Формирование патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольников через реализацию в деятельности ДОУ этнокультурного регионального казачьего компонента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 08.05.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Мельник, М. В. Формирование патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольников через реализацию в деятельности ДОУ этнокультурного регионального казачьего компонента / М. В. Мельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113784/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор делится опытом работы по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность педагогов ДОУ.

Дошкольный возраст — благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно — патриотических чувств. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов — дошкольников, возложена великая миссия — воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины — с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием — Россия.

Возрождение историко-культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время дети мало знают народных песен и не знакомы с кубанским фольклором. Наблюдается процесс упрощения, оскудения языка, исчезает его красота, образность. Современные дети оторваны от народного творчества, а ведь они обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Процесс изучения проблемы показал необходимость систематизировать работу по фольклорному воспитанию детей на Кубани. Только тесное сотрудничество, связь поколений, социум приведут к успешному социально — личностному развитию дошкольников . Поэтому, моя задача, как музыкального руководителя состоит в том, чтобы показать детям красоту кубанского фольклора через народное творчество, отраженное в песнях, припевках, потешках, играх, танцах, хороводах, театрализованной деятельности. Мои наблюдения показали, что положительное влияние оказывается там, где произведения народного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. Если окружающие ребенка люди используют народные выражения, то и он сам начинает их усваивать и употреблять, потому что они значимы только тогда, когда употребляются к месту и вовремя. В свою работу я внедрила инновационный образовательный проект социально-педагогической направленности на тему: «На Кубани мы живем — играем, танцуем, поем». Мой социальный проект долгосрочный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Накоплен богатейший опыт работы нашими педагогами, а также различный материал (дидактический, методический, демонстрационный). В группах казачьей направленности реализуются инновационные образовательные проекты социально-педагогической направленности «Моя семья», «Мой город Ейск», «На Кубани я живу, про Кубань все знать хочу!» в тесном сотрудничестве с представителями казачества, духовенства, родителями. Каждая казачья группа имеет свое название, девиз, речевку, песню, эмблему.

Регулярно ведется работа над созданием и пополнением материальной и технической базы, работает библиотека по духовно — нравственному и патриотическому воспитанию, где собрана литература по истории и современности Кубани; кубанские разговорники, энциклопедии и справочники; художественная литература, поэзия кубанских авторов, в том числе детская. Создан электронный раздел библиотеки: «Казачьи сказки» (на электронном носителе: тексты сказок для чтения, презентация с иллюстрациями к сказке и озвучиванием).

Огромный вклад в эту работу внесла музыкальный руководитель Заводнова Л. И. Она является автором сборника песен о Кубани, которые с удовольствием поют дети.

В ДОУ создан мини — музей кубанского быта и документация, сопровождающая его работу. Музей с удовольствием посещают дети. Здесь не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини — музея, так как являются соавторами, творцами экспозиции.

Музыкальный зал пополнен новым красочным оборудованием, атрибутами, инсталляциями, сшиты детские кубанские костюмы. На территории ДОУ расположено кубанское подворье. В группах казачьей направленности организованы кубанские уголки. Уже стало в ДОУ хорошей крепкой традицией: с участием представителей казачества и духовенства регулярно в дошкольном учреждении проходят мероприятия патриотического и духовно — нравственного содержания: «День знаний», «Посвящение в казачата», «Зарничка», «Месячник по оборонно-массовой и военно-патриотической работе», а так же православные праздники «Яблочный спас», «День семьи, любви и верности», «Троица» и др.; Воспитанники посещают храм для ознакомления и по православным праздникам, освещают на Крещение Господне воду, на яблочный и медовый спас яблоки и мед.

Танцевальный ансамбль хореографического кружка «Музыкальные ритмы» принимает участие в поселковых мероприятиях с выступлениями для населения на православных праздниках, а также в городском парке им. И. М. Поддубного на городских мероприятиях и возле памятника А. С. Пушкину в день его рождения, в СОШ № 15 п. Широчанка.

Музыкальныепраздники позволяют решить многие задачи воспитания . Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми . Именно здесь взрослый приобщает ребенка к искусству и создает условия для его полноценного развития. Реализации этих задач наилучшим образом способствуют фольклорные праздники , благодаря которым повышается интерес детей к национальной культуре, усиливается любовь к родному краю, к искусству, возрастает чувство национальной гордости. Музыкальныйматериал для таких праздников разнообразен и подбирается с учетом возрастных особенностей детей. В него включены как народные песни, так и стилизованные под народные авторские песни, а также песни кубанских композиторов . Детям нравится инсценировать песни, т. е. действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни, например, «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», др. А попевки, построенные на одном, двух и более звуках, использую как упражнения для развития слуха и голоса: «Сорока-сорока», «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду».

