Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XLV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 28.02.2023

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Кравцова, Л. Н. Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся / Л. Н. Кравцова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 16-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17817/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.

Воспитание из всех святых дел — самое святое.

Святитель Феофан Затворник

Сегодня развитие социальных связей учреждений дополнительного образования с культурными, научными и духовно-просветительскими центрами даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка.

Для повышения профессиональной компетенции педагогов в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания Белгородский областной Дворец детского творчества заключил договоры о сотрудничестве с Белгородской митрополией, образовательно-методическим центром «Преображение», духовно-просветительским Центром «Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и материи их Софии», высшими учебными заведениями города: Белгородским государственным университетом, Белгородским институтом искусств и культуры, Белгородским региональным институтом развития образования.

Это партнёрство предполагает организацию и проведение благотворительных акций, праздничных программ, просветительских мероприятий, экскурсий, творческих конкурсов и фестивалей.

На протяжении ряда лет совершенствуются и конструктивные взаимоотношения педагогов Дворца с родителями обучающихся, строящиеся на идее социального партнёрства.

Наши дети сегодня живут в мощном потоке различной информации, где, к сожалению, разрушаются не только семейные ценности, но и подвергаются поруганию практически все традиционные ценности нашего народа.

Интернет и социальные сети не позволяют оградить ребёнка от пороков современного общества.

В связи с этим стало актуальным разработать проект, направленный на формирование традиционных российских национальных нравственных ценностей.

Для создания и внедрения комплекса мероприятий духовно-нравственной направленности во Дворце с января 2023 года реализуется проект «Воспитание духовно-нравственной и социально ответственной личности «Свет добра и милосердия», с целью увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет в массовые мероприятия духовно-нравственной направленности.

В рамках реализации проекта была создана виртуальная гостиная для детей и родителей «От сердца к сердцу» и размещена на web-странице в социальной сети «Вконтакте». Посетить нашу виртуальную гостиную можно, пройдя по ссылке: https://vk.com/club217958201.

В ходе реализации мероприятий проекта педагоги Дворца успешно осваивают новые формы организации образовательно-воспитательного процесса с использованием дистанционных технологий и онлайн-обучения, разрабатывают и проводят видео-мастер-классы декоративно-прикладного творчества, приуроченные к главным православным праздникам: Рождества Христова и Светлой Пасхи, а также к важным семейным праздникам: Дню матери и Дню защитников Отечества, Дню семьи, любви и верности, в интересной форме знакомят детей с историей православных праздников.

Полученные знания во время мастер-классов ребята осмысливают и реализуют в различных видах творческой деятельности, создавая рисунки, поделки, сувениры к праздникам. Так, к празднику Рождества Христова ребята изготовили «Вифлеемскую звезду», к Сретению — Дню православной молодёжи — «Ангела со свечой», к важным семейным праздникам — «Подарок ко Дню защитника Отечества» и «Подарок для мамы».

В этом учебном году Белгородский областной Дворец детского творчества заключил договор о сотрудничестве с Центром паллиативной медицинской помощи «Изумрудный город» в честь иконы Божией матери Всецарица, с целью оказания помощи в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Предметом договора сторон является сотрудничество в области развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в социальной, культурно-просветительской, образовательной и воспитательной деятельности.

В соответствии с планом управления проектом «Свет добра и милосердия» в январе 2023 года педагоги Дворца организовали и провели благотворительную акцию «Дари добро!», разработали и провели музыкально-игровую программу « Рождественские встречи» для детей и родителей, находящихся в Центре паллиативной медицинской помощи «Изумрудный город».

В ходе мероприятия педагоги Дворца передали администрации Центра гигиенические средства и игрушки для детей.

В рамках праздничного мероприятия были организованы и проведены мастер-классы для детей и родителей по теме: «Рождественский сувенир» (изготовление брелка из кожи и валяние из шерсти).

