Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как средство эффективной социализации дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.12.2021

Статья просмотрена: 1500 раз

Библиографическое описание:

Киселёва, О. А. Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как средство эффективной социализации дошкольников / О. А. Киселёва, Е. В. Корелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86267/ (дата обращения: 30.12.2024).



В статье авторы делятся опытом работы организации волонтёрского движения в ДОУ.

Ключевые слова: детский сад, малыш, тематическая неделя, волонтерский отряд, пожарная безопасность, ребенок.

ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности своей и другого человека, к окружающей среде.

На сегодняшний день, многие педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, направленные на позитивную социализацию дошкольников, где прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение, это такая организация, где в совместных делах дети могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.

В летний период дети нашей группы были объединены в разновозрастные группы, где заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад. Они стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут потому, что не умеют одеваться, потому что у них ещё нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

Поэтому возникла идея создания детского волонтерского движения. Среди образовательных практик нас заинтересовала педагогическая Технология Н. П. Гришаевой «Дети-волонтеры» [3], которая направлена на развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Считаем, что создание волонтерского движения детей старшей группы по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у них социально — значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.

Цель проекта: создать на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 156 группы № 9 волонтёрское движение «Дети-волонтёры», объединив педагогов ДОУ, родителей и детей дошкольного возраста для позитивных установок на добровольческую деятельность в условиях ДОУ, путем ознакомления с различными видами социальной активности.

Задачи проекта:

  1. Изучить, разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с участниками, в рамках годового Проекта, по организации детского волонтерского движения «Дети — волонтеры», при которых происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших детей к младшим в условиях ДОУ;
  2. Дать теоретические представления и практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
  3. Создать условия для формирования нравственных качеств (доброты, отзывчивости, взаимопомощи), самостоятельности, инициативности, ответственности; навыков сотрудничества, позитивных установок на добровольческую деятельность, путем ознакомления дошкольников с различными видами социальной активности.

Практика общения детей показывает, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому технология организации волонтерской деятельности детей старшей группы в условиях ДОУ предполагает три этапа:

I этап — социально-психологическая подготовка маленьких волонтёров;

II этап — развитие деятельности волонтёрского отряда, проведение акций и мероприятий;

III этап — определение перспектив дальнейшего развития волонтёрской деятельности отряда.

С целью реализации детского волонтерского движения, нами был разработан годовой план Проекта «Дети — волонтеры»

На Организационно — ознакомительном этапе была создана «Школа волонтёров». При проведении «Рефлексивного круга» в доступной для детей форме обсуждались вопросы: «Что такое волонтёрство?», «Кто может быть волонтёром?», «Кому в детском саду мы можем помочь?», «Чему мы можем научить малышей?». Дети активно обсуждали название команды, образ эмблемы, атрибуты отряда, возможные темы и подготовку к деятельности волонтёрского отряда.

Первой акцией «Давайте знакомиться!», стал поход в младшую группу. Маленькие волонтеры учились общению с малышами, поиграли с ними в игру «Солнышко и тучка» и провели мастер-класс «Рисование солнышка ладошками».

Дети получили первый позитивный опыт общения с малышами, у них появился интерес к волонтерской деятельности. В результате чего, было проведено мероприятие посвящения детей в волонтеры и создан стенд «Я — волонтер», где было решено помещать информацию о деятельности волонтерского отряда.

На основном этапе, деятельность волонтерского отряда осуществлялась по разработанным тематическим проектам на месяц или более, в зависимости от сложности выбранной детьми деятельности. В процессе составления проектов учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.

На данный момент, совместно с маленькими волонтерами разработали и осуществили пять проектов.

  1. Проект «Азбука пожарной безопасности»

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о пожарной безопасности?», «Как мы можем научить малышей соблюдать правила пожарной безопасности?», «Что можно сделать, чтобы малыши запомнили правила пожарной безопасности?».

В результате коллективной творческой деятельности, дети подготовили для малышей инсценировку «Пожар в теремке» и агитационные материалы.

  1. Проект «Быть здоровым — это здорово!»

