Идеологическая воспитательная работа с детьми и педагогическими работниками. Государственные символы в образовательной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дудар, М. С. Идеологическая воспитательная работа с детьми и педагогическими работниками. Государственные символы в образовательной среде / М. С. Дудар, Н. А. Хоминич, Н. В. Искакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95114/ (дата обращения: 16.11.2024).



Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем государственной политики.

Патриотизм должен стать объединяющей идеологией России.

В. В. Путин

В дошкольном образовании направление гражданско-патриотического воспитания крайне важное, потому как это фундамент, и детский сад находится у истоков формирования личности ребенка совместно с семьей.

Наш детский сад функционирует 3 года. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из важных направлений работы нашего образовательного учреждения и отражено во всех основных документах ДОО:

Программа развития МБДОУ разработана с опорой на стратегию развития воспитания до 2025 года, на концепцию программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области». Основной целью является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

С 1 сентября 2021 г. все образовательные организации реализуют «Программу воспитания». ООП ДО и Программа воспитания призваны помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. Сейчас мы особенно остро понимаем, что в основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей Программе воспитания нашего детского сада отражено взаимодействие всех участников образовательных отношений. В рамках региональных приоритетов развития дошкольного образования Белгородской области МБДОУ включает в образовательную деятельность реализацию такого направления как «Дошкольник Белогорья», что помогает, обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поможет воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе

Рабочие программы педагогов являются отражением основных документов ДОО. Конкретизированы в рамках возрастной группы цели и задачи.

Для успешной работы по данному направлению были проведены мониторинги:

  1. Мы изучили запросы родителей в ходе анкетирования. Было выявлено, что 78 % родителей считают необходимым развитие гражданско-патриотического направления в ДОУ.
  2. Проведен анализ уровня подготовленности педагогов к реализации мероприятий по гражданско-патриотическому развитию.
  3. Анализ предметно-развивающей среды ДОУ.
  4. Мониторинг ближайшего окружения, социальных партнеров в рамках «Маршрута выходного дня» и участия в конкурсном движении. педагогов и воспитанников

С учетом проведенных мониторингов и на основе вышеизложенных документов были определены проблемные поля, заданы векторы, выстроена система работы в ДОО, которая включает следующие направления, компоненты.

Педагоги (кадры ДОУ)

Приобщение детей и молодежи к культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество.

В соответствии с «Программой воспитания» и годовым планированием, на уровне ДОО проводятся тематические недели, дни и циклы мероприятий.

Таким образом, совершенствуя свое мастерство, педагог направляет его на формирование гражданско-патриотической личности каждого ребенка: чувств, позиции, облика и поведения.

В 2019 году по результатам мониторинга мы отметили низкий уровень подготовленности педагогов к работе по данному направлению, поэтому в 2020–2021 учебном году 60 % педагогов были направлены на курсы повышения квалификации, а уже в 2020–2022 учебном годы 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по духовно — нравственному и гражданско-патриотическому направлению.

Педагоги нашего детского сада обмениваются педагогическим опытом, посещая методические объединения города, региональные круглые столы, транслируют опыт в печатных изданиях различного уровня . Являются призерами регионального конкурса «Лучшие воспитательные практики» в номинации «Воспитательное мероприятие в дошкольном образовании» (приказ № 1351-ОД от 20.12.2021г.)

В рамках участия в конкурсе «Воспитатель года» в номинации педагогический дебют разработано авторское игровое интерактивное оборудование по изучению алгоритмики с детьми старшего дошкольного возраста. Такого рода разработка является в некотором роде универсальной и может служить основой для воспитания в игре духовно-нравственных качеств. Разработан цикл игр «Я — человек», «Профессии», «Моя Родина», «Безопасность».

Родители и дети

Семья и дошкольное учреждение, два важных социальных института в жизни ребенка дошкольного возраста. Не вызывает сомнения важность взаимодействия педагогов ДОУ и родителей. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества.

