Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие доброты у дошкольников через использование трудовой деятельности и волонтёрского движения

Дошкольное образование
04.06.2019
370
Поделиться
Библиографическое описание
Безрукова, М. И. Развитие доброты у дошкольников через использование трудовой деятельности и волонтёрского движения / М. И. Безрукова, Г. В. Гадюкина, Е. Н. Кожина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4250/.


В данной статье уделяется внимание изучению особенностей развития доброты у дошкольников через использование трудовой деятельности и волонтерского движения.

Ключевые слова: труд, волонтерское движение, дошкольники, педагогическое воздействие.

Работа детей в пределах их предметно-практической деятельности тесно связана с игрой. В отличие от работы взрослых, труд детей не создает общественно-полезных продуктов, материальных или духовных ценностей, ведь дошкольники еще не имеют для этого соответствующих физических и психических возможностей. Поэтому детский труд и волонтерская деятельность играет важную развивающие-воспитательную роль на протяжении дошкольного детства, а вот общественную (в широком смысле) значимость приобретает значительно позже — во взрослом возрасте. Однако стоит отметить, что детский труд, волонтерское движение, любое самостоятельно выполнено малышом практическое задание — это факторы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие доброты у дошкольников. Этим обусловлено и использования в современной педагогической лексике терминов «предметно-практическая деятельность», «предметно-практическая компетенция / компетентность» как более адекватных для характеристики дошкольного возраста.

Труд — эффективное средство формирования предметно-практической компетенции дошкольников.

Наряду с игровой деятельностью эффективным фактором развития доброты дошкольника является труд. Посильные и правильно организованные трудовые задания удовлетворяют стремление детей к самостоятельности, воспитывают настойчивость, уверенность в себе и интерес к освоению новых видов деятельности.

На протяжении всей истории человечества трудовое воспитание беспокоило многих выдающихся педагогов.

При всей многогранности национальных культур одним из важнейших общих для них факторов является ценность труда как средства существования человека в мире и средства воспитания подрастающих поколений. Изначально первые заповеди и наставления детям касались именно подготовки к будущей трудовой деятельности.

Сто лет назад великий русский педагог К. Д. Ушинский показал все значение труда в воспитании детей. Воспитывать детей нужно не для счастья, а для работы жизнь — это и принесет им счастье. С тех пор это мнение поддерживали и повторяли много раз. Сухомлинский убедительно показал, что работа входит в духовную жизнь ребенка.

В. А. Сухомлинский объясняет: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда — могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений». [1]

Ручной труд — интересный вид труда, связанный с изготовлением изделий из различных материалов (бумаги, картона, ткани, природного материала и т. д.). Во время ручного труда используют различные техники работы с материалами, основываясь современное и народное декоративно-прикладное искусство.

Этот вид труда имеет особое значение для нравственного и креативного развития детей. Ведь изготовление различных изделий, в том числе и изделий декоративно-прикладного искусства, дает детям возможность проявлять изобретательность, смекалку, фантазию, развивать конструкторские и художественные способности. Кроме того, изготавливая украшения для помещений или площадки, подарки для других детей или взрослых (игрушки-самоделки, сувениры, елочные украшения, закладки для книг, открытки, вышитые салфетки и т. п.), дети приучаются проявлять эмпатию, доброжелательность, бескорыстие в отношениях с социумом, получать удовольствие от рукотворной красоты, желания сделать приятное знакомым и незнакомым людям [5].

В целевых ориентирах ФГОС ДО, в качестве возможных достижений дошкольника отмечены умения: — проявлять эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается; — проявлять уважение к старшим и заботу о младших. Проанализировав вышесказанное можно прийти к выводу о необходимости вовлечения детей, а особенно с трудными чертами в характере в «особую» деятельность. Которая могла бы увлечь ребёнка, дать ему чувство радости, уверенность в своей нужности, повышение самооценки, возрождение лучших черт в характере, дружеские взаимоотношения с окружающими при помощи нравственных упражнений и трудовых действий. Именно такой практикой на современном этапе, при падении нравственных начал и отсутствии примеров на наш взгляд является волонтёрское движение.

Идея волонтерского движения впервые зародилась во Франции в 1920 году. Позже эта идея распространилась и по всей Европе. А в последующие годы волонтёрское движение успело набрать огромную популярность во всем мире, как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. В России история волонтёрского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее — с инициативой первых некоммерческих общественных объединений — земств (учителя и врачи), которые много делали для русского крестьянства. В Российской Федерации же возникло и первое женское, можно сказать волонтёрское, движение — сестры милосердия, которые во времена войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам. В современном мире, в ДОУ Российской Федерации, волонтёрское движение уже апробированно и показало свою жизнеспособность и эффективность. [4]

Волонтером может стать каждый, кто не равнодушен к чужим проблемам, понимает социальную значимость своей деятельности и желает участвовать в добрых делах, бесплатно оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Однако помогать людям тоже надо уметь — одного желания иногда бывает мало: нужны определенные навыки, умения и соблюдения этики межличностного взаимодействия.

Следовательно, волонтерскую деятельность, можно рассматривать как мощное новаторское средство. Новаторское, потому что привлекает к социализации не только взрослых, но и детей, так как обладает безграничным воспитательным потенциалом.

Ведь общаясь и помогая младшим, создавая ручным трудом подарки к праздникам, участвуя в постановках сказок или организации игр для младших дошкольников, трудясь и заботясь о природе, птицах, животных дети приобретают и закрепляют на практике лучшие нравственные и духовные качества. Появляется ощущение своей нужности и полезности, возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, общественной деятельности. Подводя итог, процитируем слова

Стоит помнить, что волонтерская деятельность направлена в основном на помощь уязвимым категориям населения: старикам, детям-сиротам, ветеранам, инвалидам, беженцам, тем, кто попал в беду и нет необходимых условий и средств для жизни. Но это не единственное направление волонтерской деятельности. Она может быть также культурологической и экологической. Все виды волонтерской деятельности требуют соответствующей компетентности и заслуживают особого признания. Согласно Декларации прав человека и Международной Конвенции о правах ребенка волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития общества и собственно самих волонтеров. Благодаря социально — педагогической работе волонтеры приобретают ценностные жизненные ориентиров, овладевают искусством жизнедеятельности личности путем самоопределения, самоорганизации, самообразования и самовоспитания, самореализации и самопознания.

Итак, можно сделать вывод, что трудовое воспитание и волонтерское движение в дошкольном возрасте тесно связано с развитием доброты: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Педагогика, 1983. — 318 с.6. Рожков, М.И.
  2. Никуленко Т. Г.. Коррекционная педагогика: учеб. Пособие для вузов — М.: Феникс. — 382 с.. 2006
  3. Приемы педагогического воздействия / Э. Ш. Натанзон. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Москва: Просвещение, 1972. — 216 с.
  4. http://disus.ru/konferencii/175468–1-mggu-m-sholohova-volonterstvo-tradicii-innovacii-hrestomatiya-moskva-2009-soderzhanie-tema-volonterstvo-chto-eto-takoe.php
  5. Куцакова Л. В. Нравственно — трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. — 144 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный