«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кречковская, С. Г. «Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ / С. Г. Кречковская, Н. В. Меркулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 102-106. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56845/ (дата обращения: 23.12.2024).



В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная статья раскрывает возможности мини-музея казачьей культуры, созданного в дошкольном образовательном учреждении, как эффективного ресурса нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В 2016–2018 гг. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 73 «Аистенок» г. Волжского Волгоградской области» был успешно реализован проект по созданию «Мини-музея казачьей культуры».

Продолжительность проекта: 20 месяцев (сентябрь 2016 г. — май 2018 г.)

Тип проекта: практико-ориентированный; долгосрочный.

Участники проекта: педагоги, родители, старшие дошкольники, социальные партнеры.

Актуальность темы проекта.

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине всегда находились в центре внимания педагогов-дошкольников.

С введением в действие ФГОС ДО — знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края стало одним из приоритетных направлений.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Приобщение ребенка к культуре своего народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

А поскольку история Нижнего Поволжья тесто связана с казачеством, то изучение быта, обычаев казаков является благодатным материалом для воспитания интереса к прошлому своей земли, к культурным традициям своего народа, любви к Родине.

Историческая справка. Существует три основных точки зрения на казачество. Одни определяют его как особый народ (этнос), другие — как военно-служилое сословие, третьи — как своеобразную часть народа (военизированное крестьянство).

Такой своеобразный феномен, как казачество возник именно в России. Многие «сильные мира сего» испытывали чувство искренней зависти по этому поводу, и даже пытались создать нечто подобное, но из этого ничего не вышло, ибо казачество — явление уникальное, событие чисто российского свойства.

Профессор А.Козлов полагает, что как самостоятельная общность казачество определилось в ХII веке. Сообщество казаков в конечном итоге на протяжении нескольких столетий успело пройти этап субэтнической категории, субэтноса. Этот процесс замедлился, когда в начале XVIII века Петр I превратил казаков в регулярное войско и с этого времени среди казачества начинает развиваться сословное начало. Эти процессы протекали с ХVIII до начала ХХ века. Еще в XIV-XVII веках вольные люди (казаки) работали по найму, несли военную службу в пограничных районах. Они участвовали в войнах и походах. К началу ХХ столетия в России насчитывалось 11 казачьих войск.

В числе других было и Волжское казачье войско. Казаки не допускали деления людей по национальному или религиозному признаку. Православные церкви мирно уживались с мусульманскими мечетями. Общим в казачьей среде являлись верность присяге и любовь к России, воинское товарищество и братство. На протяжении пятисот лет казаки охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях.

Будучи в подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам.

Гипотеза: создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое изучение культурного наследия своего народа, что в свою очередь будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, развитию у детей исследовательской и познавательной активности.

Цель проекта: создание мини-музея казачьей культуры для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Нам бы хотелось донести до юных волжан крупицы истории одного из самых первых казачьих войск — ВОЛЖСКОГО, в старом варианте произношения — «Волгского».

Проживая на берегах Волги, дети, да и многие взрослые зачастую не подозревают, что их предки были волжскими казаками. Именно они в XV-XVII веках освоили наш благодатный край, заложив города-крепости на берегах великой русской реки Волги.

Задачи проекта:

− организовать специальное пространство в детском саду для размещения, использования и хранения музейных экспонатов;

− создать основу учебно-методического комплекса, обогащающего образовательный процесс (разработка занятий, экскурсий, развлечений, дидактических пособий и т. д.).

− привлечь внимание родителей и детей к музейной культуре, знакомить с историей и культурой Нижнего Поволжья, побуждать к творческой, исследовательской и познавательной деятельности;

− развивать творческие способности детей через приобщение культурному наследию казачества.

Мини-музей представляет собой специально организованное пространство в ДОУ, основное предназначение которого заключается в расширении кругозора, пробуждении интереса к истории казачества, культуре и быту казаков.

В отличие от настоящих больших музеев, мини-музей в детском саду является плодом коллективной работы педагогов, родителей и детей, здесь ребенок выступает не только созерцателем, а является творцом и соавтором работ. Все музейные экспонаты интерактивны, т. е. их можно трогать, брать в руки и рассматривать.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО:

− содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщение детей к культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

− формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап— мотивационно-проектный (сентябрь 2016 — ноябрь 2016 гг.)

Изучение возможности создания мини-музея. Анализ имеющихся условий, создание творческой группы, подготовка помещения для мини-музея

Наименование мероприятия

Ответственные

Результаты реализации проекта

Разработка нормативно-правовой базы по сопровождению проекта.

