Особенности организации событийного волонтерства с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 26.03.2020

Статья просмотрена: 827 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Н. В. Особенности организации событийного волонтерства с детьми старшего дошкольного возраста / Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68368/ (дата обращения: 15.11.2024).



Событийное волонтерство — один из видов добровольного волонтерского движения. Его использование в детском саду — явление новое и малоизученное в дошкольной науке и практике.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, виды волонтерства, событийное волонтерство, направления деятельности событийного волонтерства.

Волонтерская деятельность в России получила широкое распространение во всех сферах деятельности государства и общества. Согласно данным Росстата в настоящее время более 7 миллионов человек вовлечено в волонтерское движение в нашей стране. В ряды добровольцев входят люди разного возраста, не только молодые активисты, но и «серебряные волонтеры» — люди зрелого возраста [5].

Основными целями развития добровольчества выступают расширение возможностей для самореализации граждан; повышение роли добровольчества в общественном развитии и решении социальных проблем; формирование и распространение добровольческих инновационных практик социальной деятельности

Выделяются несколько видов волонтерской деятельности: социальное волонтёрство, экологическое, донорство, медиа-волонтерство, волонтёры общественной безопасностииволонтёры-медики, событийное волонтерство и др. [2].

В педагогической и методической литературе широко представлен опыт организации волонтерской деятельности в школах и других учебных заведениях (В. Н. Козель, А. Б. Бархаев, О. Л. Высоцкая, И. Б. Куличкова, И. И. Залашкова и др.) [3].

Об использовании волонтерского движения в дошкольном образовании указывается в исследованиях старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ Н. П. Гришаевой. Ею разработана технология «Дети-волонтеры», которая с успехом используется в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет. За это время накоплен значительный опыт волонтерской деятельности в дошкольных организациях. Но и в настоящее время продолжают проводиться исследования в области изучения сущности волонтерства в дошкольном образовании, особенностей содержания и перспектив развития.

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области в работе с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями Н. П. Гришаевой создан волонтерский отряд, оформлена его атрибутика, разработан и успешно реализуется план деятельности с включением мероприятий различных видов волонтерства.

В зависимости от степени вовлеченности в добровольчество в учреждении существуют долгосрочная, краткосрочная и регулярная формы волонтерской деятельности. Долгосрочная форма предполагает добровольную работу совместно с другими добровольческими организациями на постоянной основе в течение длительного периода. Краткосрочная — это разовое участие в акциях и мероприятиях. Регулярная носит систематический характер. Здесь каждый волонтер задействован в той или иной деятельности с определенной периодичностью.

Одним из видов краткосрочного волонтерства является событийное волонтерство. Событийное волонтёрство (Event-волонтёрство) — это помощь добровольцев в организации какого-либо крупного события в разных масштабах, приобретение ими уникального опыта общения и совершенствование социальных навыков [1].

Любое мероприятие — это несколько этапов работы хорошо слаженной команды. В работу такой команды входит: разработка идеи, концепции, целостного представления о мероприятии, его целей и задач; планирование и детализация всех аспектов его подготовки; обеспечение безопасности, а также подведение итогов и способы «ликвидации последствий». Работа длительная, сложная и требует привлечение большого количества людей. Поэтому организацию крупномасштабных мероприятий различного уровня в настоящее время трудно представить без участия волонтёров.

Событийное волонтерство включает в себя несколько направлений добровольческой деятельности: культурное волонтерство, спортивное, патриотическое или победное и т. д. [1]. В таблице представлены направления событийного волонтерства и формы образовательной деятельности, используемые в работе со старшими дошкольниками.

Таблица 1

Мероприятия событийного волонтерства детей старшего дошкольного возраста

Направления событийного волонтерства

Мероприятия разного

уровня

Формы организации образовательной деятельности сдетьми

Культурное волонтерство

Шествие Деда Мороза и Снегурочки (муниципальный уровень)

– Подготовка костюмов для театрализованного представления;

– Подготовка «ролевых действий» с детьми; Заучивание песен и подготовка танцевальных композиций;

– Участие в раздаче новогодних подарков для детей с ОВЗ и детей-инвалидов пос. Пролетарский Ракитянского района.

Празднование «Дня семьи, любви и верности» (поселковый уровень)

– Подготовка и показ театрализованного представления «Великое чудо — семья» (с участием родителей)

Праздник «День поселка» (август) (поселковый уровень)

– Участие в подготовке и проведении фотовыставки «Счастливое детство» и выставки цветочных композиций «Сказочное лето».

Спортивное волонтерство

День физкультурника (муниципальный уровень)

– Участие в велопробеге в соответствии со сценарием праздника.

– Флешмоб «Мы выбираем спорт»

День единства и согласия (муниципальный уровень)

– Участие в соревнованиях среди детских садов района по футболу и велоспорту.

– Участие в подготовке районной выставки поделок к празднику.

Патриотическое или победное волонтерство

Открытие выставки в Ракитянском краеведческом музее «Бессмертный полк» (муниципальный уровень)

– Участие в краеведческих играх и викторине для детей дошкольников и младших школьников (1 половина дня).

– Участие в подготовке пригласительных билетов на выставку.

Празднование Дня Победы (поселковый уровень)

– Участие в шествии «Бессмертный полк» (с родителями).

– Вручение цветов и подарков ветеранам войны

Опыт работы в данном направлении показал, что при построении образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках волонтерского движения необходимо опираться на содержание работы по взаимодействию с семьями воспитанников и планирование работы по сотрудничеству с социальными партнерами, которая строится на договорной основе.