Воспитанники ДОУ регулярно участвуют в конкурсах по гражданско-патриотическому направлению и становятся победителями и призерами региональных и всероссийских конкурсов, таких как: «История России в стихах», «К 75-летию годовщины Победы в ВОВ «Память бережно храня…», «III городской конкурс патриотического чтения им. С.Сасина Белгородский государственный институт искусств и культуры»

Воспитанники ДОУ и их родители являются участниками различного рода акциях: «Белый цветок», «На встречу Победе», «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Зажги синим», «Бежим, чтобы жить», «Святое Белогорье против детского рака», «Познаем природу с эколятами», «Благотворительный забег Добрый город», Всероссийская профилактическая акция «Неделя безопасности», «Сирень Победы», «Прочтите это немедленно» и т. д.

Если в 2020 году в различных акциях принимало участие около 7 % семей воспитанников ДОУ, в 2021 году — 34 %, то в 2022 году количество семей значительно увеличилось, теперь это порядка 76 % семей воспитанников. Ни одна акция на данный момент не проходит без участия родительской общественности. Результатом проведения акций становится педагогическое просвещение родителей, повышение рейтинга педагогов и детского сада в целом, усиление доверительных отношений между всеми участниками образовательных отношений, сплочение детского, родительского и педагогического коллективов.

Родители участвуют в создании тематических фотозон в помещениях детского сада, они, подобно художникам-иллюстраторам. Так мама одного из воспитанников изобразила фотопространство на тему: «Мой Белгородский край», где отобразила символику Белгородской области на одном полотне, с данной работой мы участвовали в фестивале «Белгород в цвету 2022» и стали победителями в номинации «Улыбка в объективе». Второй работой стало фотопространство с изображением Красной площади.

В подготовительных группах № 2, 6, 8 ежегодно реализуется проект «Эколого-краеведческий календарь Белогорья». Данный проект по краеведению реализуется благодаря взаимодействию с родителями воспитанников, создана книга, в ней собраны туры выходного дня по Белгородскому краю, силами родителя одного из воспитанников, собрана коллекция интересных мест Белгорода, представленная карточками с фотографиями и QR-кодами с интересной информацией. После посещения родителей с детьми одного из мест Белгородского края — они приносят фото с посещенного места, и ребенок рассказывает воспитанникам своей группы или детям младшего возраста о полученных эмоциях и знаниях.

На данный момент мы отмечаем положительную тенденцию к тому, что наибольшей популярностью (актуальностью) являются места гражданско-патриотической направленности для посещения родителей с детьми, такие как: музей-диорама Курская Битва, Белгородский государственный историко-краеведческий музей, Белгородский государственный музей народной культуры, музей-заповедник Прохоровское поле, просветительный центр «Город-крепость «Яблонов».

Создание центров в группах и РОЗ

При открытии детского сада в 2019 году в группах и коридорах отсутствовали центры патриотического воспитания.

Материалы патриотических центров соответствуют ФГОС ДО. Содержание патриотических уголков в группах зависит от возраста детей и программы воспитания детского сада.

В младшем дошкольном возрасте основной целью патриотического воспитания является знакомство с ближайшим окружением, даются элементарные представления о семье, родном крае. Центры содержат иллюстрации в тематических папках «Семья», «Дом, в котором я живу», «Взрослые люди», «Ребенок со сверстниками», «Мой детский сад»; сказки, песни, потешки, былины, предания; фотоальбомы семьи, группы; также внимание детей младшего дошкольного возраста привлекают народные куклы в ярких сарафанах и кокошниках, дымковские игрушки, свистульки, матрешки.

В старшем дошкольном возрасте центры наполнены материалами, формирующими гражданскую позицию ребенка, а основным направлением работы по патриотическому воспитанию является краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России. Уголки патриотического воспитания в старших группах укомплектованы более сложным дидактическим материалом. Размещены фотографии родного города: достопримечательности, особо живописные места, мемориалы. Размещены изображения гербов России, родного города и флага страны.

Также педагогами в 2022 году были учтены «Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, письмо от 15.04.2022 № СК-295/06».

Следуя рекомендациям Минпросвещения, педагоги детского сада продолжили работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. С детьми проведены игровые мероприятия, беседы, викторины на такие темы: «Государственные праздники России», «Мой родной город глазами художника», «Люби и знай свой край», игры-путешествия: «Мы живем в России», «Россия — Родина моя» .

В рамках регионального проекта «Дети в приоритете» были инициированы институциональные проекты, одним из которых был «Доброжелательный мир вокруг тебя», результатом данного проекта было создание РОЗ «Памяти и Славы» и «Наш край».

