Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к культурному наследию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 10.04.2023

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Петрова, С. А. Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к культурному наследию / С. А. Петрова, Н. В. Садовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101476/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дошкольное учреждение — это место, куда родители приводят своих детей не только для того, чтобы они не оставались без присмотра. Здесь многому их обучают: самостоятельно есть, правильно разговаривать, жить в коллективе и т. д. Но главное — здесь из маленьких граждан нашей большой России воспитывают настоящих патриотов. Дошкольный возраст — это период становления личности, он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, и двор, и детский сад, где он общается со сверстниками, и родная природа — все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.

Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, который веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т. д.

Именно в таком формате воспитываются и подрастают маленькие патриоты в группе «Жемчужинки» детского сада № 42.

Основными этапами нашей работы с детьми являются воспитание у них любви к родителям и родственникам, к детскому саду, к родному городу и к нашей стране. Мы помогаем детям понять, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, маленькие россияне. И они должны обязательно знать историю своей Родины и то, какими событиями и победами писалась наша история.

Со дня открытия дошкольного учреждения дважды в год — на день снятия блокады Ленинграда и на День Победы — мы приглашаем ветеранов войны, детей блокады, которые рассказывают дошкольникам о трудном военном времени, о голодном детстве, о победах над врагом. К сожалению, от нас уходят свидетели тех страшных военных лет. Да и те, кто еще живы, в силу своего возраста уже не в состоянии посещать мероприятия. Но мы находим возможность рассказать и показать детям, как люди воевали, как выживали в холод и голод. Помогают нам в этом жители города, получившие статус «Дети войны», а также опубликованные воспоминания ветеранов войны и блокадников, рассказы детских писателей о военном времени, фотографии героических лет. Дети чутко отзываются на каждое такое мероприятие. К примеру, чтение рассказа Сергея Алексеева «Блокадный хлеб» сопровождалось кусочком хлеба весом в 125 грамм. Его же рассказ «Дорога жизни» подкреплялся историческими фотографиями. Тронула ребят история Валентинки по книге Любови Воронковой «Девочка из города», которую мы пересказывали им. Очень серьезно слушали они и выдержки из дневника Тани Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде.

Примером современного патриотизма стал мальчик Федор из Донбасса, который помог спастись двум девочкам младшего класса от нападения врагов, а сам оказался раненым. Этот рассказ стал для ребят откровением: оказывается, подвиги могут совершать не только взрослые.

Традиционными в группе «Жемчужинки» стали концерты для гостей, для которых ребята с удовольствием поют песни и читают стихи на тему войны и мира. К таким патриотическим праздникам ребята вместе с папами и мамами готовили плакаты, на которых можно было не только увидеть фотографии их прадедушек и прабабушек — участников войны и тружеников тыла, но и прочитать их воспоминания о войне, о сражениях, о нелегкой жизни и работе в тылу, узнать о заслуженных наградах. А потом ребята с гордостью показывали их друг другу, а также приглашенным гостям. А ведь каждая такая работа — это не просто история той или иной семьи в отдельности. Из таких историй складывается судьба нашей огромной страны.

Немаловажным в патриотическом воспитании юного поколения являются и такие мероприятия, как изготовление поделок. Ребята с удовольствием рисуют и раскрашивают открытки, готовят аппликации, чтобы потом подарить их будущим гостям праздников. А еще совместно с педагогами выпускаются стенгазеты, на которых размещаются рисунки детей и фотографии, рассказывающие о Великой Отечественной войне.

Накануне празднования Дня защитника Отечества мы пригласили в гости ветерана ВДВ. Ребята с интересом слушали рассказ гостя, рассматривали его награды. Мальчики спрашивали, что надо уметь делать, чтобы стать настоящим десантником. Возможно, в будущем именно эта встреча и станет для кого-то из них решающей в выборе военной профессии — защитника Родины.

