Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 456 раз

Библиографическое описание:

Шуваева, Т. Ю. Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО / Т. Ю. Шуваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79823/ (дата обращения: 24.12.2024).



Статья посвящена художественно- продуктивной деятельности. Статья раскрывает содержание методического пособия «Мастерская народов мира», по развитию художественно- творческой деятельности дошкольников через нетрадиционные методы, в которой мастер- классы и конспекты непосредственно — образовательной деятельности по художественно — продуктивной деятельности распределены по различным видам традиций народного мастерства и направлены на развитие творческих, эстетических и интеллектуальных способностей дошкольников, к тому же художественно- продуктивная деятельность, хорошо интегрируется с познавательной, социально- коммуникативной, речевой образовательными областями. Автор дает обобщенную характеристику оценке проведенной работы по продуктивной деятельности, предпринята попытка раскрыть основные причины использования художественной деятельности в ДОУ, а также обобщает практический опыт использования продуктивного творчества. Такой взгляд будет интересен специалистам в области образования — всем педагогам ДОУ и родителям дошколят, желающим перестроить образовательную деятельность в работе с детьми. Так же в статье затрагиваются социальные, психофизические и культурные особенности детей в продуктивной деятельности. Раскрываются, так же хорошо, методы позволяющие решить поставленные задачи в продуктивном процессе.

Ключевые слова: художественное творчество, мастерская, творчество дошкольников, художественно- эстетическое развитие.

В настоящее время художественно-эстетическое развитие ребенка является одним из эффективных средств становления духовно-нравственного облика растущего человека, поскольку в основе нравственного и эстетического развития лежит общий психологический механизм к окружающей действительности и художественным образам.

В психолого-педагогическом процессе помимо традиционных методик обучения все чаще используются нетрадиционные. Нетрадиционные методы необходимы для успешной деятельности ребенка. Так вот, методическое пособие «Мастерская народов мира» по художественно- эстетическому развитию вносит новые идеи, формы художественно-продуктивной деятельности с детьми поликультурного содержания. Новизна представленного методического пособия заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров не только в дошкольных учреждениях, но и дома, позволяет построить процесс совместной и самостоятельной деятельности ребенка в новой форме, в которой мастер-классы и конспекты непосредственно-образовательной деятельности по художественно-продуктивной деятельности распределены по различным видам традиций народного мастерства и направлены на развитие творческих, эстетических и интеллектуальных способностей дошкольников, хорошо интегрируется и с другими образовательными областями: «Познавательной», «Речевой», «Социально — коммуникативной».

Использование художественно- продуктивной деятельности в педагогическом процессе, позволит педагогам перестроить образовательную деятельность в детском саду. Перейти от привычных занятий с детьми, к нетрадиционным, совместно- самостоятельным, непосредственно- образовательным, продуктивным деятельностям и формам работы. Мастер- классы и конспекты, разработанные в методическом пособии «Мастерская народов мира» интересны для детей, разнообразны по содержанию. Они включают в себя различные материалы, поверхности, которые способны удовлетворить ребенка в мелкой моторике рук, всесторонне развиваться, вырабатывать познавательный интерес, проявлять речевую активность, креативность, наблюдательность, что способствует формированию творческой личности и социальному развитию ребенка. Выбранные методы для реализации методического пособия «Мастерская народов мира», направленны на развитие продуктивной деятельности, в познавательно- творческом процессе, с учетом возрастных особенностей: «Объяснительно-иллюстративный — объяснение, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с различными материалами; эвристический — создание творческих моделей; проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми; частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога; поисковый — самостоятельное решение проблем».

Эти методы позволяют решить следующие задачи:

  1. Способствовать накоплению у детей познавательно- творческого опыта через практическую продуктивную деятельность.
  2. Формировать у дошкольников творческий интерес к продуктивной деятельности.
  3. Совершенствовать у дошкольников процессы сравнения и синтеза, воображения и памяти.
  4. Развивать умение у детей передавать форму объекта различными средствами, подбирать по форме, размеру, цвету и устойчивости в соответствии с содержанием.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе — в социуме, умение слушать и договариваться, оказывать посильную помощь другим детям;
  6. Развивать психофизические особенности детей.

Для организации, развивающей предметно- пространственной среды в детском саду рекомендовано пополнить «центр творчества» различными материалами- бисер, бусины, масса по изготовлению керамики, нити, шерсть, бумага для декупажа, скрапбукинга, квиллинга, гравюры, рисовая бумага, краски различных видов и многое другое, а также различные образцы. Кроме этого, в детском саду возможно организовать отдельное помещение — «Студию по художественно- продуктивной деятельности» для педагога дополнительного образования в кружковой работе. Продуктивная работа в студии — это творческий мир фантазий, который оснащен различными видами творческих материалов, с образцами деятельности. Образовательное содержание строится по принципу усложнения- от легкого к сложному, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные знания.