Зона «Памяти и Славы». В холле нашего дошкольного образовательного учреждения представлен проект для детей и родителей по теме: «Великая Отечественная Война 1941–1945 годов». Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного, воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Целью нашего проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью. В данной зоне представлены алгоритмы, модели, книжки-раскладушки, круги Луллия, макет Кремля, Звонницы, а также тантамарески по тематике.

Зона «Мой край». Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, обеспечивающая становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного Белогорья. Созданное развивающее пространство «Мой край — родная Белгородчина» включает: иллюстрированное пространство, на котором изображены символы Белгородского края; дидактические игры, тематические альбомы, портреты известных и знаменитых людей Белгородчины, детские произведения белгородских писателей и поэтов, предметы быта и старины, декоративно-прикладного искусства, музей магнитов, карты туристических маршрутов района и области, альбом маршрутов выходного дня. Также в непосредственной близости расположен мини-музей кукол.

Данные РОЗ позволяют нам расширять зону ближайшего развития ребёнка, в этих игровых зонах проходят тематические мероприятия с привлечением родительской общественности, узких специалистов детского сада.

Развивающая предметная среда, своевременно и целесообразно оформленная, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, средством формирования патриотических чувств, нравственности и духовности. На мой взгляд, главное богатство любой реализуемой программы и направления в ДОУ — это люди (педагоги), ее реализующие, которые понимают значение данной работы. Среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором гармоничного развития, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Вывод

За 3 года работы мы убедились в том, что нами выстроена система работы по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому направлению.

Максимальный результат гражданско-патриотического воспитания достигается только при условии, когда все участники образовательного процесса (педагоги, родители, дети) заинтересованы в данном направлении:

– активно реализуют совместный, творческий подход к развивающей предметно-пространственной среде в группах и рекреационных зонах ДОО,

– мероприятиям по гражданско-патриотическому направлению,

– посещают общественно-значимые места Белгородского края с детьми

– расширяют границы и возможности сетевого взаимодействия.

Наличие такой системы позволяет создавать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Перспективы развития (работы) нашего ДОУ:

  1. Реализация программы воспитания
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОО по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
  3. Реализация проектов по патриотическому воспитанию.
  4. Организация волонтерского и детско-юношеского военно-патриотического движения.
  5. Расширение возможностей ДОО по взаимодействию с родительской общественностью и социальными партнерами (дистанционные консультации, экскурсии, очные мероприятия).
  6. Расширение возможностей для участия в конкурсных движениях и акциях, интерактивные игровые пособия и мероприятия для детей.
  7. Обобщение актуального педагогического опыта «Информационная лента»

Вячеслав Гладков: «Главная задача военно-патриотического направления — вовлекать через образовательные программы детей в здоровый образ жизни и в занятия военно-патриотического направления. Найти отклик в душе ребёнка, дать ему возможность посмотреть, насколько разнообразен мир и попробовать себя в различных направлениях от IT до военно-патриотических».

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое направление, ребенок, Белгородский край, Белгородская область, выходной день, гражданско-патриотическое воспитание, дошкольное образование, родительская общественность.


Похожие статьи

Политическая культура в жизнедеятельности граждан. Государственные символы как инструмент формирования и воспитания политической культуры граждан

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном процессе

Патриотизм как социальный феномен. Воспитание патриотизма в работе с учащейся молодежью

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Повышение экологической грамотности школьников. Тренинговое занятие. Профилактика здорового образа жизни среди подростков и юношей. Работа над ценностями

Театрализованные игры в обучении и воспитании детей с различными возможностями. Социальная адаптация детей с ОВЗ

Формирование элементарных норм и правил взаимоотношения ребёнка с взрослыми и сверстниками в ДОУ

Похожие статьи

Политическая культура в жизнедеятельности граждан. Государственные символы как инструмент формирования и воспитания политической культуры граждан

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном процессе

Патриотизм как социальный феномен. Воспитание патриотизма в работе с учащейся молодежью

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Повышение экологической грамотности школьников. Тренинговое занятие. Профилактика здорового образа жизни среди подростков и юношей. Работа над ценностями

Театрализованные игры в обучении и воспитании детей с различными возможностями. Социальная адаптация детей с ОВЗ

Формирование элементарных норм и правил взаимоотношения ребёнка с взрослыми и сверстниками в ДОУ

Задать вопрос