно — эстетическом направлении. В работе опираемся на примерную программу «Истоки», где особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о фольклоре, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Продолжением линии патриотического направления является работа по региональной программе — «Воспитание маленького волжанина», Евдокимовой Е. С., и работа по программе «Театральные ступеньки» педагога дополнительного образования по театрализованной деятельности Евдокимовой Е. Н., в которой посредством спектаклей, литературно — музыкальных композиций, праздников, уделяется большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников.
Ежегодно мы организуем различные акции на базе детского сада, привлекая родителей воспитанников. Результатом такой работы являются акции, посвящённые годовщине Сталинградской битвы: «Белый шарик», «Красный шар», «Триколор». Отпуская шары в воздух дети и взрослые отдают дань уважения победителям, погибшим во время войны, вспоминая о тех тяжёлых временах, о войне. Конечно, маленький ребёнок не понимает, что такое война, и мы хотим, чтобы дети не знали войны, но видя глаза взрослых, слыша слова и видя открытые сердца педагогов и родителей маленький человек чувствует боль поколений. Ребёнок учиться верить в лучшее.
Акции «Бессмертный полк», «Почётный караул», посвящённые Дню победы, помогают проникнуться уважением к подвигам наших соотечественников, и детям, и взрослым. Акции проходят на территории детского сада, оставляя неизгладимое впечатление на дошкольников. Ко Дню защитника Отечества проводится большая работа по воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну и желание в будущем встать защитником Отечества. Ежегодно в детский сад приглашаются солдаты с воинских частей для бесед, соревнований с детьми, с участием дошкольников и родителей проводятся акции «Подарок солдату», «Солдатская каша», «Солдатский хлеб», дети едят черный кусочек бородинского хлеба и кусочек сахара, запивая простой водой. Этот момент настолько интересен детям, они съедают всё до последней крошки хлеба, считают хлеб и сахар очень вкусным и как нам кажется начинают ценить и понимать, как замечательно жить в мире без войны. Мы организуем в группах фото — выставки «Наши Защитники», выставки рисунков, поделки для пап и солдат, подарки мальчикам от девочек, просматриваем презентации «Защитники Родины», «Наша Родина», «Бравые солдаты». Итогом всей работы становится совместный праздник- развлечение с папами «Аты-баты мы солдаты».
На 9 мая проводим общий митинг-концерт «Никто не забыт, ничто не забыто…», который проводим на улице с приглашением ветеранов, родителей, бабушек и дедушек. В этот период времени в группе проводятся занятия на военную тематику, просмотр презентаций и фильмов о войне, чтение художественной литературы, прослушивание и разучивание песен на военную тематику. Рассматриваются альбомы, иллюстрации о войне и о победе, организуются сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Разведчики», оформляется стенгазета «Бессмертный полк», проводим конкурс поделок родителей и детей «Макет сражения».
Ежегодно проводим все календарные праздники, не забывая и о русских традиционных: «Масленица», «Жаворонки», «Весенние гуляния». Проводим Российские праздники «День народного единства», «День Конституции Российской Федерации», «День космонавтики», «Пушкинский день», «День России», 22 июня «День памяти», которые проходят в форме викторин или развлечений между 2–3 группами. День доброты (Акция, поделки, развлечения), «Международный день защиты детей», 8 Июля «Всероссийский день семьи, любви и верности».
В своей работе мы убеждаем детей, что любовь к Родине начинается с малого — с любви к матери, отцу, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы. Ведь мама и папа — это самые дорогие и близкие люди. В преддверии праздников Международного женского дня — 8 марта, и ко Дню матери, «Международный день отца», «Дня семьи», вместе с детьми готовим подарки, открытки, приглашения на праздники; оформляем выставки рисунков «Моя Мамочка»; стенды с фотографиями и пожеланиями «Мамочка любимая моя», «День матери»; «Мой папа самый смелый». Выставляем информационные папки-ширмы. С начала учебного года дети с мамами и папами, бабушками, дедушками принимают участие в ежегодных выставках и конкурсах: «Дары Волжской земли», «У мамы руки золотые», «Мне и папе всё под силу». Ко «Дню пожилого человека» оформляем стенды с фотографиями и пожеланиями для прародителей от детей: «Уважение к старшему поколению».
Ежегодно 3 сентября мы отмечаем день рождения детского сада «Золотой ключик», в этот день во всех группах воспитатели вместе с детьми пекут «Праздничный пироги», а потом угощают друг друга, сотрудников и родителей. Проводим акцию совместно с родителями «Подарок детскому саду».
Развивая интерес у дошкольников к народной культуре и истории, сотрудничаем со специалистами из городского Краеведческого музея, которые знакомят детей с историей людей, живших на наших земле, их культурой, обычаями, предметами обихода. В старшей группе работаем по программе ознакомления с культурой Казачества Волгоградской области, в подготовительной к школе группе ближе знакомимся с городом Волжским, посещая музеи и парки города. Отмечаем праздник «День города Волжского» — организуем выставку «Волжский — прошлое и настоящее» и развлечение-викторину «Мой любимый город» для родителей воспитанников. К 60 — летию города весь детский сад принял участие в проекте по созданию книги о родном городе — «Мой любимы Волжский».
Приобщение к народным праздникам и традициям — важная особенность нравственно — патриотического воспитания детей. Поэтому мы с детьми участвуем в народных праздниках: “Весенние гуляния”, “Масленица”, “Жаворонки”. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой, с произведениями устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Мы хотим быть уверенными, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
Выбранные формы работы обеспечивает благоприятные условия для нравственно — патриотического воспитания старших дошкольников. Практика показывает, что детские впечатления — самые яркие, дошкольники воспринимают окружающий мир с большим интересом. Потому мы считаем, что понятия о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт в обществе и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Литература:
- Евдокимова Е. С.,. Езубова Ю. В, Додокина Н. В., Сластенова И. В. Игры детей Поволжья: традиции и современность. Метод. Пособие для специалистов учреждений образования и культуры. — Волгоград — Саратов: ЦОП, 2004 — с.7
- Кольцова, В.А., Соснин, В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе/ В. А. Кольцова, В. А. Соснин // Психологический журнал. — 2005. — № 4. — С. 89–98.)
- Пронина М. А., Карнаухова М. А. Патриотическое воспитание как ценность российского общества./ М.А Пронина., М.А Карнаухова //Учебно — методическое пособие. (2014. — С.25–26)