Яркий мастер-класс по теме: «Мир танца для начинающих» (освоение шагов и основных движений цыганского танца) запомнился всем участникам и подарил атмосферу праздника. В вихре танца кружились и педагоги, и дети, и родители.

Такие встречи значительно обогащают и оставляют яркий след в эмоциональной памяти детей, создают мотивацию к творчеству.

Значимость духовно-нравственного и патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период.

Владимир Путин назвал патриотизм одной из ключевых основ российской государственности, одной из самых важных ценностей российского общества.

«Прежде всего, нужно передать ребятам нравственный, культурный код нашего народа. Исключить любые попытки навязать детям чуждые ценности, извращенное толкование истории», — сказал Президент на встрече с лауреатами и финалистами всероссийского конкурса «Учитель года-2022».

«Беда России в трёх дефицитах: дефицит доверия, дефицит понимания, дефицит смысла», — утверждает Александр Асмолов, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. [1].

Сегодня в связи с новыми вызовами времени, мы используем и новые подходы в воспитании обучающихся.

Современный ребенок, живущий в информационно насыщенном мире, должен обладать нравственно-этическим мировоззрением.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей, то есть, этот системный подход в духовно-нравственном воспитании распространить как в урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях, так и в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование детей реализует огромный воспитательный потенциалисоздаёт возможности для включения детей в интересующие их творческие виды деятельности, в ходе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных, социальных ориентиров.

Сегодня особую важность приобретает социализация взрослеющего человека, под которой понимается приобщение ребёнка к культуре, её ценностям и нормам, что обеспечивает выполнение человеком своих социальных ролей — семьянина, профессионала и гражданина.

Воспитание в дополнительном образовании является, прежде всего, процессом формирования отношения ребёнка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира.

В условиях меняющегося мира система дополнительного образования должна правильно и своевременно реагировать на запросы современного общества, внедряя инновации, но и сохраняя то ценное, что было наработано не одним поколением педагогов.

Ведь отечественная педагогика всегда отличалась гуманистической и духовной направленностью.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский сформулировал идею народности в воспитании, которая основывается на учёте особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся.

Не случайно 2023 год объявлен годом педагога и наставника в честь 200-летия со дня рождения Ушинского.

И как актуальны его идеи сегодня: «Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека» [3].

Эти слова Константина Дмитриевича Ушинского сегодня настолько значимы, что педагоги-практики не перестают обращаться к его наследию.

Инновации и традиции — это два полюса мира образования. Они служат ориентиром в развитии педагогической науки и практики.

В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи и обычаи.

В Белгородском областном Дворце детского творчества есть свои традиции — это «Посвящение в Радужата» обучающихся школы раннего развития «Радуга», творческий конкурс для детей и родителей «Семейный автограф», «Маленькие звёздочки», «Воспитанник Дворца», День здоровья, День матери, праздничные вечера, фестивали.

Общепризнанным является то, что знание становится духовным тогда, когда оно превращается в личностно-значимое событие. Формирование гражданина идёт не на абстрактных понятиях, а на примерах из жизни своих родителей, истории района, истории региона, истории страны.

Краеведческая работа помогает проникнуть вглубь истории, изучить духовные ценности. Традиции и обычаи сопутствовали каждому человеку от рождения до смерти, организуя его социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивают народ.

Однако любая традиция имеет тенденцию к развитию. А развивается она через появление новых подходов, форм, методов и взглядов на тот или иной вопрос, отличных от существовавших ранее.

Так, на протяжении трёх лет во Дворце ведётся целенаправленная работа по созданию виртуального музея «Моя Белгородчина» путём создания медиапроектов.

Результаты краеведческой и исследовательской деятельности систематизируются, формируются экспозиций виртуального музея, расположенного на сайте Дворца.

Духовному просвещению, нравственному и патриотическому воспитанию, сохранению и развитию духовного и культурного наследия Белгородчины способствует участие детей в областных фестивалях и конкурсах, таких как: конкурс исследовательских работ «Память храня», конкурс-игра «Знаток православной культуры», конкурсах медиапроектов «Открывая прошлое, сохраним будущее», «Белгородский сувенир», Пасхальный конкурс-фестиваль «Радость души моей».

