Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре казачества посредством этнографического музея «Русская горница» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Данилова, Н. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре казачества посредством этнографического музея «Русская горница» / Н. В. Данилова, Л. В. Савченко, Т. И. Хазыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112528/ (дата обращения: 23.11.2024).



Проблема формирования духовно-нравственных ценностей — это одна из лидирующих проблем в системе современной педагогики. Русский народ, как и другие народы России, всегда были сильны своим духом, и в этом заключалась причина их непобедимости, великодушия, стойкости, самоотверженности и многих других качеств.

Одной из важных задач в нашей стране на сегодняшний день является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность.

Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания. Характерной особенностью этих традиций всегда был и остается в настоящее время приоритет духовно-нравственных начал, патриотизм, глубокая религиозность. Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину с особенным говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.

В современной России продолжается процесс возрождения казачества, облик которого за последние десятилетия изменился существенным образом, приобрел черты достаточно организованной части нашего общества, у казачества появилась возможность реализовать свой потенциал в интересах новой России. Хотя органы казачьего самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, тем не менее государство делегирует им ряд своих функций: участие в охране государственных границ и обеспечение общественного порядка, охрана объектов государственной, муниципальной и личной собственности, обеспечение гарантий деятельности казачьих обществ и др. Уже сегодня казачество проводит значительную работу по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе ценностей православной веры, по сохранению и преумножению традиций и культуры нашего народа, по подготовке молодых людей к службе в армии.

В соответствии с требованиями ФГОС духовно-нравственное развитие и воспитание на ступени дошкольного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» — задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Сегодня для педагогов нет более важной задачи, чем становление и возрождение традиций. Историческая память важна и необходима — во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории.

На протяжении многих лет в нашем детском саду ведется целенаправленная работа по приобщению старших дошкольников к традициям и культуре казачества.

Реализация данного направления МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка» поселка Троицкий осуществляется посредством работы в этнографическом музее «Русская горница» который взаимодействует с социальными институтами и семьями воспитанников.

Социальными партнерами дошкольного образовательного учреждения являются: Свято-Троицкий храм, Осколецкое хуторское казачье общество, Военно-патриотический клуб «Барс», МБУК «Центр культурного развития» п. Троицкий, МБУК «Централизованная библиотечная система № 2» поселка Троицкий, МБОУ «Троицкая СОШ», МБУДО «Троицкая детская школа искусств». Имеются договора о взаимодействии и планы реализации совместных мероприятий, на основании которых проводятся совместные мероприятия.

Взаимодействие со Свято-Троицким храмом осуществляется посредством: проведения совместных православных праздников («Рождество», «Крещение», «Пасха», «Вербное воскресенье», «Троица») посещения семьями праздничных богослужений; участия детей и семей воспитанников в творческих православных конкурсах («Пасхальный сувенир», «Рождество», «Белгородская сокровищница»); туров выходного дня по Святым местам; организации православных часов, на которых иеромонах Стефан выступает с проповедями, беседами, благословляет детей и родителей. Неотъемлемой частью работы в данном направлении является работа православного уголка «На небе — Бог, а на земле — Россия». В каждый выпуск ежемесячного журнала детского сада «COSMO&SKAZKA» включена православная страничка, в которой содержится информация о различных православных праздниках, рекомендуемый список детской православной литературы.

С 2012 года детский сад входит в ассоциацию дошкольных образовательных учреждений Губкинского городского округа «Казачество — это не ребячество!». Общее руководство и консультирование осуществляет Тарасов Н. А., атаман Осколецкого хуторского казачьего общества Белгородского отдельского казачьего общества «Центральное казачье войско» (ОХКО БОКО ЦКВ). В рамках данного направления проводятся спортивные соревнования, фестивали, туры выходного дня, акции, казачьи посиделки, казачьи вечерки, обрядовые праздники, ярмарки, мастер-классы. Но одним из самых ярких на протяжении нескольких лет является обряд «Посвящения в казачата», к ходе которого дошкольники показывают свои знания о быте и традициях казачества Белогорья, получают удостоверение казака.

В рамках совместной работы с патриотическим клубом «Барс» проведен цикл минуток патриотизма с одним из руководителей клуба Акининым Иваном Владимировичем. Гость рассказывает детям о качествах настоящего солдата, помогает формировать с дошкольного возраста взгляды и убеждения, учит уважать культурное и историческое прошлое своей страны.

Совместно со специалистами МБУК «Центр культурного развития» п. Троицкий (Кедровской Жанной Николаевной и Логвиновой Лилией Владимировной) организованы детский клуб по возрождению народных традиций «Лапушки» и студия с декоративно-прикладного творчества «Бусинка». Деятельность данных проходит в виде обрядовых и народных праздников и посиделок, викторин и творческих студий по изготовлению народных кукол, атрибутов казачьего народного быта.

В рамках реализации плана совместных мероприятий с МБУК «Централизованная библиотечная система № 2» поселка Троицкий использовались следующие формы работы: библиотека под открытым небом Оpen-air («Читаем детям о войне», «Казачьи сказки и былины»), викторины («Военные профессии», «Знатоки казачьей одежды», «Сказки о богатырях земли русской»), акции («Ценности будущего в традициях казачьей народной культуры» и др.). Основная цель — привлечь родителей к организации семейного чтения детских православных книг и книг патриотического содержания, способствовать возрождению традиций семейного чтения русской литературы, оказание помощи детям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации.

На основании плана совместной работы с МБОУ «Троицкая СОШ» организовано мини-экскурсии в школьный музей для воспитанников старших и подготовительных групп, проведены совместные мероприятия спортивно-патриотической направленности («Зарница», акция «Здоровье нации — неприкосновенный запас России», велопробег «Вперед, Россия!»).

Акцент во взаимодействии с родителями педагогический коллектив ставит на включение родительской общественности в образовательный процесс: занятия, досуговая деятельность, тематически квесты, виртуальные экскурсии, туристические походы к памятным местам боевой славы населенного пункта, коуч сессии для родителей, фотокроссы, родительские дайвинги, проектная деятельность, праздники, акции, семейные праздники, экскурсии выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, создание книг памяти.

Наши воспитанники — это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции казачества. Богатая культура российского казачества представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего региона изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.

Литература:

  1. Акинина, Т.Н., Степанова, Г.В., Терентьева, Н. П. М.: Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: УЦ «Перспектива», 2019. — 248с.
  2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Алешина, Н.В. — М.: ЦГЛ, 2020. — 256 с.
  3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2016–23с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, Россия, COSMO, SKAZKA, возрождение традиций, культурное развитие, православная вера, совместная работа, хуторское казачье общество, Централизованная библиотечная система.


Похожие статьи

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством сказок

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре»

Похожие статьи

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством сказок

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре»

Задать вопрос