Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать.
В. А. Сухомлинский
В своей статье мы хотели рассказать вам о важном событии — 2025 год объявлен Годом защитника Отечества! Год защитника Отечества — это не простая календарная дата, а символ национального единства и патриотизма. Это дата, которая заставляет нас задуматься о смелости, дружбе и заботе о нашей стране. Это выражение глубокой признательности тем, кто защищал и продолжает защищать суверенитет и безопасность нашей страны. Это год, который напоминает нам о важности исторической памяти и о ценности мира.
Защитник Отечества — это человек, который охраняет и защищает свою страну. Это могут быть солдаты, моряки, летчики и многие другие, которые работают, чтобы сделать нашу страну безопаснее. Их задача — защищать нас от опасностей и обеспечивать мирное небо над головой.
Каждый год в нашей стране празднуется День Защитника Отечества 23 февраля. В 2025 году мы будем отмечать 100-летие создания Советской Армии. Это событие важно для всех нас, потому что оно напоминает о героизме и патриотизме!
Мы, педагоги нашего детского сада № 66 «Лебёдушка», составили план мероприятий на год по воспитанию патриотических качеств дошкольников. В нём запланированы беседы, конкурсы рисунков, спортивные праздники и другие мероприятия совместно с родителями. Объясняем детям смысл и понятие слов «защитник» и других.
«Дорогие ребята, вы тоже можете стать защитниками своей страны! Но что это значит? Это значит:
— Помогать друг другу: Защитник — это тот, кто помогает своим друзьям и близким. Вы можете поддерживать своих друзей в трудные моменты и быть для них опорой.
— Любить свою страну: узнавайте о своей стране, истории, культуре и традициях. Читайте книги, смотрите документальные фильмы и задавайте вопросы родителям.
— Быть дружными и честными: настоящие защитники ценят дружбу, честность и справедливость. Уважайте друг друга и всегда позволяйте другим высказать свое мнение».
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с малых лет, с детского сада. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети хорошо впитывают впечатления от картин родной природы, народных традиций, нравов людей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, важно прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству. Подводить ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Дать детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Воспитание патриотических чувств в нашем детском саду стоит на первом месте. Развиваем познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Развиваем чувства интернационализма в отношении культуры и традиции других народов.
В нашем детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно — игровую, продуктивную, трудовую, художественно — литературное творчество.
В группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации и ее столицы — города Москвы. Герб и флаг родного города Волжского. В центре имеются фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и своего родного города, книгами об истории и достопримечательностях русского и братских народов, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Стихи о Родине», альбомы «Национальные костюмы народов РФ».
|
|
Рис. 1. Центр патриотического воспитания в старшей группе МДОУ д/с № 66
Мы проводим большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины.
|
|
|
Рис. 2. Рассматривание альбомов о городе-герое Волгограде
Ежегодно проводится мероприятие военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:
— фотовыставка «Мой папа — защитник Отечества»
— занятия «Герои войны»
— «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;
— оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
— занятия, беседы
— физкультурные развлечение «Мы — будущие защитники Отечества»
Рис. 3. Физкультурное развлечение «Мы — будущие защитники Отечества»
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию.
Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано к родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего, во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
И в заключении, хотелось бы сказать, что Год защитника Отечества пришел на смену Году семьи в 2024 году, и это не случайно. Это подчеркивает глубокую связь между семейными ценностями и героическим служением Родине. 2025 год — это особенный год, когда мы будем вспоминать и отмечать храбрость, мужество и любовь к нашей родине. Давайте вместе сделаем наш мир лучше и безопаснее!
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Управление ДОУ. –2005. — № 1.
- Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. — 1998. — С. 3–8.