Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогический потенциал народного орнамента

6. Внешкольная педагогика
414
Поделиться
Библиографическое описание
Седова, И. Г. Педагогический потенциал народного орнамента / И. Г. Седова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1169/.

Статья посвящена народному орнаменту как полифункциональному явлению народной художественной культуры. Его потенциал рассматривается автором как резерв и источник мировоззренческих, ценностных, нравственных, художественно-эстетических и воспитательных средств.

Ключевые слова: Полифункциональность народного искусства, потенциал народного орнамента.

This paper is devoted to folk ornaments as multifunctional phenomenon of folk culture. Its potential is seen by the author as a source of reserve and worldview, values, moral, artistic, aesthetic and educational means.

Key words: polyfunctional folk art, folk ornament potential.

Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, выдвигают целый ряд проблем, одной из важнейших является проблема воспитания и адаптации детей в современном мире. Не новой является идея обращения в этих условиях к нашим общим корням. В настоящее время народное орнаментальное искусство с его древней символикой, обрядовой и обереговой функциями, существует не как отголосок архаики, а продолжает бытовать, развиваться, заполняя собой предметный мир вокруг.

В современном мире народный орнамент приобретает новую значимость, прежде всего как духовный феномен, поскольку сохраняет и развивает базовую систему ценностей, отношений человека с миром. Это позволяет видеть в нем мощную нравственно-эстетическую силу, которая особенно значима в художественном воспитании и образовании человека.

Народный орнамент - полифункциональное явление народной художественной культуры и его потенциал следует рассматривать как резерв, источник мировоззренческих, ценностных, нравственных, художественно-эстетических, воспитательных средств. Среди множества функций народного орнамента можно выявить группы функций, каждая из которых обладает определенной педагогической направленностью.

Педагогический потенциал народного орнамента может складываться из следующих потенциалов:

- когнитивный потенциал, как возможность познания истории, развития и бытования, семантики орнамента, исследование этнорегиональных признаков традиционных видов орнамента;

- ценностный потенциал, как возможность формирования ценностных, мировоззренческих установок, этнической картины мира, культурной и исторической памяти;

- социально-культурный потенциал, как возможность формирования социально-культурной активности, участие в процессах сохранения, возрождения, развития народных традиций, знакомство и с культурами других народов, России, включения человека в художественную деятельность, связанную с природой, с национально-исторической памятью, с культурной традицией того или иного народного вида творчества;

- образовательный потенциал, как возможность всестороннего воспитания, широкого образования и развития личности, формирования особых качеств восприятия, воображения, креативности, эстетических интересов, суждений и оценок, предпочтений, вкуса.

Использование этих потенциалов может явиться эффективной оптимальной базой для художественно-эстетического образования детей, подростков, для подготовки будущих педагогов и руководителей студий декоративно-прикладного творчества.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный