Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания
Авторы: Сиверская Елена Сергеевна, Дубовицкая Ирина Михайловна, Зинзиверь Наталья Сергеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 17.11.2019
Статья просмотрена: 1628 раз
Библиографическое описание:
Сиверская, Е. С. Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания / Е. С. Сиверская, И. М. Дубовицкая, Н. С. Зинзиверь. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4586/ (дата обращения: 16.12.2024).
Великий русский писатель Лев Толстой писал: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
Добро, согласно Большому энциклопедическому словарю, — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Являясь антонимом понятия зла, означает намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному или даже растению. Можно сказать, что понятие добра неразрывно связано с термином «благотворительность».
Благотворительность — это способность творить благо, т. е. делать добро, действовать по-доброму. Благотворительностью называют главным образом дела, совершаемые в пользу других людей [5].
Благотворительность — характеристика поступка, поведения, деятельности, которая свидетельствует о том, что человек совершает акт дарения, бескорыстного отчуждения собственности, либо условно бескорыстного, т. е. непосредственно после дарения он не получает в ответ материального вознаграждения. Награда может быть отсрочена во времени, может выступать как ожидание ответной помощи, приобретение и укрепление репутации человека, совершающего благотворительный поступок, эмоциональная награда (радость и благодарность со стороны получателя) [6].
Главная ценность любой страны — это народ, люди. С ранних лет дети должны понимать, что народ неоднороден, что все люди живут по-разному, и есть те, кто нуждаются в помощи окружающих и в поддержке. Несмотря на то, что Россия является социальным государством, государственные учреждения не в силах оказать своевременную помощь всем нуждающимся. Поэтому в стране развиваются благотворительные инициативы и добровольческое движение. Так прошлый, 2018 год, был объявлен Годом добровольца и волонтера в России. Как отметил президент страны В. В. Путин: «Именно из тысяч, миллионов искренних, душевных поступков складывается доверие, уважение, взаимная поддержка в обществе в целом» [7].
Добровольчество и участие в благотворительной деятельности в современном обществе представляет богатейший потенциал для решения острых социальных проблем. Это хорошая возможность каждому человеку почувствовать себя гражданином, и вносить реальный вклад в развитие своего сообщества.
Гражданскую позицию необходимо воспитывать с самого раннего детства. Неслучайно, одной из задач ФГОС дошкольного образования является развития социальных и нравственных качеств ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Дошкольный возраст считается самым сензитивным периодом для формирования духовных основ личности ребенка. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, способствует социализации и выработке активной жизненной и гражданской позиции.
Социализация — это процесс овладения индивидом определенной системой знаний, норм, ценностей, образцов поведения и культуры, присущей отдельной социальной группе и обществу в целом. Социализация позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений [8]. Социализация — это двусторонний процесс: с одной стороны, человек в процессе социализации изменяется, усваивает социальный опыт, погружаясь в систему социальных связей, а с другой — сами социальные связи могут изменяться за счет активных действий этого человека [8].
Не потеряться в современном обществе, войти в систему нравственных отношений и социализироваться молодому поколению могут помочь новые формы практического взаимодействия образовательных и общественных организаций, например, благотворительных фондов [4].
Волонтёрская и благотворительная деятельность способствуют формированию в детях социально значимых нравственных качеств. Предметом благотворительности и волонтерства является «милосердие», которое, по сути, является источником нравственности. Если ребёнок чувствует в себе бескорыстное желание помогать, то сформировать в нём социальную солидарность, гражданственность, готовность к межконфессиональному диалогу и другие базовые национальные ценности будет не такой уж непосильной задачей [3]. Рассказов о добре и милосердии недостаточно для воспитания соответствующих морально-нравственных качеств, ребенок должен на собственном опыте почувствовать и пережить эти понятия в действии.
Однако, стоит отменить, что любое детское движение не является вполне детским по организующим и движущим его силам. Это даже скорее движение взрослых, выступающих в интересах детей [3]. Организовывая участие дошкольников в благотворительной деятельности, необходимо учитывать ряд условий:
- Забота о самих детях. Даже в благотворительной деятельности не должны быть задеты интересы ребенка, не должно быть действий в ущерб дошкольников.
- Добровольность участия в тех или иных акциях.
- Выбор формы. Они должны быть посильными, близкими, увлекательными. Ребенок должен выбрать то, к чему он захочет приложить усилия.
В детском саду все благотворительные акции должны вестись в двух плоскостях: работа с детьми и работа с родителями. Важно вести пропагандистскую работу среди родителей, так как они являются примером для своих детей, формирование положительного отношения к благотворительной деятельности среди родителей — залог успешной работы с воспитанниками.
Дошкольники могут принимать участие в благотворительной деятельности в следующих формах:
− участие в благотворительных фестивалях и марафонах, например, театральный фестиваль, сбор от которых передается в ветеринарные клиники и приюты для бездомных животных;
− оказание помощи нуждающимся детям: сбор теплых вещей, обуви, и детских игрушек для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также помощи детям из неблагополучных семей;
− изготовление поделок для продажи на благотворительных базарах.
