Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации волонтёрской деятельности в ДОО
Авторы: Леонидова Наталья Викторовна, Шатова Марина Сергеевна, Зюбанова Ирина Николаевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2023)
Дата публикации: 29.06.2023
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Леонидова, Н. В. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством организации волонтёрской деятельности в ДОО / Н. В. Леонидова, М. С. Шатова, И. Н. Зюбанова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/498/18101/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье рассматривается организации волонтёрской деятельности в ДОО способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность.
Ключевые слова: волонтёр, социализация, дошкольник, духовно-нравственное воспитание.
«Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: знаний; трудовых навыков; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, позволяющие человеку комфортно и эффективно находиться в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной)» [1].
Социальное развитие ребенка дошкольного возраста — это фундамент для последующего становления и развития социальной культуры личности.
Дошкольный период является наиболее значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по мнению Н. П. Гришевой, рассматривается как «врастание в человеческую культуру» [3].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
— Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
— Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
— Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности [5].
Волонтерство в дошкольной образовательной организации — это поиск новых знаний и развития новых умений, это желание расширить круг своего общения, оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
Волонтёрство (от лат.Voluntarius–добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении — стремлении делать добро [2].
Волонтер — это синоним слова «доброволец». Поэтому в основу волонтерства положена инициатива [2]. Благодаря волонтерской деятельности у дошкольников можно сформировать активную жизненную позицию, умение ориентироваться и уверенно себя чувствовать в обществе, желание помогать другим. В результате этой деятельности дошкольник получает не материальное вознаграждение, а внутреннее удовлетворение.
Всемирная декларация добровольцев провозглашает, что настоящий волонтёр — это пример нравственности, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия.
Волонтера отличают такие качества личности, как доброжелательность, милосердие, трудолюбие, отзывчивость, бережное отношение к людям и природе. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Волонтерская деятельность учит детей помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то важного и интересного для себя.
Волонтёрская деятельность зарекомендовала себя как эффективная форма общения и активного взаимодействия, в которой дошкольник проявляет инициативность и самостоятельность в выборе способов выражения собственных интересов.
В составе отряда волонтеров МБДОУ д/с № 47 воспитанники двух групп компенсирующей направленности, их родители и педагоги. На первоначальном этапе работы совместно с детьми были разработаны и приняты правила волонтера:
— Найди того, кому нужна твоя помощь и помоги ему.
— Всегда доводи начатое дело до конца.
— Не проявляй равнодушие к проблемам окружающих.
— Умеешь сам — научи другого.
— Уважай мнение других.
На этом этапе работы мы содействовали формированию представлений воспитанников о роли и месте волонтерства в современном обществе, знакомили ребят с понятием «волонтер», разрабатывали символику отряда волонтеров и готовили различную атрибутику волонтерского движения.
Для сплочения отряда детей-волонтеров педагоги использовали игры, способствующие выработки навыков командной работы и развитию коммуникации, например «Скажи так, чтоб не обидеть», «Снежный ком», «Овации» и т. д.
Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей-волонтеров. Для развития эффективной коммуникации и тренировки уверенности в себе в детский сад пригласили школьников-волонтеров из МБОУ СОШ № 7 г.Белгорода, которые поделились с воспитанниками ДОО своим опытом участия в социальных акциях, а также общешкольных и городских мероприятиях.
Также с этой целью были организованы беседы с детьми о том, кто такие волонтеры, какими качествами они должны обладать, в чем цель их деятельности и др. В процессе бесед обсуждались такие понятия как «добрые люди», «добрые слова», «добрые дела» и т. д.
Анализу поступков героев и их поведения способствовало чтение детских художественных произведений, таких как А.Барто «Особое поручение», К.Дольто-Толич «Вежливо — невежливо», М.Плашковский «Уроки дружбы», Г.Сапгир «Самые слова» и др.). После прочтения и обсуждения произведений литературы, ребята подводились к определенным выводам, старались, чтобы они ассоциировали героев с реальными примерами из жизни самих дошкольников.
Опыт работы показал, что для развития способности осознавать и контролировать свои чувства и эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, целесообразно использовать моделирование проблемных игровых ситуаций. Такая работа помогает дошкольникам принимать правильные решения в жизненных ситуациях.
В процессе организации волонтерской деятельности в детском саду, создавали условия, содействующие повышению социальной значимости детей-волонтеров.
В течение года волонтерами проводились различные акции и «дни доброты», приуроченные к разным событиям детской и общественной жизни. Например, волонтеры приняли участие в акции «Наш двор». Совместно с педагогами и родителями, ребята рисовали рисунки и плакаты, призывающие жителей микрорайона сделать дворовые территории чистыми и ухоженными.
Отклик детей и поддержку родителей нашла акция «Ведерко радости» по сбору мелких игрушек, магнитов и сувениров для тяжело больных детей, которым они вручаются для поднятия настроения после врачебных процедур. Совместные акции и марафоны с БРОО «Белогорье против детского рака» стали доброй многолетней традицией МБДОУ д/с № 47 г.Белгорода.
Волонтерская деятельность развивает эмоциональную и чувственную сферы личности, формирует ценностный мир, поощряет социальную и творческую активность. Пропедевтика благотворительной деятельности в детском саду — это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни человека в современном обществе [4].
Литература:
- Алтунина И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.
- Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Самара, 2017. –С. 80–81.
- Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002. — № 5.
- Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2011.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013.
Похожие статьи
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.
Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации
В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...
Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья
Данная работа рассматривает вопросы такого способа социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как волонтерство, а так же затрагивает особенности работы и помощи детям, которым повезло чуть меньше, чем остальным детям — предпо...
Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного развития старших дошкольников
Статья посвящена влиянию совместных усилий семьи и педагогического коллектива ДОО на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста
В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...
Продуктивное обучение в практике современного детского сада
В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...
Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности
Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.
Похожие статьи
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.
Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации
В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...
Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья
Данная работа рассматривает вопросы такого способа социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как волонтерство, а так же затрагивает особенности работы и помощи детям, которым повезло чуть меньше, чем остальным детям — предпо...
Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного развития старших дошкольников
Статья посвящена влиянию совместных усилий семьи и педагогического коллектива ДОО на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста
В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...
Продуктивное обучение в практике современного детского сада
В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...
Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности
Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.