Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Титова, С. А. Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования / С. А. Титова, Е. Е. Жаринова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1270/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотрудничества с семьями воспитанников позволяет гуманизировать межличностные отношения всех участников образовательного процесса.

Сотрудничество — это венец человечества.

Ш. А. Амонашвили

Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является его гуманизация. Она подразумевает ориентацию образовательного процесса на становление и развитие сотрудничества детей, педагогов и родителей (законных представителей), основанного на уважении прав каждого человека, сохранение и укрепление здоровья ребенка-дошкольника, а также развития его личностного потенциала.

В последние годы эта проблема приобретает все большую социальную значимость. Прежде всего, это связано с тем, что рождаются «другие» дети, которые растут и развиваются в новых условиях. «Дети эти — мудрые, разносторонне талантливые, проявляют раннее развитие, часть из них обладает необычными способностями. Они открыты и уверены в себе» [1]. Однако, подчеркивает Шалва Александрович Амонашвили, эти дети уязвимы перед грубостью и насилием. «В авторитарной среде, среде равнодушия и непонимания они ломаются, начинают болеть душевно, уходят в себя, впадают в отчаяние» [3]. А, следовательно, для новых детей нужна новая педагогика, которая «… принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой», то есть гуманная педагогика [4].

По мнению Шалвы Александровича необходимо, чтобы «… наши педагогические подходы к Ребёнку, во-первых, были естественными составными нашего образа жизни (они родятся внутри этой жизни); во-вторых, в нас должно быть понимание Ребёнка, его сиюминутного состояния, и должны быть исполнены нами с внутренним призывом к сотрудничеству» [3].

Принимая идеи гуманной педагогики и учитывая требования ФГОС ДО, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида строит свою работу на основе принципа партнерства.

В настоящее время детский сад посещают 84 ребенка с разнообразными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Из них 28 детей (33 %)– это дети — инвалиды.

В детском саду создана особая модель развивающей информационно-образовательной среды «Мир физической культуры и здоровья», которая включает в себя такие компоненты, как:

– бальнеологический комплекс: бассейн, сауна, комната отдыха;

– физкультурный зал;

– зал лечебной физкультуры

– музыкальный зал;

– комната психологической разгрузки;

– тематические познавательные экспозиции в транзитных пространствах.

Все компоненты средовой модели ежедневно способствуют объединению всех участников образовательных отношений (педагоги-дети-родители) в различных видах совместной деятельности.

Педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске новых эффективных форм взаимодействия с семьей. Одной из таких форм, на наш взгляд, является организация детско-родительского клуба «Здоровячок», действующего на базе учреждения с 2014 года.

Целью деятельности детско-родительского клуба является организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса, приобретение практических навыков здорового образа жизни, а также гуманизация и гармонизация межличностных отношений.

На первых заседаниях были разработаны правила, выбраны название — «Здоровячок» и эмблема.

Заседания клуба организуются 1 раз в месяц по 30–40 минут. Они проводятся в различных формах совместной деятельности: проекты, мастер-класс, соревнования, походы, развлечения, «КВН» и т. д. Кроме того, нами используются современные технологии и методы:

 здоровьесбергающие (дыхательная и пальчиковая гимнастики, фитболгимнастика, элементы самомассажа, артикуляционные игры и др.);

 игровые (песочная анимация, подвижные игры, игровые танцевальные упражнения и др.);

 коммуникативные (ИКТ, коммуникативные игры, игры-тренинги и др.)

D:\ИРИНА\Портфель\работа\д.с.67 старшая\здоровячок\DSCN4043.JPGD:\ИРИНА\Портфель\работа\д.с.67 старшая\здоровячок\DSCN3891.JPG

Систематические заседания клуба, активная работа родителей со специалистами показали важность совместных занятий и игр с детьми, т. к. это благотворно влияет не только на их физическое развитие и психическое благополучие, но и позволяет гуманизировать детско-родительские отношения.

Таким образом, детско-родительский клуб — это эффективная форма работы с родителями, опирающаяся на начала гуманного и личностного подхода к ребенку. В этом случае между детским садом и семьей, между педагогами и родителями открываются перспективы для духовной общности. Ведь главная обязанность педагогов, по мнению Ш. А. Амонашвили, не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми. Шалва Александрович считает, что гуманная школа должна быть открытой для родителей, должна стать школой для постижения родителями сути гуманной педагогики. «Пусть родители приходят на уроки в любое для них свободное время группами или в одиночку, пусть они включаются в жизнь детей в школе — пусть руководят кружками, организуют походы и соревнования, встречи, утренники, пусть заботятся, по мере возможностей, о благоустройстве классной комнаты своих детей, и пусть еще родительские собрания превратятся в открытый разговор об опыте семейного воспитания».

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Манифест гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. — http://de.tls.in.ua/page-66.html
  2. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
  3. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амонашвили — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000
  4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили,1995.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, гуманная педагогика, образовательный процесс, совместная деятельность, педагогический коллектив, родитель.

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности

Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи

Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

В статье отражен опыт работы клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Отражены направления работы и достигнутые результаты.

Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО

В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности

В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности

Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи

Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

В статье отражен опыт работы клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Отражены направления работы и достигнутые результаты.

Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО

В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности

В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.

Задать вопрос