Непосредственно благотворительной деятельности должны предшествовать разнообразные тематические занятия, игры, НОД. Занятия с нравственной направленностью должны строиться на материале, духовно близком и понятном ребёнку-дошкольнику, и отражать актуальные для него проблемы, решение которых происходит по мере развития сценария [4].
Благотворительные акции, используемые в работе воспитателя, можно разделить на две группы:
1. Система мероприятий, цель которых — пропаганда установок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию.
2. Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Такие акции могут быть элементом более крупного события — массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции.
Включение дошкольников в благотворительную деятельность позволяет формировать активную жизненную позицию, воспитывает положительные моральные качества — неравнодушие, участливость, милосердие. Участие ребенка в благотворительности позволяет ему на собственном опыте почувствовать, что он способен изменить в лучшую сторону свое окружение.
Благотворительность — это мощный внешний фактор, влияющий на всестороннее и гармоничное развитие личности. Можно выделить ряд положительных изменений и переживаний, которые могут произойти с ребенком, участвующим в благотворительной деятельности:
Милосердие. Развивая у детей милосердие, мы помогаем им приобретать внутреннюю готовность прощать, чуткость к проблемам других людей, сострадание и человеколюбие.
Радость. Люди, бескорыстно оказывающие помощь другим, часто испытывают ни с чем несравнимую радость, особенно, при виде благодарности и радость тех, кому была оказана помощь.
Чувство сопричастности. Потребность человека и гражданина в ощущении себя частью общества, осознание своих возможностей приносить ему благо, не всегда осознается, но почти всегда является неотъемлемой частью личности. Ощущение сопричастности к чему-то большему, преодоление собственных эгоистичных потребностей в пользу общественного блага делает человека человеком.Участие в благотворительной деятельности помогает приобщаться к общему делу во благо нуждающихся.
Чувство собственной значимости. Для полноценного психического развития каждому ребенку важно осознавать себя значимым и не только для близких людей. Помогая незнакомым или не близким людям, дети ощущают свою пользу и свои возможности.
Чувство уверенности всебе. Участвуя в благотворительности и видя положительные результаты своих действий и поступков, ребенок позитивно оценивает и свои действия, и себя самого, что формирует в нем уверенность и развивает правильную самооценку.
Социальная ответственность. Участие в благотворительных акциях дает ребенку возможность приобщиться к решению определенных социальных проблем и понять свое место в жизни.
Несомненно, несмотря на врожденный дар милосердия и сострадания, дети нуждаются во вдохновении и определенном побуждении к участию в благотворительных акциях, ответственность за предоставление которых лежит на родителях и педагогах. Здесь важен не только личный пример, но и мягкие, деликатные пояснения, которые помогут ребенку осознать свою потребность сделать хорошее, доброе дело. Такие маленькие добрые дела стали настоящей традицией нашего сада, это благотворительные концерты «Я — супер», которые всегда у нас проходят осенью, и концерты в защиту краснокнижных животных проходящие ежегодно в марте, это традиционный апрельский театральный фестиваль флоры и фауны, и ежегодная благотворительная ярмарка детского творчества на празднике масленицы. Все эти мероприятия проходят у нас в саду совместно с родителями.
Акции социального характера повышают уровень духовно- нравственных представлений у детей, способствуют формированию своей Я–концепции и мировоззрения; устанавливают новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Добровольческая деятельность развивает эмоциональную и чувственную сферы личности, формирует ценностный мир, поощряет социальную и творческую активность. Пропедевтика благотворительной деятельности в детском саду — это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе [3].
Литература:
- Ахновская С. М., Савина Н. И. Воспитание отзывчивости в контексте концепции организации волонтерского движения // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров: XVIII межрег. научно-практ. конф. (Старый Оскол, 27 марта 2018). Старый Оскол, 2018. — С. 218–221.
- Киселева Н. А., Смирнова Т. В. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый, 2016. № 12–6 (116). — С. 43–47.
- Кусик Ю. С., Савельева М. С. Добрый дела и формирование личности дошкольника// Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров: XVIII межрег. научно-практ. конф. (Старый Оскол, 27 марта 2018). Белгород, 2018. — С. 154–155.
- Мартынова А. И. Методические аспекты приобщения дошкольников к социальной активности в процессе реализации образовательного проекта благотворительного фонда // Инициативы XXI века, 2016. № 3–4. — С. 105–106.
- Философский словарь. М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.
- Бажина У. Н. Мотивы благотворительного поведения дошкольников // BAIKAL RESEARCH JOURNAL, 2015. Т. 6, № 2. — С. 2.
- 2018 год в России объявлен Годом добровольца и волонтера [электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2017–12–06/337471–2018_god_v_rossii_ob_yavlen_godom_dobrovoltsa_i_volontera (08.10.2019)
- Мельникова Е. А. Социализация старших дошкольников на этапе подготовки их к школьному обучению // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2009. № 15. — С. 188.