Мастер- классы и конспекты, представленные в данном методическом пособии возможны для применения во всех видах деятельности, в непосредственно -образовательной деятельности, в совместно-самостоятельной, в режимных моментах, также в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. В самостоятельной деятельности происходит дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместно-самостоятельном продуктивном творчестве детей и взрослого. Например, на мастер- классе «Кот Василий» педагог познакомила детей старшей группы с рельефом, как видом скульптуры, научились лепить кота из глины на пластине, выполнять рельеф путем налепа, с помощью, скалки, а в совместно-самостоятельной деятельности раскрасили их красками, далее в самостоятельной деятельности дети играют с ними.

Так, к примеру на мастер- классе «Плетение корзинки из лозы» дети познакомились с методами работы построения корзинки из цветной лозы и с помощью разноцветных ротанговых прутьев, бамбуковых палочек для каркаса, клея, деревянного упора собрали дно, стали собирать стенки, далее в совместно-самостоятельной деятельности, доплели стенки корзины и верхний обод, а в самостоятельной деятельности в «Центре семья» обыгрывали её.

«В дошкольном детстве целесообразно приобщать детей к культуре через искусство, так как дошкольники очень чувствительны к эстетической сфере. В устном, музыкальном и декоративно-прикладном народном творчестве отражаются особенности характера народа, его нравственные ценности — представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, самобытности национального этикета, обрядов, праздников, одежды и быта. В искусстве заключен в обобщенном виде общественно исторический опыт многих поколений людей. Оно передает опыт знаний, мысли, чувства, отношения в образной форме» [6]. Так, направления художественно-творческой деятельности методического пособия «Мастерская народов мира» являются:

«Мастера Кубани» (гончарное дело, керамика, изготовление и роспись посуды, барельефов — элементов архитектуры, плетение из лозы);

«Северный сувенир» (вышивка бисером, скульптура малой формы);

«Живописные этюды Китая и Японии» (суми-э — этюды на рисовой бумаге, батик — роспись по ткани);

«Европейский декор» (украшение предметов в стиле: декупаж, скрапбукинг, квиллинг; гравюра);

«Фелтинг» сухое (валяние из шерсти),

«Стеклянная мозаика» (фьюзинг, витраж);

«Африканские ритмы» (изготовление и декор масок, металлопластика);

«Обереги народов мира» (узелковое плетение, миниатюрная скульптура, изготовление и роспись колокольчиков).

Дети включаются в работу творческих объединений по интересам и вышеперечисленным направлениям, где средствами совместного творчества идет освоение новых- нетрадиционных техник исполнения.

«Одним из направлений такого процесса трансформации является художественное воспитание и обучение ребенка, оно тесно связанно с другими формами воспитания, ориентированными, прежде всего, на поиски гармонии, синтеза, единения человека с миром, в котором он обитает» [6].

Успешному решению задач по развитию практической, продуктивной, творческой деятельности способствует совместная работа детского сада с семьей. В рамках недели художественно-продуктивной деятельности родители приняли участие в ряде мастер- классов, в конкурсе семейного продуктивного творчества «Творчество народов мира», в выставке «Север- край загадок».

Опытом работы использования художественного творчества педагоги обмениваются как внутри ДОУ, так и на мероприятиях городского уровня. На научно-практическом семинаре для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, в секции № 2«Художественно- продуктивная деятельность в образовательном процессе детского сада», я выступила на тему: «Нетрадиционные формы художественного творчества в ДОУ».

Результативность проведенной работы показала следующие результаты усвоения детьми методического пособия по художественно- эстетическому развитию: дошкольники эмоционально выполняют художественно- продуктивную работу, осваивают различные виды творческой деятельности, используют продукты деятельности в играх, с помощью педагога создают коллективные сюжетные композиции, различают и называют материалы для работы, понимают их назначение, ориентируются в работе с образцами, исправляют допущенные ошибки.

Художественная- продуктивная деятельность отличается высокой эффективностью и доступностью. Её быстро усваивают педагоги и родители дошкольников. В творческом процессе создается положительная атмосфера между взрослым и ребенком. Наших родителей методическое пособие «Мастерская народов мира» очень заинтересовала. Работа с родителями проходит успешно, они приносят в детский сад, продукты художественной продуктивной деятельности, которые изготавливают дома.

Пособие предназначено воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Аверина Е., Бронштейн М., Горячкин С., Жуковская Н. Народы мира Детская энциклопедия. — Росмен, 2010.
  2. Бондарева Н. А. Кубанские народные ремесла. Информационный материал. Армавир:2004.
  3. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 1.
  4. Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический журнал. Спецвыпуск № 08. — 2013.
  5. Джеки Хаун. Игрушки валяшки. — Контент, 2014.
  6. Золина Р. Е. Методическое пособие для педагогов и родителей «Мастерская народов мира». Краснодар, 2016
  7. Сазонов А. А. Бытовые и ритуальные традиции в протомеотской керамике. XХIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Нальчик. 2000
  8. Курочкина Н. А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством /Библиотека программы «Детство». СПб., 2000.
  9. Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. — АСТ-Пресс Книга, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, методическое пособие, детский сад, ребенок, образовательная деятельность, эстетическое развитие, мастер - классы, самостоятельная деятельность, художественно-продуктивная деятельность, художественное творчество.


Похожие статьи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО

Похожие статьи

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО

Задать вопрос