Создание творческой группы по реализации проекта

Заведующий, старший воспитатель

Приказ, положение, определение функциональных обязанностей членов творческой группы

Анализ методической литературы, интернет- ресурсов по организации мини-музея, работ по истории, культуре и быте казачества

Творческая группа

Создание банка методических, наглядно-дидактических пособий. Подбор литературы

Повышение мотивационной заинтересованности педагогов, родителей и старших дошкольников в изучении материалов, связанных с казачеством. Поиск социальных партнеров.

Старший воспитатель, творческая группа

Цикл музейных занятий «Казаки — степные рыцари», организованный совместно с Волжским городским краеведческим музеем.

2 этап— внедренческий (основной) (декабрь 2017 по март 2018 гг.)

В ходе основного этапа реализации проекта проводятся запланированные мероприятия согласно направлениям деятельности с привлечением родителей и социальных партнёров

Сбор экспонатов, создание картотеки мини-музея казачьей культуры

Старший воспитатель, творческая группа, родители воспитанников

Открытие мини-музея;

создание книги отзывов мини-музея казачьей культуры

Создание основы учебно-методического комплекса мини-музея

Старший воспитатель, творческая группа

- Изготовлены учебно-методические пособия: «Казачьи сказки», «Воспитание казака», «Игры казаков», «Донские казачьи поговорки», «Стихи о казаках», «Донские казачьи стихи, загадки», «Казачьи праздники», «Заповеди казаков», «Казачьи символы и знаки»;

— создана музыкальная фонотека (старинные песни, свадебные, игровые и т. д.);

— подборка видеофильмов и презентаций о казаках и истории казачества;

— изготовлены информационные стенды в холле мини-музея: «Кто такие казаки», «Устройство казачьего куреня», «Воспитание маликов и девочек в казачьих семьях»;

— изготовлены дидактические игры:

игра-раскраска «Казачий курень», «Казачьи обряды», развивающая игра «Собери картинку», «Казачье подворье» (угадай, дорисуй, раскрась), «Укрась предметы казачьего быта» (игра-раскраска);

— разработки викторин для старших дошкольников: «Казачий курень», «Оружие казаков»;

— разработаны конспекты занятий, сценарии музейных экскурсий: «Доброму гостю без зову рады!», «В эти игры мы играли!»;

— изготовлены атрибуты для казачьего подворья, сшиты костюмы к праздникам.

Мероприятия мини-музея с участием родителей воспитанников и социальных партнеров

Заведующий, старший воспитатель, творческая группа, родители воспитанников

- Участие во II, III, IV областном Константиновском фестивале (Экспозиция «Казачий курень» — музей под открытым небом) 2016, 2017, 2018 гг.;

— организованы мастер-классы для детей и взрослых: «Оберег на счастье», «Подкова» (в рамках Константиновского фестиваля) 2016, 2017 гг.;

— проведен мастер-класс для детей и педагогов «Кукла-оберег «Здравушка» (ведущий- бабушка воспитанника ДОУ Бондаренко Н. В.), 2017 г.;

— занятие-путешествие «Атамань — казачья вольница» для детей старшего дошкольного возраста (ведущий — бабушка воспитанницы ДОУ Кораблева Л. А. о семейном путешествии в этнографический выставочный комплекс «Атамань»), 2017 г.;

— организован концерт совместно с ВИЭПиП г. Волжского, детскими садами

г. Волжского к 75-летию Сталинградской битвы «Казаки-герои Великой Отечественной войны»;

— организованы выездные выставки мини-музея «Казачий курень» в ДК «Октябрь» г. Волжского в День народного единства, 2017 г.; в МОУ СОШ № 27 г. Волжского, 2018 г.;

— приглашение народного ансамбля казачьей и русской песни «Золотые купола» ДК «Октябрь» на праздник, посвященный Дню пожилого человека, 2018 г.

3 этап— обобщающий (с марта 2018 по май 2018 гг.)

Распространение опыта работы по реализации проекта среди педагогов города, участие в конкурсах. Презентация проекта на сайте ДОУ, в печатных изданиях.

Участие в городском смотре-конкурсе музеев, музейных уголков, мини-музеев народного творчества образовательных организаций города «ПАРАСКЕВУШКА»

по теме: «Здесь Родины моей начало»

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Диплом за 1 место в номинации «Обычаи и обряды народов Поволжья», возрастная категория 6–7 лет, 2018 г.

Участие в городском конкурсе «Дерзайте, вы — талантливы!»

Музыкальный руководитель

Дипломы лауреатов 1 степени в номинации «Народное творчество», вид искусства «Вокал», 2017, 2018 гг.

Участие в городском конкурсе «Ярмарка талантов — 2018»

Музыкальный руководитель

Дипломы победителя в номинации «Вокал», 2018 г.

