Волонтёрская деятельность как средство формирования социокультурных ценностей у дошкольников
Авторы: Маковеева Светлана Владимировна, Ермакова Марина Николаевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.
Дата публикации: 26.03.2024
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Маковеева, С. В. Волонтёрская деятельность как средство формирования социокультурных ценностей у дошкольников / С. В. Маковеева, М. Н. Ермакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9107/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности, умение проявить инициативу к доброте, взаимопомощи, патриотизму. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности.
Одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданской ответственности. Дети являются той аудиторией, которая больше всего нуждается в современных, интерактивных технологиях, формирующих активную гражданскую позицию. Эффективными формами развития патриотизма и гражданственности в российском обществе выступают добровольчество и реализация волонтёрских проектов. [3, с. 7]
Важной задачей гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно — политической жизни страны и государственной деятельности.
Волонтёр — любое физическое лицо, включая иностранных граждан, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтёрскую деятельность. Волонтёрская деятельность это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Волонтёрство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно его мотивы не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. [1, с. 13]
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что волонтёрство является одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения. Добровольчество сегодня — это институт патриотического воспитания и развития общественной, гражданской и социальной активности населения, технология повышения социальной ответственности граждан, метод оказания адресной помощи различным социальным группам. [2]
Организация волонтёрского движения в дошкольной образовательной организации способствует позитивной социализации ребёнка через активную деятельность, где личность выступает инициатором и организатором позитивных изменений в своём ближайшем социальном окружении. Детей с дошкольного возраста необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству. В этом возрасте они начинают понимать слово «помощь». В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что движение, объединяющее детей, является важным фактором в развитии личности, её социализации, истоков гражданственности, реализации творческого потенциала в обществе.
Волонтёрское движение — это такое движение, где в совместных делах дети могут приобрести позитивный опыт социального взросления. В волонтёрстве главное мотив. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка складываются элементарные моральные, этические понятия, формируются мотивы достижения. Самым сильным является мотив поощрение и получение награды, менее сильным получение наказания, а слабым — обещание. Таким образом, волонтёрская деятельность не предполагает, что за неё будет награда, но ребёнку дошкольного возраста нужна похвала, и это обязательно нужно делать, когда мы приобщаем детей к волонтёрской деятельности.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей — это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на развитие его нравственных качеств. Организация и проведение волонтёрских дней является эффективным методом воспитания в детском саду и решает такие задачи как:
— создание условий для самореализации, успешной социализации;
— возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
— пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
— воспитание духовно-нравственной личности имеющей способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
— формирование толерантных, гуманных, патриотических взглядов детского общества.
Следовательно, такая форма работы добровольческой деятельности является эффективным способом воспитания духовно-нравственной личности, имеющей способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Для того, чтобы приобщить дошкольников к волонтёрской деятельности, конечно же, необходима предварительная работа: беседы с обсуждением, чтение художественной литературы о добре и доброте, игры, тренинги, игровое моделирование проблемных ситуаций.
Виды волонтёрской детской деятельности:
— Взаимопомощь и самопомощь, которая предполагает помощь младшим дошкольникам и помощь друг другу (в процессе одевания на прогулку, уборке игрушек, организации игр и праздников и т. д.). Такая деятельность способствует ранней позитивной социализации ребёнка через живую деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности и могут помочь ребёнку стать свободными в общении со сверстниками и детьми старшего возраста, приносить эмоциональную радость.
— Сбор добровольных пожертвований для благотворительности (помощь животным из приютов — сбор корма, сбор вещей и продуктов питания для благотворительных организаций, сбор книг для библиотек). Такой вид волонтёрства требует определённой эмоциональной и физической зрелости. В добровольческих акциях можно принимать участие всей семьёй: дети младшего и среднего школьного возраста могут постепенно приобщаться к разным активностям бок о бок с родителями. Такая деятельность развивает в ребёнке эмпатию и чувство солидарности, прививает понимание гуманистических ценностей и ответственности.
— Участие в общественных (социальных, экологических, патриотических) акциях. Можно так же проводить волонтёрские акции с участием родителей и детей. Основная цель акций — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.
Формы работы могут быть самыми разнообразными — конкурсные мероприятия, фестивали, оздоровительные мероприятия, спортивные мероприятия, экскурсионная работа, информационно-лекционная работа, развлекательно-познавательная деятельность, акции, дискуссии, круглые столы, презентации, тематические дни и т. д.
Приобщение детей дошкольников к волонтёрской деятельности является актуальной на сегодняшний день, так как именно в волонтёрском движении дети приобщаются к социально — культурным ценностям. Дошкольники проявляют эмпатию, доброжелательное отношение к сверстникам, ко взрослым, во взаимодействии друг с другом, они приходят на помощь младшим дошкольникам, проявляют заботу к старшим поколениям, всегда готовы прийти на помощь.
Волонтёрство — это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Следовательно, использование волонтёрского движения для воспитания важных человеческих качеств общества у дошкольников таких как нравственность, толерантность, эмпатия считается современным средством воспитания. [4]
Волонтёрское движение является трендом в воспитании, и актуальность волонтёрства не вызывает сомнения, так как воспитание самостоятельности и инициативы, проявление доброты и понимания к ближним определяют моральный облик гражданина. Волонтёрство в дошкольном учреждении представляет собой новый взгляд на организацию работы духовно-нравственного воспитания. Так, ребёнок, участвуя в волонтёрских движениях, воспитывается социально ценным во всех сферах личной и общественной жизни.
Литература:
- Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. — 431 с.
- Сваталова, Т. А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т. А. Сваталова, С. А. Ларюшкин. — Челябинск: ЧИППКРО, 2018. — 64 с.
- А. С. Федоров, В. А. Зотова Ф34 Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда». — М.: Издательство «Перо», 2018. — 101 с. — URL: https://iro86.ru/images/Documents/2020/RCOKO/4.pdf https://obrazovanie.sakhalin.gov.ru/documents/ndocs/2019/documents/2019_1403_1134.pdf
- http://corptransstroy.ru/staining/plan-volonterskogo-dvizheniya-v-dou-proekt-organizaciya-volonterskogo-dvizheniya-v-detskom-sadu.html