Детское волонтёрство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Карачарова, Л. Е. Детское волонтёрство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста / Л. Е. Карачарова, А. А. Жуйборода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93520/ (дата обращения: 19.10.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет цели завершающего этапа дошкольного образования:

– ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;

– у ребенка положительное отношение к миру, к разным видам труда, к другим и к себе, у него появляется чувство собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

– ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно выражать свои чувства, в том числе чувство уверенности в себе, стараться разрешать конфликты. Умеет высказывать и отстаивать свою позицию по различным вопросам;

– ребенок умеет сотрудничать и выполнять как управленческие, так и исполнительные функции в совместной деятельности [2, с.98].

Волонтерская работа в самом широком смысле включает в себя любую добровольную и неоплачиваемую деятельность, имеющую общественное значение. В то же время волонтерство отличается от того, что обычно считается уместной социальной деятельностью, тем, что оно направлено на помощь нуждающимся.

«Волонтерство в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстников к сверстникам, что способствует ранней позитивной социализации ребенка через живую деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности и могут помочь ребенку стать свободными в общении со сверстниками и детьми старшего возраста, приносить эмоциональную радость.

Педагогический руководящий принцип в организации добровольческого движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольников через активную деятельность, выступая инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем ДОУ и ближайшем социальном окружении на основании чего у детей повышается самооценка.

Волонтерство с раннего возраста развивает в ребенке эмпатию и чувство сопричастности, прививает понимание гуманистических ценностей и ответственности за свое сообщество. Идея волонтерских инициатив проста: мы живем вместе, а значит разделяем ответственность за наше общее благополучие, помогаем друг другу и вместе решаем глобальные проблемы. Участвуя в волонтерских акциях, дети учатся познавать окружающий мир [4, с. 106].

Волонтерство — отличный способ разнообразить студенческую деятельность. С его помощью можно забыть о рутинных делах и наполнить жизнь новыми эмоциями, умениями и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважения, гражданственности — все это возможно с волонтерской работой. Волонтерство позволяет дошкольнику, помимо социальной пользы, многое узнать о мире и людях, которые в нем живут, и понять многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне.

Самое главное, чему педагог должен научить своих учеников, — это быть чуткими к окружающему миру. На протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду воспитатель учит его быть открытым и терпеливым. Другими словами, это первые уроки доброты. Технология волонтерской деятельности «Дети-волонтеры» — это активная форма общения в среде детей — от сверстников к сверстникам, которая способствует ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, при этом дети выступают инициаторами деятельности и дают возможность помочь ребенку освободить себя в общении со сверстниками и старшими детьми, чтобы доставить эмоциональную радость.

Высаживая растения в местном парке, ухаживая за животными или выпекая печенье для благотворительного рынка, дошкольники приобретают полезные практические навыки и узнают о различных видах деятельности. Волонтерство предлагает множество возможностей познать мир и развить социальные и коммуникативные навыки: во время таких мероприятий дети и молодежь знакомятся с разными людьми и учатся работать в команде [1, с. 184].

Наконец, новые навыки повышают самооценку и чувство компетентности. Волонтерство — это не только удовлетворение от работы, но и ценное ощущение того, что вы можете внести что-то хорошее в мир своей приверженностью.

Организацию волонтерства в детском саду можно осуществить на основе проекта «Поможем вместе». На начальном этапе реализации проекта создать условия для волонтерской работы, определить тему, цели и задачи, разработать программу и план действий, придумать эмблему волонтерского движения, провести ряд бесед: «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей», «Что такое доброе дело?», «Благо творю».

Помогая младшим дошкольникам, у них появится чувство ответственности и повысится уверенность в себе. Каждый получит внутреннее удовольствие от своей работы, появится желание решать новые, более сложные познавательные, коммуникативные и деятельностные задачи. Своим примером и конкретной помощью волонтеры обучают детей навыкам ухода за собой, совместной игры в группе и на прогулке, знакомят с принципами и традициями детского сада. Все это способствует формированию позитивных, дружеских, коллективных отношений.

Сегодня на первый план выходят проблемы с обеспечением новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективности процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольников. Следовательно, потребность в профессиональном педагоге-коллаборационисте становится все более острой [3, с. 9].

Я считаю, что важной частью волонтерского движения является старшеклассников и студентов в этой области.

Для этой группы основной причиной участия в волонтерской деятельности является возможность самоутверждения в глазах сверстников, родителей и педагогов. Как правило, вопрос о предоставлении конкретной помощи не является решающим. При этом они очень подвижны, у них нет коммуникативных проблем в общении с детьми, их устраивает организация и проведение различных форм работы, что очень важно для детского сада. По моему опыту, чем интереснее работа подростков, тем чаще они готовы ею заниматься. Поэтому готовность волонтеров-студентов к сотрудничеству необходимо не только использовать, но и развивать.

В работе по организации волонтерского движения в детском саду можно выделила 3 этапа:

1 этап. Формирование волонтерского движения в дошкольном учреждении через акции, презентации и многое другое для понимания роли и места волонтерства в современном обществе.

2 этап. Социально-педагогическая подготовка волонтеров для формирования эффективных коммуникативных навыков, развития уверенности в себе и развития характеристик волонтерского движения

3 этап. Разработаны, подготовлены и проведены информационные и профилактические мероприятия; участие Общества родителей и воспитательного контингента в поддержке развития Волонтерского движения.

Организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей — это уникальная возможность повлиять на формирование и развитие личности ребенка, развитие его нравственных качеств. Такая возможность возникает при организации социально ориентированных проектов на базе дошкольного учреждения. Хочется верить, что в скором времени темпы развития волонтерского движения в нашей стране достигнут желаемых значений и волонтерство станет для каждого из нас активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способным работать с разными категориями дошкольников.

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
  2. Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада // Журнал Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 5. — С.98–99.
  3. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функционирование, специфика// Социологические исследования. — 2016. — № 5. — С. 9.
  4. Чижмакова В. И. Технология «Дети — волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 106–111.
Основные термины (генерируются автоматически): волонтерское движение, детский сад, ребенок, волонтерская работа, активная деятельность, волонтерская деятельность, дошкольное образование, дошкольное учреждение, ранняя позитивная социализация, эмоциональная радость.


Похожие статьи

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Волонтерство как средство социального развития детей дошкольного возраста

Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста

Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников

Нравственная культура педагогов дошкольного отделения как основа духовных ориентиров детей

Детско-юношеский туризм как средство патриотического воспитания

Похожие статьи

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Волонтерство как средство социального развития детей дошкольного возраста

Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста

Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников

Нравственная культура педагогов дошкольного отделения как основа духовных ориентиров детей

Детско-юношеский туризм как средство патриотического воспитания

Задать вопрос