Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством создания в группе мини-музея «Край Воронежский»
Автор: Наливкина Юлия Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 07.03.2023
Статья просмотрена: 62 раза
Библиографическое описание:
Наливкина, Ю. М. Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством создания в группе мини-музея «Край Воронежский» / Ю. М. Наливкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 19-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17830/ (дата обращения: 21.11.2024).
В российскую образовательную среду вернулось понятие «патриотизм», ориентирами социальной и образовательной политики опять стали служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга [4]. В современных условиях жизни одним из центральных направлений работы с детьми дошкольного возраста становится патриотическое воспитание. Чувство любви к родному дому, краю, природе — одно из слагаемых патриотизма.
Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [2].
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется М. Новицкой как «потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира» [3,с.18].
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. Именно этому способствует музейная среда.
Мини-музей в ДОУ — это особое, специально организованное пространство, способствующее расширению кругозора ребенка и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, формированию чувства патриотизма у детей.
Сегодня мини-музей является неотъемлемой частью развивающей среды дошкольного учреждения, ведь согласно ФГОС ДО «Развивающая предметно-пространственная среда» должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Создать такие условия помогает мини-музей. Это одна из инновационных форм работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей.
В нашей группе создан мини — музей «Край Воронежский». Наш мини — музей помогает детям познавать окружающий мир, приобщаться к национальной культуре, общечеловеческим ценностям.
Каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать.
Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Паспортные данные мини-музея.
Дата открытия музея: январь 2022г.
Наименование мини-музея: «Край Воронежский».
Профиль мини-музея: познавательный.
Цель создания музея: осуществление комплексного подхода к воспитанию
у детей чувства патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре Воронежского края, природным особенностям.
Задачи:
Образовательные:
– На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
– Учить ориентироваться в природной среде обитания;
– Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.
Развивающие:
– Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
– Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
– Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
– Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Воспитательные:
– Развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
– Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области;
– Воспитывать уважение к труду;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
– Целостности — в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
– Гуманизации — личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
– Деятельного подхода — любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
– Интеграции — этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
– Культуросообразности — основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
– Возрастного и индивидуального подхода — предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Они используются в процессе образовательной деятельности детей с учетом образовательных областей.
– Познавательное развитие.
Проведение ООД, экскурсий по маршруту к ближайшему окружению детского сада.
– Социально-коммуникативное развитие.
Изготовление дидактических, настольно- печатных игр своими руками и совместно с родителями.
– Речевое развитие.
Слушание сказок Воронежских сказителей, беседы, сочинение своих собственных сказок и изготовление книжек-малышек.
– Художественно-эстетическое развитие.
Художественно-творческая деятельность детей, изготовление кукол для некоторых видов театра и театрализованная деятельность.
Разделы мини-музея, особенности использования.
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи, сказки, пословицы и поговорки, фотографии и произведения о городе Воронеже, которые могут быть использованы как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Галерея»
Оформлена в виде альбомов «Достопримечательности города Воронежа», «Народные промыслы Воронежской области», «Костюм Воронежской губернии», «Воронежская игрушка», «Родной Воронеж».
«Мастерская»
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями воспитателями. Макеты улиц города Воронежа, тематические картинки и иллюстрации для рассматривания, тряпичные куклы в костюмах Воронежской губернии, глиняные игрушки (Воронежская барыня). Используются для сюжетно-ролевых игр, театральной деятельности детей.
«Эколожка»
Представлена коллекцией злаковых растений Воронежской области, растениями родного края с гербариями, Красной книгой, открытками, иллюстрациями и фотографиями.
«Игротека»
Содержит дидактические, настольные игры, выполненные детьми, совместно с родителями по теме мини-музея, музыкальные инструменты.
Взаимодействие с родителями.
– экскурсии и консультации для родителей;
– участие в тематических мастер-классах;
– поиск и предоставление экспонатов для оформления экспозиций;
– изготовление дидактических игр для музея;
– оформление альбомов для музея.
Аспекты музейной деятельности.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
– поисковая;
– экспозиционная;
– познавательная.
Адресованность экскурсионно-массовой работы в мини-музее:
– дети, посещающие детский сад, средних, старших, подготовительных групп;
– родители дошкольников;
– педагоги.
Таким образом, мини-музей, созданный руками педагогов, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Литература:
- Князева О. Л., Маханева М. Д.– М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 304с.
- Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. –112с.
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 2003. — 3–9с.
- Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музейной педагогики. Сборник материалов по развитию музейной работы в образовательных организациях субъектов Российской Федерации. Под общ. ред. В. А. Березиной. Москва 2015. — 3с.
- Растим патриотов: традиции и праздники народов России: сборник методических разработок. Часть 3/сост. Н. С. Махина. — Воронеж: Воронежский педагогический университет, 2016. — 252 с.
- Система патриотического воспитания в ДОУ//Авт. сост. е.Ю. Александрова и др.-Волгоград — 2007. — 4–8с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013.