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о ЗОЖ?», «Что и как мы можем рассказать малышам о здоровом образе жизни?», «Что можно сделать, чтобы им было интересно?

В результате коллективной деятельности, дети подготовили и провели для малышей Акцию: Агитбригада «Врачи и микробы»; в рамках «Недели добрых дел»: провели зарядку и научили малышей правильно мыть руки.

  1. Проект «Сказка в гости к нам пришла»

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Чему учат сказки?», «Что такое добро (зло)?», «Почему добро побеждает зло?», «Как мы можем научить малышей доброте?».

В результате совместной деятельности, дети подготовили и показали для малышей настольный театр «Заюшкина избушка», а также провели акцию «Книжка для малыша»

  1. Проект «Каждой пичужке по кормушке»

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: что мы знаем о зимующих птицах? «Как мы можем научить малышей заботиться о зимующих птицах?»

В результате, дети-волонтеры подготовили и провели для малышей мастер-класс «Рисуем снегиря ладошкой», акцию «Кормушка» и научили малышей заботиться о зимующих птицах.

  1. Проект «Всем ли знать положено правила дорожные?»

При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о ПДД?», «Что и как мы можем рассказать малышам о правилах дорожного движения?», «Что можно сделать, чтобы малыши запомнили элементарные правила дорожного движения?»

В результате, дети-волонтёры подготовили и провели для малышей совместные подвижные игры «Светофор», «Цветные автомобили» и др., провели совместную прогулку по территории детского сада, а также организовали и провели акцию «Рисуем на асфальте вместе с малышами» [1]

Анализируя проведенную работу по Проекту, можно сделать вывод, что может дети еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе уже полученного опыта в волонтерской деятельности у них заметно начинают формироваться: нравственные качества (доброты, отзывчивости, взаимопомощи), самостоятельность, инициативность, ответственность, а также навыки сотрудничества и позитивных установок на волонтерскую деятельность

Мы считаем, что идея организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольников, а разнообразные формы работы помогут поддерживать стойкий интерес к волонтерской деятельности у всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Абраменко, И. М. Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 249–252. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68198/ (дата обращения: 28.11.2021).
  2. Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
  3. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
  4. Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 № 5 с.98–99
  5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с. — (Тропинки).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32с.
  7. Филипович И. В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Ежеквартальный научно-практический журнал «Психолог в детском саду». 2009. Июль-сентябрь.с.75
  8. http://www.efremova .
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
  10. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=147913&lfrom=236997940
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, малыш, тематическая неделя, волонтерский отряд, волонтерское движение, пожарная безопасность, ребенок, волонтерская деятельность, детское волонтерское движение, Проект.


Похожие статьи

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения

Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.

Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников

В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

«Правила движения достойны уважения!»: социальный проект по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий

В проекте представлена работа по первичной профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. Для привлечения внимания детей к вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья приводится разработанная автором игра, а также методическ...

Дворовая площадка как одна из форм реализации духовно-нравственного воспитания детей (из опыта работы МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы)

В статье рассматривается организация летнего отдыха в учреждении дополнительного образования. Представлена реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в условиях дворовой площадки.

Социально-педагогическое партнерство с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

В статье автор делится опытом по взаимодействию родителей с дошкольной образовательной организацией.

Работа с родителями в ДОУ

В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.

Одаренные дети (из опыта работы)

В статье автор делиться личным опытом работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Похожие статьи

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения

Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.

Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников

В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

«Правила движения достойны уважения!»: социальный проект по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий

В проекте представлена работа по первичной профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. Для привлечения внимания детей к вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья приводится разработанная автором игра, а также методическ...

Дворовая площадка как одна из форм реализации духовно-нравственного воспитания детей (из опыта работы МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы)

В статье рассматривается организация летнего отдыха в учреждении дополнительного образования. Представлена реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в условиях дворовой площадки.

Социально-педагогическое партнерство с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

В статье автор делится опытом по взаимодействию родителей с дошкольной образовательной организацией.

Работа с родителями в ДОУ

В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.

Одаренные дети (из опыта работы)

В статье автор делиться личным опытом работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Задать вопрос