Дети с удовольствием принимают участиевпроводимых народных праздниках и познавательно-тематических развлечениях, связанных с явлениями окружающей действительности — «Золотая осень», «Праздник урожая», «Святки», «Широкая Масленица». Связь с природным циклом — характерная черта народных праздников. Для детей дошкольноговозраста народные праздники являются способом осмысления времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения происходят в природе.

Кроме того, я провожу тематические развлечения, связанные с бытом людей — « Кубанские посиделки » . На тематических мероприятиях используетсяхудожественный материал — произведения устного народного творчества, стихи, отрывки из произведений, предметы народно-прикладного творчества, и др.

При подготовке праздников и развлечений в ДОУ большое внимание уделяю оформлению зала, вношу предметы декоративно-прикладного народного творчества: вышитые полотенца. Украшения, керамическую и деревянную посуду, предметы быта (утюг, чугунок, кочерга, самовар, табурет, и др.). Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию , пониманию сути, запоминанию.

В подготовке таких праздников большое значение имеет контакт с родителями, которые вместе с детьми участвуют в играх , народных обрядах (дети колядуют, родители одаривают и т. п.). Обязательно провожу подготовительную работусдетьми — знакомлю их с историей, обычаями и традициями того или иного праздника.

Мною подобрана фонотека кубанских народных песен и песен современных авторов о Кубани, картотека кубанских казачьих игр, сказок, пословиц и поговорок, загадок, разработаны авторские сценарии праздников.

Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить музыку разных народов. Но главная задача, которая стоит перед музыкальным руководителем — научить детей любить музыку своего родного края. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Казачьи песни дарят ребенку положительные эмоции. Иногда только при одном упоминании названия песни, лица у ребят озаряются улыбками, и они с удовольствием ее исполняют. В работе над протяжностью звука, что может быть лучше, чем народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров народной песни.

Посвящение в казачата является итоговым мероприятием в работе над темой казачества в ДОУ. Дети с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях. Настоятель Православной церкви дает благословение, Атаман — наказ, дети поют гимн России и Кубани, читают 10 заповедей, дают клятву.

С присвоением статуса «Казачий детский сад» введены в культурную практику работы дошкольного учреждения следующие мероприятия:

  1. Атаманом назначены в старшие и подготовительные группы ДОУ казаки — наставники, которые помогают проводить воспитателям в закрепленных за ними группах занятия на определенную тему.
  2. 1 раз в месяц в каждой казачьей группе казаками-наставниками проводиться физкультурное занятие по строевой подготовке (построение, прослушивание гимна Кубани, марш с речевкой, девизом и гимном своей группы).
  3. 14 октября (День образования Кубанского казачьего войска, создания Кубанского казачьего хора, а также православная церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы, которая является покровительницей казаков) — прошло посвящение атаманом Широчанского хуторского казачьего общества в казачата достойных воспитанников подготовительных групп. Избран атаман детского сада. Это будет вводится как традиция.
  4. «Казачий круг» — 1 раз в неделю ребята рассказывают атаману детского сада (или атаману Широчанского хуторского казачьего общества) о лучших делах, которые прошли в группе за неделю и о планах на будущую неделю. На таких мероприятиях поощряют и награждают ребят и педагогов, сотрудников и казаков-наставников за достойные дела, обсуждаются насущные дела детского сада.
  5. «Казачий час» — 1 раз в месяц, где ребята с воспитателем группы готовят материал для участия в реализации проекта «Казачий круг дошколят Кубани» (изучение материала, подготовка писем, сбор материала).

Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки — это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков. В современных условиях реакция на прошлое вызвана возрождением кубанского казачества и его самобытной культуры. Это даёт надежду на сохранение аутентичных традиций, сложившихся за более чем столетнюю историю. Постижение и осмысление прошлого является одним из факторов патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истокам кубанской народной культуры, к духовной жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Кубань, детский сад, музыкальный руководитель, народное творчество, праздник, великая страна, дошкольный возраст, казачья группа, казачья направленность.


Похожие статьи

Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся

В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования

В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование профессионального самоопределения студентов на основе внедрения в учебный процесс оценочных таблиц физического развития школьников

В статье представлены методологические аспекты формирования профессиональных компетенций на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области.

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Похожие статьи

Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся

В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная стат...

Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования

В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование профессионального самоопределения студентов на основе внедрения в учебный процесс оценочных таблиц физического развития школьников

В статье представлены методологические аспекты формирования профессиональных компетенций на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области.

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Задать вопрос