Событийное волонтерство — один из видов добровольного волонтерского движения. Его использование в детском саду — явление новое и малоизученное в дошкольной науке и практике.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, виды волонтерства, событийное волонтерство, направления деятельности событийного волонтерства.
Волонтерская деятельность в России получила широкое распространение во всех сферах деятельности государства и общества. Согласно данным Росстата в настоящее время более 7 миллионов человек вовлечено в волонтерское движение в нашей стране. В ряды добровольцев входят люди разного возраста, не только молодые активисты, но и «серебряные волонтеры» — люди зрелого возраста [5].
Основными целями развития добровольчества выступают расширение возможностей для самореализации граждан; повышение роли добровольчества в общественном развитии и решении социальных проблем; формирование и распространение добровольческих инновационных практик социальной деятельности
Выделяются несколько видов волонтерской деятельности: социальное волонтёрство, экологическое, донорство, медиа-волонтерство, волонтёры общественной безопасностииволонтёры-медики, событийное волонтерство и др. [2].
В педагогической и методической литературе широко представлен опыт организации волонтерской деятельности в школах и других учебных заведениях (В. Н. Козель, А. Б. Бархаев, О. Л. Высоцкая, И. Б. Куличкова, И. И. Залашкова и др.) [3].
Об использовании волонтерского движения в дошкольном образовании указывается в исследованиях старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ Н. П. Гришаевой. Ею разработана технология «Дети-волонтеры», которая с успехом используется в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет. За это время накоплен значительный опыт волонтерской деятельности в дошкольных организациях. Но и в настоящее время продолжают проводиться исследования в области изучения сущности волонтерства в дошкольном образовании, особенностей содержания и перспектив развития.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области в работе с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями Н. П. Гришаевой создан волонтерский отряд, оформлена его атрибутика, разработан и успешно реализуется план деятельности с включением мероприятий различных видов волонтерства.
В зависимости от степени вовлеченности в добровольчество в учреждении существуют долгосрочная, краткосрочная и регулярная формы волонтерской деятельности. Долгосрочная форма предполагает добровольную работу совместно с другими добровольческими организациями на постоянной основе в течение длительного периода. Краткосрочная — это разовое участие в акциях и мероприятиях. Регулярная носит систематический характер. Здесь каждый волонтер задействован в той или иной деятельности с определенной периодичностью.
Одним из видов краткосрочного волонтерства является событийное волонтерство. Событийное волонтёрство (Event-волонтёрство) — это помощь добровольцев в организации какого-либо крупного события в разных масштабах, приобретение ими уникального опыта общения и совершенствование социальных навыков [1].
Любое мероприятие — это несколько этапов работы хорошо слаженной команды. В работу такой команды входит: разработка идеи, концепции, целостного представления о мероприятии, его целей и задач; планирование и детализация всех аспектов его подготовки; обеспечение безопасности, а также подведение итогов и способы «ликвидации последствий». Работа длительная, сложная и требует привлечение большого количества людей. Поэтому организацию крупномасштабных мероприятий различного уровня в настоящее время трудно представить без участия волонтёров.
Событийное волонтерство включает в себя несколько направлений добровольческой деятельности: культурное волонтерство, спортивное, патриотическое или победное и т. д. [1]. В таблице представлены направления событийного волонтерства и формы образовательной деятельности, используемые в работе со старшими дошкольниками.
Таблица 1
Мероприятия событийного волонтерства детей старшего дошкольного возраста
Направления событийного волонтерства |
Мероприятия разного уровня |
Формы организации образовательной деятельности сдетьми |
Культурное волонтерство |
Шествие Деда Мороза и Снегурочки (муниципальный уровень) |
– Подготовка костюмов для театрализованного представления; – Подготовка «ролевых действий» с детьми; Заучивание песен и подготовка танцевальных композиций; – Участие в раздаче новогодних подарков для детей с ОВЗ и детей-инвалидов пос. Пролетарский Ракитянского района. |
Празднование «Дня семьи, любви и верности» (поселковый уровень) |
– Подготовка и показ театрализованного представления «Великое чудо — семья» (с участием родителей) |
|
Праздник «День поселка» (август) (поселковый уровень) |
– Участие в подготовке и проведении фотовыставки «Счастливое детство» и выставки цветочных композиций «Сказочное лето». |
|
Спортивное волонтерство |
День физкультурника (муниципальный уровень) |
– Участие в велопробеге в соответствии со сценарием праздника. – Флешмоб «Мы выбираем спорт» |
День единства и согласия (муниципальный уровень) |
– Участие в соревнованиях среди детских садов района по футболу и велоспорту. – Участие в подготовке районной выставки поделок к празднику. |
|
Патриотическое или победное волонтерство |
Открытие выставки в Ракитянском краеведческом музее «Бессмертный полк» (муниципальный уровень) |
– Участие в краеведческих играх и викторине для детей дошкольников и младших школьников (1 половина дня). – Участие в подготовке пригласительных билетов на выставку. |
Празднование Дня Победы (поселковый уровень) |
– Участие в шествии «Бессмертный полк» (с родителями). – Вручение цветов и подарков ветеранам войны |
Опыт работы в данном направлении показал, что при построении образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках волонтерского движения необходимо опираться на содержание работы по взаимодействию с семьями воспитанников и планирование работы по сотрудничеству с социальными партнерами, которая строится на договорной основе.
В договорах о сотрудничестве с социальными партнерами (Дома культуры, музеи, библиотеки, спортивная школа, музыкальные школы и др.) прописывается возможность осуществления волонтерской деятельности. Одним из обязательных требований указывается: ответственность организаторов мероприятий за жизнь и здоровье детей, родителей и педагогов. Она заключается в следующем:
– предоставление безопасного оборудования, атрибутов и помещений;
– организация противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности;
– организация первой медицинской помощи;
– при необходимости организация подвоза детей с соблюдением правил дорожного движения и правил подвоза детей;
– указание в плане проведения мероприятия точного времени пребывания детей — дошкольников, с целью предотвращения их переутомления и перевозбуждения;
– указание на проведение перед началом мероприятия обязательного инструктажа по правилам поведения для детей, педагогов и родителей.
Соблюдение этих условий позволяет сделать мероприятия событийного волонтёрства ступенью к привлечению детей старшего дошкольного возраста к долгосрочным и регулярным формам волонтёрской деятельности.
В настоящее время среди перспектив расширения волонтерского движения в детском саду — разработка и апробация программы «Летние игры и забавы». Цель которой — привлечения детей-волонтеров к работе по организации летней досуговой деятельности на поселковых летних площадках. Здесь планируются мероприятия различной событийной направленности: культурные («День защиты детей», «День флага» и др.), спортивные («День физкультурника», флешмобы по теме «Всё, что тебя касается») и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в своей деятельности детский сад разрабатывает интересные формы и методы работы по организации различных видов волонтерской деятельности, в том числе событийного волонтерства.
Литература:
- Козель, В. Н. Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность. — М.: ГБУ г. Москвы «Мосволонтёр», 2018. — 98 с.
- Лукьянова, Р. Виды волонтерства. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goodsurfing.org/blog/article?id=88 (дата обращения 15.03.2020)
- Организация добровольческой деятельности: лучшие проекты и программы по итогам конкурса «Во благо — 2018» [Электронный ресурс] / сост. О. Л. Высоцкая; под ред. Л. И. Ачекуловой. — Красноярск, 2018. — 124 с.
- Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. — 431 с.