Волонтёрская деятельность как средство формирования социокультурных ценностей у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 26.03.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Маковеева, С. В. Волонтёрская деятельность как средство формирования социокультурных ценностей у дошкольников / С. В. Маковеева, М. Н. Ермакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9107/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности, умение проявить инициативу к доброте, взаимопомощи, патриотизму. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности.

Одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданской ответственности. Дети являются той аудиторией, которая больше всего нуждается в современных, интерактивных технологиях, формирующих активную гражданскую позицию. Эффективными формами развития патриотизма и гражданственности в российском обществе выступают добровольчество и реализация волонтёрских проектов. [3, с. 7]

Важной задачей гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно — политической жизни страны и государственной деятельности.

Волонтёр — любое физическое лицо, включая иностранных граждан, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтёрскую деятельность. Волонтёрская деятельность это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Волонтёрство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно его мотивы не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. [1, с. 13]

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что волонтёрство является одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения. Добровольчество сегодня — это институт патриотического воспитания и развития общественной, гражданской и социальной активности населения, технология повышения социальной ответственности граждан, метод оказания адресной помощи различным социальным группам. [2]

Организация волонтёрского движения в дошкольной образовательной организации способствует позитивной социализации ребёнка через активную деятельность, где личность выступает инициатором и организатором позитивных изменений в своём ближайшем социальном окружении. Детей с дошкольного возраста необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству. В этом возрасте они начинают понимать слово «помощь». В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что движение, объединяющее детей, является важным фактором в развитии личности, её социализации, истоков гражданственности, реализации творческого потенциала в обществе.

Волонтёрское движение — это такое движение, где в совместных делах дети могут приобрести позитивный опыт социального взросления. В волонтёрстве главное мотив. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка складываются элементарные моральные, этические понятия, формируются мотивы достижения. Самым сильным является мотив поощрение и получение награды, менее сильным получение наказания, а слабым — обещание. Таким образом, волонтёрская деятельность не предполагает, что за неё будет награда, но ребёнку дошкольного возраста нужна похвала, и это обязательно нужно делать, когда мы приобщаем детей к волонтёрской деятельности.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей — это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на развитие его нравственных качеств. Организация и проведение волонтёрских дней является эффективным методом воспитания в детском саду и решает такие задачи как:

— создание условий для самореализации, успешной социализации;

— возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;

— пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).

— воспитание духовно-нравственной личности имеющей способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

— формирование толерантных, гуманных, патриотических взглядов детского общества.

Следовательно, такая форма работы добровольческой деятельности является эффективным способом воспитания духовно-нравственной личности, имеющей способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Для того, чтобы приобщить дошкольников к волонтёрской деятельности, конечно же, необходима предварительная работа: беседы с обсуждением, чтение художественной литературы о добре и доброте, игры, тренинги, игровое моделирование проблемных ситуаций.

Виды волонтёрской детской деятельности:

— Взаимопомощь и самопомощь, которая предполагает помощь младшим дошкольникам и помощь друг другу (в процессе одевания на прогулку, уборке игрушек, организации игр и праздников и т. д.). Такая деятельность способствует ранней позитивной социализации ребёнка через живую деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности и могут помочь ребёнку стать свободными в общении со сверстниками и детьми старшего возраста, приносить эмоциональную радость.

— Сбор добровольных пожертвований для благотворительности (помощь животным из приютов — сбор корма, сбор вещей и продуктов питания для благотворительных организаций, сбор книг для библиотек). Такой вид волонтёрства требует определённой эмоциональной и физической зрелости. В добровольческих акциях можно принимать участие всей семьёй: дети младшего и среднего школьного возраста могут постепенно приобщаться к разным активностям бок о бок с родителями. Такая деятельность развивает в ребёнке эмпатию и чувство солидарности, прививает понимание гуманистических ценностей и ответственности.

— Участие в общественных (социальных, экологических, патриотических) акциях. Можно так же проводить волонтёрские акции с участием родителей и детей. Основная цель акций — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.

Формы работы могут быть самыми разнообразными — конкурсные мероприятия, фестивали, оздоровительные мероприятия, спортивные мероприятия, экскурсионная работа, информационно-лекционная работа, развлекательно-познавательная деятельность, акции, дискуссии, круглые столы, презентации, тематические дни и т. д.

Приобщение детей дошкольников к волонтёрской деятельности является актуальной на сегодняшний день, так как именно в волонтёрском движении дети приобщаются к социально — культурным ценностям. Дошкольники проявляют эмпатию, доброжелательное отношение к сверстникам, ко взрослым, во взаимодействии друг с другом, они приходят на помощь младшим дошкольникам, проявляют заботу к старшим поколениям, всегда готовы прийти на помощь.

Волонтёрство — это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Следовательно, использование волонтёрского движения для воспитания важных человеческих качеств общества у дошкольников таких как нравственность, толерантность, эмпатия считается современным средством воспитания. [4]

Волонтёрское движение является трендом в воспитании, и актуальность волонтёрства не вызывает сомнения, так как воспитание самостоятельности и инициативы, проявление доброты и понимания к ближним определяют моральный облик гражданина. Волонтёрство в дошкольном учреждении представляет собой новый взгляд на организацию работы духовно-нравственного воспитания. Так, ребёнок, участвуя в волонтёрских движениях, воспитывается социально ценным во всех сферах личной и общественной жизни.

Литература:

  1. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. — 431 с.
  2. Сваталова, Т. А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т. А. Сваталова, С. А. Ларюшкин. — Челябинск: ЧИППКРО, 2018. — 64 с.
  3. А. С. Федоров, В. А. Зотова Ф34 Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда». — М.: Издательство «Перо», 2018. — 101 с. — URL: https://iro86.ru/images/Documents/2020/RCOKO/4.pdf https://obrazovanie.sakhalin.gov.ru/documents/ndocs/2019/documents/2019_1403_1134.pdf
  4. http://corptransstroy.ru/staining/plan-volonterskogo-dvizheniya-v-dou-proekt-organizaciya-volonterskogo-dvizheniya-v-detskom-sadu.html

Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Похожие статьи

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Задать вопрос