Педагоги Белгородского областного Дворца детского творчества имеют большой опыт проведения региональных массовых мероприятий, как в очном, так и дистанционном формате (на электронных цифровых платформах в онлайн-режиме), которые пользуются большой популярностью у детей и родителей.

Пополняется методическая копилка на сайте ГБУДО «БелОДДТ» сборниками сценариев и методических разработок педагогов

Отдел духовно-нравственного воспитания Белгородского областного Дворца детского творчества ежегодно выпускает сборники методических рекомендаций «Благовест» из серии «Святые заступники Руси» в помощь педагогам-практикам по организации мероприятий духовно-нравственной направленности, куда входят разработки учебных занятий, воспитательных мероприятий, сценарии праздников, мастер-классов.

Наше будущее должно строиться на духовных скрепах, и такой скрепой является патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям, нашей культуре.

Это ответственность за свою страну и её будущее. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности.

Как говорил Бердяев Николай Александрович: «Духовность нужна для борьбы, которую ведёт человек в мире. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги» [2, с. 88].

Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу, образовательной и культурной политике.

Педагог обязан учить и воспитывать! Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся реализуется несколькими путями: через приобщение обучающихся к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности, через развитие образно-эмоциональной сферы детей в повседневной жизни.

Возможно, видение мира обостряется в пору глобальных потрясений.

Это ярко отражается в творческих работах обучающихся. Надо проникнуться темой, чтобы создать произведение, постичь глубину образа …

Сегодня обучающиеся творческих коллективов Белгородского областного Дворца детского творчества принимают активное участие в патриотических акциях «Мы вместе», «Письмо солдату».

Ведь быть патриотом — это суть природы и характера российского народа!

Большое воздействие на детей имеют экскурсии в Храм. Дети знакомятся с новым для них миром православной культуры.

Важный вклад в решение актуальных проблем, связанных с сохранением духовных ценностей в нашем обществе и соответствующим просвещением и воспитанием детей, вносят ставшие традиционными в Белгородской области Иоасафовские образовательные чтения. Участие в них — хорошая школа для большого числа педагогов.

Мы считаем, что взаимодействие Дворца и социальных партнёров — это необходимое условие успешности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Литература:

1. Асмолов, Г. В. «Психологическая газета». «Доброе, традиционное и вечное». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psy.su/feed/9446/ — (Дата обращения: 02.02.2023).

2. Бердяев, Н. А. Судьба России. — М.: Мысль, 1990. — С. 78–89

3. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — Т.6. — С. 521–528

Похожие статьи

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов

В статье представлены психолого-педагогические аспекты формирования у студентов культуры здоровья, обоснованы факторы поведения, формирующие ЗОЖ.

Формирование патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольников через реализацию в деятельности ДОУ этнокультурного регионального казачьего компонента

В статье автор делится опытом работы по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность педагогов ДОУ.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Здоровьесохраняющие технологии в организации и содержании образовательного процесса дошкольного учреждения

Материал представляет комплексную систему организации деятельности дошкольного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Здесь представлены основные направления деятельности дошкольного учреждения по здоровьесбережению ...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Похожие статьи

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов

В статье представлены психолого-педагогические аспекты формирования у студентов культуры здоровья, обоснованы факторы поведения, формирующие ЗОЖ.

Формирование патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольников через реализацию в деятельности ДОУ этнокультурного регионального казачьего компонента

В статье автор делится опытом работы по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность педагогов ДОУ.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Здоровьесохраняющие технологии в организации и содержании образовательного процесса дошкольного учреждения

Материал представляет комплексную систему организации деятельности дошкольного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Здесь представлены основные направления деятельности дошкольного учреждения по здоровьесбережению ...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...