В статье автор делится опытом работы по нравственному воспитанию дошкольников посредством реализации социально — значимого долгосрочного проекта.
Ключевые слова: благотворительность, волонтер, духовно-нравственная личность, коммуникация, толерантность, ценности, рейтинг.
Эффективная социализация — это один из ключевых аспектов жизни ребёнка в обществе. Она играет важную роль в формировании его личности и готовности к школе.
У детей дошкольного возраста ещё нет опыта социально-нравственной позиции, который бы охватывал различные аспекты общественной жизни.
Однако, волонтёрское движение может помочь детям активно участвовать в жизни детского сада и ближайшего окружения. Это способствует формированию отзывчивости, внимательности, коммуникабельности и милосердия у детей.
Создание проекта «Большие дела маленьких волонтёров» было моей идеей. Я хотела внедрить волонтёрское движение в работу нашего детского сада, чтобы дети могли проявить себя и помогать другим.
Проект длился два года и включал в себя участие детей старшего дошкольного возраста. Они активно участвовали в волонтёрской деятельности, помогая своим добрым сердцем и умелыми руками.
В проекте также участвовали педагоги, родители, социальные партнёры, казаки, ветераны, учителя, библиотекари, представители церкви и жители посёлка.
Проект «Большие дела маленьких волонтёров» имел следующие цели: расширить знания детей, педагогов и родителей о волонтёрском движении, развить коммуникативные способности, чувство собственного достоинства и толерантность у детей, способствовать укреплению семейных ценностей, создать условия для развития творческого потенциала и уверенности в себе у детей, родителей и педагогов.
Волонтёр — это пример нравственности, здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества. Об этом говорится в Всемирной декларации добровольцев.
Волонтёрское движение в детском саду — это возможность для детей научиться новому, найти новых друзей и помочь тем, кто нуждается в помощи. В основе волонтёрского движения лежат принципы: «Хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому» и «Сам захотел — сам выбрал, что делать».
На первом этапе проекта были определены цели и задачи, составлен план работы с детьми, родителями и социальными партнёрами, проведена предварительная работа по сбору информации, анкетирование родителей, изучение литературы и интернет-ресурсов, а также опыта других дошкольных образовательных организаций.
Для педагогов была разработана технология внедрения волонтёрского движения, организована консультация на тему «Что такое волонтёрство?». Было принято решение создать волонтёрский отряд дошкольников «Твори добро».
Для отряда были созданы эмблема и атрибуты, а для родителей — проведены консультации «Волонтёрское движение в детском саду» и «Волонтёры: история и современность».
Для детей старшего возраста был проведён кастинг, они познакомились с волонтёрской деятельностью через просмотр видео-презентации «Дети-волонтёры» и с детской художественной литературой о добрых делах и взаимопомощи. Также были проведены игры «Слепой и поводырь», «Ласковое имя», «Я радуюсь, когда…» и «Поляна добра».
На втором этапе проекта были проведены различные мероприятия, такие как акция «День пожилого человека», «Неделя помощи «Спешите делать добрые дела», «Неделя добра», «Помогаем малышам» и другие.
На сайте детского сада была размещена информация о создании волонтёрского движения, проведены акции «День пожилого человека», «Спешите делать добрые дела», «Неделя помощи» и другие.
Были проведены мероприятия: акция «День пожилого человека» — изготовление подарков для пожилых людей детьми, родителями и педагогами, «Неделя помощи «Спешите делать добрые дела» — трудовой десант «Убираем листья», акция «Соберём макулатуру — спасём дерево», оформление выставки рисунков «Твори добро».
Также были проведены: выпуск и распространение буклетов «Волонтёр — это актуально», выставка рисунков «Как я помогаю маме», неделя добра «Помогаем малышам» — учим правильно одеваться, изготовление подарков для мам, благотворительная акция «От сердца к сердцу», посвящённая Дню инвалида — изготовление оберегов из солёного теста «Подкова на счастье» для воспитанников, оформление фотоальбома в рамках проекта «Большие дела маленьких волонтёров», акция «Мешок Деда Мороза» — изготовление подарков для малышей, чтение детской художественной литературы о добре, о внимании и заботе о близких, рефлексивные круги «Чем я могу помочь и как на самом деле помогаю», неделя помощи «Книжный доктор» — помощь малышам в ремонте книг, акция «Подари книгу» — изготовление книжек-малышек в подарок для детей групп раннего возраста, акция «Покормите птиц зимой!» — операция «Кормушка», неделя помощи «Неделя добрых дел» — наведём порядок в игрушках, акция «Доброе сердце» — оказание посильной помощи нуждающимся, размещение публикаций в интернете о деятельности волонтёрского движения в детском саду, встреча с волонтёрами-школьниками МБОУ СОШ № 15, акция «Вы позвали — мы пришли» — оказание помощи в организации подвижных игр с детьми групп раннего возраста на прогулке, виртуальная экскурсия в Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ейский детский дом-интернат», акция «Чистый берег», приуроченная ко дню Земли — уборка береговой зоны лимана в районе посёлка Широчанка, квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков», акция «Георгиевская ленточка» — помощь ветеранам, подарки, экскурсия к мемориалу погибших героев ВОВ, расположенном в п. Широчанка, акция «Посади дерево», акция «Бессмертный полк», организованная при участии социальных партнёров: представителей Широчанского хуторского казачьего общества, Администрации сельского совета и православной Церкви.
На завершающем этапе проекта «Финиш Кладовой добрых дел» состоялось торжественное награждение всех юных волонтёров. Опыт, полученный в ходе проекта, был распространён через средства массовой информации и интернет-ресурсы. Также, участники проекта приняли участие во Всероссийском конкурсе «Моя страна — моя Россия».
Я убеждена, что внедрение волонтёрского движения в дошкольных учреждениях, основанное на добровольном объединении родителей, педагогов и детей, а также представителей социума, приведёт к более эффективному развитию у дошкольников таких качеств, как сострадание, ответственность, коммуникабельность и самостоятельность. Это также поможет улучшить детско-родительские отношения и повысить репутацию детского сада. Все участники проекта осознают важность создания единого образовательного пространства «Семья — детский сад — социум». Дошкольники смогут получить ценный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя нужными и важными членами общества.
Литература:
- https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId- самоцитирование
- https://vk.com/wall-205987832_42?ysclid=m32zqf03ej
- http://doshkolnik.ru/nravstvennost/28379-proekt-vo
- Амирова Р. И. «Волонтерство как инновационная практика в России» //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.- практ. конф. — Самара, 2017. –С. 80–81
- Микляева В. Н. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». — М.: ТЦ Сфера, 2013г.
- Хулин А. А. «Добровольчество как вид благотворительности». А. А. Хулин Социальная работа. — 2003. — № 3. — С. 51–54.