Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных идей.
Ключевые слова: воспитание, экология, природа, культура, отношение, проблема, нравственность, человек, любовь, Родина.
Можно ли повлиять на изменение уровня духовно-нравственного воспитания вближайшем будущем? Да, если научим детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Ведь тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям, своему краю. Донести это должны не только родители, но и воспитатели, которые принимаю непосредственное участие в воспитании детей. Воспитание чувств ребенка является важной педагогической задачей, и какие нравственные качества разовьются у него, зависит, прежде от окружающих его взрослых.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию детей. Но только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру природы и его многообразию. Поэтому повышение духовно-нравственное воспитания детей, необходимо начинать с дошкольного возраста, привлекая внимание к этому вопросу, объясняя последствия совершенных ими поступков. Ведь дошкольный возраст — очень важный этап в воспитании ребенка. В этом возрасте расширяется система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности. Он постигает мир человеческих отношений, осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.
Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Нравственное воспитание вытекает из необходимости воспитывать духовную культуру у детей, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с ней. Духовно-нравственное воспитание раскрывает в ребенке такие качества, как человечность, доброта и ответственность по отношению к окружающей его среде.
Для достижения данной цели необходимо осуществлять следующие задачи:
– расширять у детей понимание взаимосвязи человека с природой и его ролью в экологической среде;
– воспитывать бережное отношение к природе;
– развивать познавательный интерес детей к природе;
– формировать у детей активную жизненную позицию, желание быть неравнодушным к судьбе своей малой Родины, ее экологическому состоянию водоемов, рек и лесов.
Поэтому для повышения уровня духовно-нравственного воспитания и осуществления поставленных задач проводим занятия, экскурсии, беседы, диспуты для воспитанников нашего Социально-реабилитационного центра, где учим их, понимать природу, чувствовать ее неповторимость, беречь ее богатства. Стараемся донести до детей, что приумножение и сохранение природных богатств: лесов, прудов, водоемов происходит за счет вкладываемого труда человеком. Ведь все начинается с малого и порой, достаточно только сделать свой первый «экологический» шаг, и полезные привычки плотно войдут в повседневность каждого человека, начиная с дошкольного возраста. На прогулках, экскурсиях учим детей правильно, бережно относиться к природе, защищать ее, проявлять любовь, не портить, не уничтожать ее объекты.
Во время проведения трудовой деятельности на участке, площадке и на занятиях по ознакомлению с миром природы показываем детям, как нужно выращивать растения и наблюдать за ними. Знакомим с основными признаками живых существ. Учим устанавливать связи между состояниями живых существ и средой обитания. Показываем значение солнца, воздуха, воды для человека, животных и растений. Все это способствует, пробуждению интереса и любви к природе у детей с самого раннего возраста и умении видеть, что все взаимосвязано и человек необходим природе, как она ему.
Еще проводим различные экологические акции, способствующие повышению уровня духовно-нравственного воспитания у воспитанников нашего центра, где дети совместно с взрослыми ухаживают за культурными растениями, растущими на участке нашего центра и в прилегающей территории вокруг него. Во время проведения таких акций дети принимают активное участие, по мере своих сил, собирают мелкие веточки, опавшие шишки, желуди вместе с взрослыми и получают удовольствие от совместной работы и ощущения принесенной пользы. Ведь такие поступки на детей дошкольного возраста оказывают огромное влияние, так как у детей проявляется отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать состояние лесов, тем самым становясь лучше, чище и богаче душою. Проведение акций по защите природы позволяет ребятам вспомнить, что надо не только любоваться ЭКО системой, которая окружает нас, но и помогать, не исчезнуть с нашей планеты.
Все это в дальнейшем позволяет детям быть самостоятельными, активными, эмоционально отзывчивыми, в умении проявлять инициативу, творческие способности, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир. Важно объяснить детям, чтобы они были другом природы и жили с ней в гармонии. Ценили красоту родной природы и хотели сделать свой край еще прекраснее и чище. Поэтому стараемся при любом удобном случае пробудить интерес к природе большой и малой Родины, научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту.
Литература:
- Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя [Текст] / Под ред. О. С. Богдановой. — 2-е изд., стер. — М.: Просвещение, 2015. — 134 с.
- Галеева Н. Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. М., Тайдекс Ко, 2002.
- Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
- Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.
- Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997.
- Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. — 1988. — № 8.