Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Специальные (коррекционные) школы
05.12.2016
2840
Поделиться
Библиографическое описание
Горшкова, Т. В. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Горшкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 126-127. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1701/.


Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Важность включения родителей в обучающий процесс в последнее время приобретает все большее значение в нашей стране. В работах многих исследователей указывается, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка с нарушениями интеллектуального развития предполагает длительную, целенаправленную работу воспитателя по всестороннему и систематическому изучению семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Суть взаимодействия воспитателя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.Это становится возможным при соблюдении ряда условий:

− целенаправленность, систематичность, плановость;

− дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

− установление взаимоотношений доверия, взаимопонимания и принятия между педагогами и родителями.

Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации. Дети, пришедшие, обучаться в школу нуждаются в помощи, обучении бытовым навыкам гораздо больше, чем здоровые. Воспитание такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания, часто-педагогической изобретательности. Воспитатель коррекционного класса, начиная работать с семьёй ребёнка с интеллектуальными нарушениями развития, прежде всего, рассказывает родителям о главнейших принципах коррекционной работы.

Что могут сделать родители?

− В-первых отказаться от гиперопеки. Да, ребенок нуждается в Вашей помощи, но у него должна быть возможность проявить свою самостоятельность. Не нужно пытаться все делать за него. Пусть долго, с большим трудом и не всегда аккуратно он помогает на кухне, кормит рыбок или поливает цветы. Эти простые обязанности, не только тренируют работу мышц, но и дают ребенку чувство значимости, они формируют ответственность.

− Во-вторых, Вы должны помочь ребенку найти альтернативные способы действий — использовать те части тела, которые ребенок может контролировать (набирать текст на клавиатуре носом и т. д.). Главное не зацикливаться на ограничениях, и Вы увидите, как расширяться его возможности.

− В-третьих, как можно больше общайтесь с ним сами. Найдите способ получать ответ от малыша (мимика, рисунок, смайлик, SMS) в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей вашего ребенка. Нужно создать условия, чтобы ребенок имел способ выражать свои мысли, получать ответы на вопросы, удовлетворять свое любопытство.

Самое главное, не ограничивайте, а расширяйте круг общения Вашего ребенка. Приглашайте гостей к себе — если Ваш малыш неуверенно чувствует себя в общении с посторонними, на своей территории он быстрее обретет уверенность. Ходите с ребенком в гости к друзьям и знакомым (если Вы боитесь, возникновения каких-то проблем, проинструктируйте ваших друзей как надо и как не надо общаться).

Недостаток в контактах с окружающими в социальной адаптации малыша поможет преодолеть прогулка. Для начала можно познакомить ребенка с местностью, уточнить расположение различных сооружений на детской площадке, понаблюдать со стороны, как играют другие дети. Дома с игрушками можно проиграть варианты знакомства, а потом подойти и предложить свою помощь детям, которые младше его. Если Вы боитесь возможного отвержения вашего ребенка в подобной ситуации, познакомьтесь с родителями малышей на детской площадке. Ваш ребенок получит навыки общения, а здоровые дети — урок доброты и толерантности.

Вся работа должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

Главными принципами ведения этой работы являются:

− уважительный и демократичный характер отношений педагога с семьёй ребёнка с нарушениями интеллектуального развития;

− учёт индивидуальных особенностей родителей, а также степени интеллектуального нарушения их ребёнка;

− участие в педагогическом просвещении родителей;

− создание условий для посещения родителями занятий с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления, полученных ими знаний в условиях семейного воспитания. Групповые занятия сближают родителей между собой, возникают дружеские, товарищеские связи. Также сближают родителей и детей досуговые мероприятия: проекты, детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными усилиями педагогов и родителей. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и школой. По итогам таких праздников выпускаются коллажи, листовки, альбомы с фотографиями. В ходе таких встреч обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей, возможности проведения семейного отдыха.

Одной из главных задач воспитателя — способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ — гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации и социализации детей в обществе.

Литература:

  1. Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании — 2008. — № 4 (17), октябрь-декабрь — С. 81–86.
  2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы — СПб.: Речь, 2005. — 150 с.
  3. Савина Е. А. и др. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. — Москва — Владос — 2008. — 223 с.
  4. Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // научно-методический журнал «Вопросы психологии» — 2002. — № 6 — С. 15–23.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный