Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры донского казачества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитченко, Л. А. Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры донского казачества / Л. А. Никитченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9239/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Казаки — активная часть нашего общества. Православие — духовный стержень этого сословия. Казаки — глубоко верующий народ. Казак без веры — не казак. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Мы знакомим дошкольников с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивая познавательный интерес к историисвоего народа. Приобщаем детей к народным традициям, воспитываем чувство уважения к старшим поколениям, расширяем знания детей о казачестве Белогорья, развиваем интерес к историческому прошлому, вызывая желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитание самосознания дошкольников на культуре донского казачества — это знакомство с семейными традициями и обрядами от святой купели и до конца земной жизни. Работа в этом направлении немыслима без тесного взаимодействия с семьями, которые тоже становятся активными участниками воспитательного процесса, внедряя у себя элементы казачьей культуры.

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников — это установление тесной связи с семьёй. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной, духовно развитой личности. Известно, что основы духовной культуры личности закладываются в семье в дошкольные годы жизни ребенка. Поэтому наиболее значима роль родителей в духовно-нравственном воспитании, в стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении, воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного человека.

Началом нового педагогического действия всегда должно являться изучение имеющейся ситуации, для этого мы используем метод анкетирования родителей, цель которого — узнать все ли родители положительно относятся к знакомству детей с православной культурой.

Начальным этапом новых форм взаимодействия с семьей стало творческое задание для родителей «Давайте познакомимся». Это задание мы применяем для того что бы активизировать родителей на совместную деятельность, вызвать интерес и самим глубже узнать своего ребенка. Этим мы попытались воздействовать на внутрисемейную составляющую.

Мой дом, моя семья, моя Родина — вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей по воспитанию духовно — нравственной культуры.

Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков. При изучении музыкального фольклора первостепенную роль отводится освоению разнообразия его жанров: исторических, лирических, строевых, шуточных песен. Особое внимание заслуживает обрядовый фольклор, игры народных праздников. Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков. Они сохраняются в памяти народа.Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней это«Святки» и «Масленица»

В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций, по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине. Потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служатживительным источником. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.

Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый день — день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура.

Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились единомышленниками. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями — родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям. На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие. В фольклорных праздниках и развлечениях: «Осенины», «Колядки», «Масленица», «Веснянка», «В русской светелке», «Посиделки», родители охотно откликнулись и приняли активное участие в подготовке к праздникам, где с удовольствием участвовали сами. Родители с удовольствием рассказывали, что дома дети повторяют пословицы и поговорки, объясняя их смысл, и даже просят самим их придумать. Такая связь с семьей нас очень радует, знания данные детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей. Так же мы знакомим детей с православным праздником «Святая Пасха». Дети и родители участвуют в выставке яиц «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. Дети христосуются, дарят друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками.

22 марта в православной России отмечается праздник «Сороки» в честь 40 мучеников. Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. На «Сороки» пекли фигурки жаворонков. Мы с детьми тоже отмечаем этот праздник. Наши родители принимали активное участие. Делали из бумаги птичек и пекли жаворонков, которые потом с большим аппетитом кушали дети сами и угощали других. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям и получают массу удовольствий.

И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей.

Одна из форм взаимодействия с родителями и детьми это совместные экскурсии детей, родителей и педагогов в музеи и храмы родного края. Хочется отметить экскурсию в Храм блаженной Ксении Петербургской, целью которой была совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию у детей стремления к доброте, скромности, любви к ближнему; послушания, трудолюбия, вежливости, развитию познавательного интереса к истории края.

Мы были очень рады, что нашли отклик у родителей, родители выбрали время посетить вместе с детьми и педагогами храм. Дети с интересом слушали, узнавали, что Храм-это дом Божий, молитва — разговор с Богом, в которой люди просят здоровья, помощи, а если кого-то обидели или поступили неправильно, просят у Бога прощения. Во время посещения Храма ребята проявляли активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривали иконы, узнали о православной церкви, христианском образе жизни из уст священнослужителя. Некоторые родители сами впервые были в храме.

В семье и в детском саду укрепляются и расширяются знания, например о Дне Ангела детей (почему тебе дали это имя)? Что оно означает? Знаешь ли ты историю святого, имя которого ты носишь? Почему нельзя называть домашних животных человеческими именами и т. д.

Хочется представить еще одну из форм совместной работы с семьей по воспитанию духовно — нравственной культуры, конкурсы: «Традиции моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи» в которых приняли участие родители нашей группы.

Выставкой совместных работ детей и родителей «Самая лучшая семья», мы отметили праздник, олицетворяющий любовь, семью и верность в России — день святого Петра и Февроньи.Ее целью было — организовать совместную творческую деятельность родителей и детей.

Далее мы решили расширить диапазон и организовали фото экспозицию на тему «Отдых с семьей», где для нас имела значение как внутрисемейная, так и межсемейная составляющая.

Большой отклик, массу положительных эмоций получили дети и родители, приняв участие в фото экспозиции. Дети принесли не просто семейные фотографии, а оригинальные семейные фотографии, на которых — семья, Родина, природа.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой.

Основной функцией семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению.»... В духе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье. Задачей же педагога является пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять без духовности, цинизму. Семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.

 

Литература:

 

1.                  Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2 -е изд.,перераб. и доп. СПб.:Дество-Пресс, 1999г.

2.                  Ботякова.О. А. Детский народный календарь: В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений Приобщение детей к истокам русской народной культуры Солнечный круг. Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2004г.

3.                  Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. — Ростов н\Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, детский сад, семья, традиция, моя семья, народ, праздник, активное участие, нравственная культура.

Похожие статьи

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд»

Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной адаптации дошкольников к обучению в школе

Похожие статьи

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих традициях

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд»

Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной адаптации дошкольников к обучению в школе