Нередко мы проводим мероприятия за пределами дошкольного учреждения. Наши детсадовцы участвовали в открытии мемориального камня в память о героях войны, выступали на городских мероприятиях, совершали экскурсии в музеи. Каждое такое мероприятие давало детям возможность еще больше узнать о том, как шла к победе наша Родина.

Немаловажным вкладом в дело патриотического воспитания детей мы считаем оформление нравственно-патриотических уголков. Любить Родину — это не только знать о ее трудных военных годах. Любовь к родному городу, к природе, умение оберегать ее — тоже означает быть патриотом. И такие уголки помогают ребятам это осознать. Они хорошо знают известные памятники Санкт-Петербурга, фотографии которых находятся в уголке; из многих флагов различных стран сразу узнают наш российский триколор; на глобусе находят Россию. И такие уголки время от времени обновляются.

Иными словами, задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту): тематические беседы («Чей папа служил в армии?», «Что значит быть военным?», «Чей праздник отмечается 23 февраля?»), «Уроки доброты», прослушивание музыкальных произведений (в том числе гимна России, песен военных лет), чтение сказок, знакомство с пословицами и поговорками, изготовление подарков, проведение выставок и экспозиций, подготовка инсценировок и танцевальных номеров, праздников и концертов, ухаживание за комнатными цветами и клумбами на детских площадках.

Мы, педагоги, используем эти и многие другие методы в своей работе. И они приносят успехи. Подтверждением этого стало то, что наши дети занимали призовые места в различных конкурсах и даже становились победителями. Так, в конкурсах по народно-прикладному творчеству в ДОУ: по росписи Филимоновской, Хохломской, Дымковской и Городецкой, поделок и игрушек наши дети имеют только первые места. А в городском конкурсе «Танцующая семья» наши дети участвовали вместе с педагогами наставниками (в рамках проведения Года педагога и наставника) с танцем «Россия — Родина моя» и стали обладателем Гран-При. Ребята с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях и радуются, когда достигают успеха.

Воспитание патриотизма — это совместный труд педагогов и родителей. Поэтому в беседах с родителями мы подчеркиваем: чтобы вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, нельзя говорить плохо о стране, в которой мы живем. Необходимо рассказывать им о их прадедушках и прабабушках, на долю которых выпали тяжелые испытания, но они вышли с из них честью. Рекомендуем родителям смотреть вместе с детьми передачи и кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну. Советуем им приобщать малышей к посильной помощи взрослым, к процессу ухаживания за домашними животными, к поддержанию порядка в комнате.

Не секрет, что дети, как губка, впитывают в себя всё, что видят и слышат вокруг. Они начинают понимать, что такое Родина, как надо ее любить и защищать, и что, став взрослым, каждый из них сможет сделать для того, чтобы она стала более сильной и могучей. Маленькие патриоты сегодня — это надежное будущее нашей страны под названием Россия.

F:\СТАТЬЯ\для презентации ПАТРИОТ\jT2SnlKnqw8.jpg F:\СТАТЬЯ\для презентации ПАТРИОТ\POg5-XLONBs.jpg

F:\СТАТЬЯ\для презентации ПАТРИОТ\gQpQzUWlRqg.jpg

Литература:

  1. Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне для детей» -Москва: Издательство «Махаон» 2023
  2. Мерзликина О. И. Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 1903 г. Москвы. Консультация для воспитателей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников».
  3. Печерская А. Н. «Всё для Победы» — Москва: ООО «Русское слово — учебник», 2020
  4. Ульева Е. «Беседы о войне» энциклопедия для малышей — Ростов на Дону: «Феникс», 2016
  5. Ходза Н. А. «Дорога жизни» рассказы — СПб: Издательство «Детгиз», 2016
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание патриотизма, Россия, детский сад, дошкольное учреждение, ребята, Родина, дошкольный возраст, огромная страна, родной город.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через организацию досуговой деятельности в детском саду

Реализация творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями путём включения их в музыкально-театрализованную деятельность

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через организацию досуговой деятельности в детском саду

Реализация творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями путём включения их в музыкально-театрализованную деятельность

Задать вопрос