Участие в открытой городской выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Русь православная»

Педагог дополнительного образования

Диплом за 1 место в номинации «Русь православная», 2017 г.

Участие в городском конкурсе «Весенний креатив — 2018»

Педагог ДОУ

Диплом за 2 место в номинации «Пасхальное чудо»

Участие в международном конкурсе-фестивале декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо»

Педагог дополнительного образования

Диплом 1 степени 2017 г.; диплом 3 степени 2018 г.

Участие в социальном экологическом проекте «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма»

Педагог дополнительного образования

Благодарственные письма участникам проекта, публикация детских работ в иллюстрированном сборнике «Природные парки Волгоградской области глазами детей. Волго-Ахтубинская пойма», 2018 г.

Организованы экскурсии: «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье» для воспитанников детских садов г. Волжского

Старший воспитатель, творческая группа

Участники — МДОУ д/с № 48, 71, 90

г. Волжского

Организовано выездное занятие –экскурсия «Жили-были казаки» с участием коллектива воспитанников МДОУ д/с № 73

Музыкальный руководитель

Участники — педагоги и воспитанники МДОУ д/с № 105 г. Волжского

Выступление на ГМО педагогов г. Волжского с презентацией опыта работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Участники — педагоги, старшие воспитатели, музыкальные руководители

г. Волжского

Опубликован конспект игровой экскурсии в мини-музее казачьей культуры МДОУ д/с № 73 «Мало казаком родиться, казаками надо стать»

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Публикация статьи в журнале «Молодой ученый», 2018 г. № 13

Проект «Мини-музей казачьей культуры» представлен на II региональном конкурсе «Формула успеха» — 2018

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

диплом призера в номинации «Образовательное занятие в дошкольной организации согласно ФГОС ДО»

Оценка качества реализации проекта.

Методы оценки:

− анализ средового пространства;

− анкетирование педагогов и родителей воспитанников;

− мониторинг потребностей и возможностей дошкольников.

Эффективность оценивается по следующим показателям:

− увеличение количества различных мероприятий, проводимых в рамках музейной педагогики;

− увеличение количества экспозиций и экспонатов мини-музея казачьей культуры, учебно-методических материалов;

− рост интереса к экспонатам и мероприятиям мини-музея дошкольников, их мотивации к познанию истории, традиций казачества;

− рост интереса к работе мини-музея родителей дошкольников, их участию воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

− увеличение количества эффективно реализованных педагогами ДОУ проектов в познавательно-творческой, исследовательской деятельности с дошкольниками;

− рост интереса к опыту реализации данного проекта педагогов других ДОУ;

− увеличение количества публикаций педагогов ДОУ в печатных изданиях, выступлений на семинарах, конференциях различного уровня с презентацией опыта работы.

Перспективы проекта:

− разработка программы дополнительного образования «Казачьему роду нет переводу!» (по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре, истории и традициям казаков);

− создание книги «Про музей и про меня» (записанные со слов детей впечатления о праздниках, экскурсиях в мини-музей, содержащие детские рисунки);

− организация взаимодействия с Областным центром казачьей культуры на базе ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры».

Дальнейшее развитие проекта будет способствовать:

− формированию имиджа МДОУ д/с № 73 «Аистенок» г. Волжского Волгоградской области;

− созданию условий, способствующих нравственно-патриотическому воспитанию, развитию познавательных, творческих способностей детей.

Литература:

  1. Абрамов – Зябловский, А. И. Скрылов, Г. В. Губарев. Казачий словарь-справочник — т.1, «Созидание», 1992.
  2. Б. А. Алмазов «Мы − казачьего роду. Традиции семейного воспитания. СПб., 1993.
  3. Атанова Н. И., Шишкина Е. В. Детский игровой фольклор Волгоградской области: репертуарно-методический сборник, Волгоград, 1997.
  4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, издание 2. СПб., «Детство-Пресс», 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): волжский, казачья культура, старший воспитатель, творческая группа, музыкальный руководитель, детский сад, казак, дополнительное образование, Волгоградская область, городской конкурс.


Похожие статьи

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей

На основе практического опыта — коллектива авторов: педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Пузиковой Натальи Ивановны, музыкальн...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива

В статье изложена разработанная на основе практического опыта заведующего детским садом Быковой Ольги Николаевны и старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны концепция сайта ДОУ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Похожие статьи

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Образовательное событие как форма совместной творческой деятельности взрослых и детей в развитии духовно-нравственных ценностей

На основе практического опыта — коллектива авторов: педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Пузиковой Натальи Ивановны, музыкальн...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива

В статье изложена разработанная на основе практического опыта заведующего детским садом Быковой Ольги Николаевны и старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны концепция сайта ДОУ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Задать вопрос