В договорах о сотрудничестве с социальными партнерами (Дома культуры, музеи, библиотеки, спортивная школа, музыкальные школы и др.) прописывается возможность осуществления волонтерской деятельности. Одним из обязательных требований указывается: ответственность организаторов мероприятий за жизнь и здоровье детей, родителей и педагогов. Она заключается в следующем:

– предоставление безопасного оборудования, атрибутов и помещений;

– организация противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности;

– организация первой медицинской помощи;

– при необходимости организация подвоза детей с соблюдением правил дорожного движения и правил подвоза детей;

– указание в плане проведения мероприятия точного времени пребывания детей — дошкольников, с целью предотвращения их переутомления и перевозбуждения;

– указание на проведение перед началом мероприятия обязательного инструктажа по правилам поведения для детей, педагогов и родителей.

Соблюдение этих условий позволяет сделать мероприятия событийного волонтёрства ступенью к привлечению детей старшего дошкольного возраста к долгосрочным и регулярным формам волонтёрской деятельности.

В настоящее время среди перспектив расширения волонтерского движения в детском саду — разработка и апробация программы «Летние игры и забавы». Цель которой — привлечения детей-волонтеров к работе по организации летней досуговой деятельности на поселковых летних площадках. Здесь планируются мероприятия различной событийной направленности: культурные («День защиты детей», «День флага» и др.), спортивные («День физкультурника», флешмобы по теме «Всё, что тебя касается») и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в своей деятельности детский сад разрабатывает интересные формы и методы работы по организации различных видов волонтерской деятельности, в том числе событийного волонтерства.

Литература:

  1. Козель, В. Н. Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность. — М.: ГБУ г. Москвы «Мосволонтёр», 2018. — 98 с.
  2. Лукьянова, Р. Виды волонтерства. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goodsurfing.org/blog/article?id=88 (дата обращения 15.03.2020)
  3. Организация добровольческой деятельности: лучшие проекты и программы по итогам конкурса «Во благо — 2018» [Электронный ресурс] / сост. О. Л. Высоцкая; под ред. Л. И. Ачекуловой. — Красноярск, 2018. — 124 с.
  4. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. — 431 с.
Основные термины (генерируются автоматически): волонтерская деятельность, старший дошкольный возраст, волонтерское движение, детский сад, муниципальный уровень, образовательная деятельность, мероприятие, поселковый уровень, Участие, Ракитянский район.


Ключевые слова

волонтерская деятельность, виды волонтерства, событийное волонтерство, направления деятельности событийного волонтерства

Похожие статьи

Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО

Статья посвящена актуальной теме поддержки инициативности детей дошкольного возраста. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено данному вопросу. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «ин...

Влияние волонтерской деятельности на формирование личности несовершеннолетнего

В статье проведен анализ влияния волонтерской деятельности на становление личности несовершеннолетнего. Представлен обзор методов для воспитания в детях и подростках законопослушных граждан и добропорядочных членах современного общества. Рассмотрены ...

Особенности организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду

Описываются характерные особенности образовательного процесса патриотической направленности и практическая значимость исследования в разработке модели организации образовательного процесса патриотической направленности. Описаны условия реализации мод...

Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив

В данной статье рассматриваются условия поддержки волонтёрских инициатив в студенческой среде.

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Использование образовательных событий с детьми старшего дошкольного возраста как средство формирования навыков безопасного поведения на дорогах

Событийный подход к построению образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста позволяет использовать образовательные события как эффективную форму формирования навыков безопасного поведения на дорогах.

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Социальные акции как эффективная форма экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье автор обращает внимание на то, что экологическое воспитание играет важную роль в формировании системы ценностей у детей. Участие в экологических акциях позволяет детям применить полученные знания на практике.

Учебный квест как форма развития интеллектуальной деятельности школьников

В данной статье квест рассматривается как одна из модернизированных образовательных технологий, включающая в себя несколько технологий организации образовательной деятельности. Использование квеста позволяет активизировать не только познавательные сп...

Похожие статьи

Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО

Статья посвящена актуальной теме поддержки инициативности детей дошкольного возраста. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено данному вопросу. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «ин...

Влияние волонтерской деятельности на формирование личности несовершеннолетнего

В статье проведен анализ влияния волонтерской деятельности на становление личности несовершеннолетнего. Представлен обзор методов для воспитания в детях и подростках законопослушных граждан и добропорядочных членах современного общества. Рассмотрены ...

Особенности организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду

Описываются характерные особенности образовательного процесса патриотической направленности и практическая значимость исследования в разработке модели организации образовательного процесса патриотической направленности. Описаны условия реализации мод...

Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив

В данной статье рассматриваются условия поддержки волонтёрских инициатив в студенческой среде.

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Использование образовательных событий с детьми старшего дошкольного возраста как средство формирования навыков безопасного поведения на дорогах

Событийный подход к построению образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста позволяет использовать образовательные события как эффективную форму формирования навыков безопасного поведения на дорогах.

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Социальные акции как эффективная форма экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье автор обращает внимание на то, что экологическое воспитание играет важную роль в формировании системы ценностей у детей. Участие в экологических акциях позволяет детям применить полученные знания на практике.

Учебный квест как форма развития интеллектуальной деятельности школьников

В данной статье квест рассматривается как одна из модернизированных образовательных технологий, включающая в себя несколько технологий организации образовательной деятельности. Использование квеста позволяет активизировать не только познавательные сп...

Задать вопрос