Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования
Авторы: Титова Светлана Александровна, Жаринова Елена Евгеньевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 19.09.2016
Статья просмотрена: 285 раз
Библиографическое описание:
Титова, С. А. Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования / С. А. Титова, Е. Е. Жаринова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1270/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотрудничества с семьями воспитанников позволяет гуманизировать межличностные отношения всех участников образовательного процесса.
Сотрудничество — это венец человечества.
Ш. А. Амонашвили
Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является его гуманизация. Она подразумевает ориентацию образовательного процесса на становление и развитие сотрудничества детей, педагогов и родителей (законных представителей), основанного на уважении прав каждого человека, сохранение и укрепление здоровья ребенка-дошкольника, а также развития его личностного потенциала.
В последние годы эта проблема приобретает все большую социальную значимость. Прежде всего, это связано с тем, что рождаются «другие» дети, которые растут и развиваются в новых условиях. «Дети эти — мудрые, разносторонне талантливые, проявляют раннее развитие, часть из них обладает необычными способностями. Они открыты и уверены в себе» [1]. Однако, подчеркивает Шалва Александрович Амонашвили, эти дети уязвимы перед грубостью и насилием. «В авторитарной среде, среде равнодушия и непонимания они ломаются, начинают болеть душевно, уходят в себя, впадают в отчаяние» [3]. А, следовательно, для новых детей нужна новая педагогика, которая «… принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой», то есть гуманная педагогика [4].
По мнению Шалвы Александровича необходимо, чтобы «… наши педагогические подходы к Ребёнку, во-первых, были естественными составными нашего образа жизни (они родятся внутри этой жизни); во-вторых, в нас должно быть понимание Ребёнка, его сиюминутного состояния, и должны быть исполнены нами с внутренним призывом к сотрудничеству» [3].
Принимая идеи гуманной педагогики и учитывая требования ФГОС ДО, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида строит свою работу на основе принципа партнерства.
В настоящее время детский сад посещают 84 ребенка с разнообразными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Из них 28 детей (33 %)– это дети — инвалиды.
В детском саду создана особая модель развивающей информационно-образовательной среды «Мир физической культуры и здоровья», которая включает в себя такие компоненты, как:
– бальнеологический комплекс: бассейн, сауна, комната отдыха;
– физкультурный зал;
– зал лечебной физкультуры
– музыкальный зал;
– комната психологической разгрузки;
– тематические познавательные экспозиции в транзитных пространствах.
Все компоненты средовой модели ежедневно способствуют объединению всех участников образовательных отношений (педагоги-дети-родители) в различных видах совместной деятельности.
Педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске новых эффективных форм взаимодействия с семьей. Одной из таких форм, на наш взгляд, является организация детско-родительского клуба «Здоровячок», действующего на базе учреждения с 2014 года.
Целью деятельности детско-родительского клуба является организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса, приобретение практических навыков здорового образа жизни, а также гуманизация и гармонизация межличностных отношений.
На первых заседаниях были разработаны правила, выбраны название — «Здоровячок» и эмблема.
Заседания клуба организуются 1 раз в месяц по 30–40 минут. Они проводятся в различных формах совместной деятельности: проекты, мастер-класс, соревнования, походы, развлечения, «КВН» и т. д. Кроме того, нами используются современные технологии и методы:
здоровьесбергающие (дыхательная и пальчиковая гимнастики, фитболгимнастика, элементы самомассажа, артикуляционные игры и др.);
игровые (песочная анимация, подвижные игры, игровые танцевальные упражнения и др.);
коммуникативные (ИКТ, коммуникативные игры, игры-тренинги и др.)
Систематические заседания клуба, активная работа родителей со специалистами показали важность совместных занятий и игр с детьми, т. к. это благотворно влияет не только на их физическое развитие и психическое благополучие, но и позволяет гуманизировать детско-родительские отношения.
Таким образом, детско-родительский клуб — это эффективная форма работы с родителями, опирающаяся на начала гуманного и личностного подхода к ребенку. В этом случае между детским садом и семьей, между педагогами и родителями открываются перспективы для духовной общности. Ведь главная обязанность педагогов, по мнению Ш. А. Амонашвили, не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми. Шалва Александрович считает, что гуманная школа должна быть открытой для родителей, должна стать школой для постижения родителями сути гуманной педагогики. «Пусть родители приходят на уроки в любое для них свободное время группами или в одиночку, пусть они включаются в жизнь детей в школе — пусть руководят кружками, организуют походы и соревнования, встречи, утренники, пусть заботятся, по мере возможностей, о благоустройстве классной комнаты своих детей, и пусть еще родительские собрания превратятся в открытый разговор об опыте семейного воспитания».
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Манифест гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. — http://de.tls.in.ua/page-66.html
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
- Амонашвили Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амонашвили — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили,1995.
Похожие статьи
Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности
Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...
Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи
Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...
Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)
В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...
Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников
В статье отражен опыт работы клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Отражены направления работы и достигнутые результаты.
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...
Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ
Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...
Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.
Похожие статьи
Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО посредством проектной деятельности
Данная статья отражает значимость взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. Педагогический процесс ДОО должен проходить в тесном контакте с родителями, это позволит совместно семье и педагогам решать задачи воспита...
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...
Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи
Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...
Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)
В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...
Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников
В статье отражен опыт работы клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Отражены направления работы и достигнутые результаты.
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...
Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ
Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...
Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.