Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 24.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Ловчагина, Е. Ю. Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Е. Ю. Ловчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114588/ (дата обращения: 28.06.2024).



В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.

Динамичность и информационная насыщенность современного российского общества диктует новые реалии в образовании. С целью повышения качества образования и создания благоприятных условий для развития личности становится необходимостью активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Современное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи основано на сотрудничестве, которое включает совместное определение целей, распределение ролей и ресурсов, в соответствии с возможностями каждого участника образовательного процесса.

Использование современных форм коммуникации, проектного метода и нетрадиционных методов взаимодействия с родителями- являются эффективными способами укрепления взаимодействия и повышения результативности образовательного процесса. Открытость дошкольного учреждения и заинтересованность родителей в совместной деятельности способствуют укреплению детско-родительских отношений и признанию приоритета семейного воспитания.

Сотрудничество с семьей, включение родителей в образовательный процесс, повышение их компетентности в вопросах образования, охраны здоровья и психолого-педагогической поддержки, являются основными задачами педагога дошкольного образования, как представителя дошкольной образовательной организации. С целью выявления удовлетворённости родителей качеством условий, созданных образовательными организациями, для реализации образовательных программ, был проведён опрос. Исходя из данных независимой оценки качества образования родителями / законными представителями воспитанников, можно сделать вывод об эффективном взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьями. Подавляющее большинство родителей удовлетворены на 100 % условиями предоставления информации и осуществления образовательной деятельности, доброжелательностью и вежливостью персонала Детского сада, а также доступностью для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Со стороны администрации МДОУ созданы максимально комфортные условия для воспитанников и родителей (законных представителей детей).

Для выявления уровня взаимодействия педагогов детского сада с родителями воспитанников старших групп, в количестве 34 респондентов, было проведено анкетирование, анализ которого показал, что средний показатель удовлетворённости составил 78 %.

Исходя из того, что родители и педагоги по-разному понимают сущность воспитания и образования детей, возникают разные требования по отношению к ребёнку, а то и вовсе отстранённость от воспитания и обучения, в рамках констатирующего эксперимента был проведён опрос по выявлению особенностей родительского отношения к детям.

Опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, имеющий своей целью определение родительских отношений в вопросах воспитания и общения с детьми, показал:

по первой шкале «Принятие — отвержение», в группе из 34 респондентов, 24 % — с выраженным положительным отношением к ребенку. Взрослые стараются принимать ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно времени. Но 76 % респондентов испытывают противоречивые чувства к ребёнку, склонны видеть его неприспособленным, не верят в его будущее, низко оценивают способности. Резко выраженного «отвержения» ребёнка родителями, когда ребёнок воспринимается плохим, неудачливым, небольшого ума- не выявлено.

Шкала «кооперация» определяет социально желательный образ родительского отношения к ребёнку. Из 34 респондентов выявлено 28 опрошенных (82 %), проявляющих искренний интерес к увлечениям ребёнка, высоко оценивающих способности ребенка, поощряющих самостоятельность и инициативу ребенка, старающихся быть с ним на равных. Выявлены 18 % родителей, проявляющие интерес к ребёнку по- требованию третьей стороны и/или по- необходимости, подавляющие инициативу и самостоятельность ребёнка, не всегда доверяющие ребёнку и, в случае конфликта, принимающие сторону оппонента, не старающиеся понять и принять точку зрения собственного ребёнка.

Шкала «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. Выявлено 53 % респондентов, стремящихся к симбиотическим отношениям. Эти родители стремятся оградить ребёнка от любых неприятностей и трудностей, удовлетворить любую возникающую потребность ребёнка, предвосхитить любую деятельность. Как правило эти родители чрезмерно тревожны, их чувства обостряются, если ребёнок хочет проявить самостоятельность. По статистическим данным имеются 18 % респондентов, напротив, увеличивающие психологическую дистанцию с ребёнком, стремящиеся к побуждению ребёнка к самостоятельности. Выявлены 29 % опрошенных, устанавливающие разумную психологическую дистанцию с ребёнком, поощряющие самостоятельность и поддерживающие в трудные моменты. Эти родители не ограждают детей от трудностей, а помогают им их преодолеть, обогащая жизненный опыт и формируя умение самостоятельно справляться с трудностями в будущем.

Высокие баллы по шкале «контроль» набрали 18 % респондентов. Эти родители ведут себя авторитарно по отношению к ребёнку, требуют безоговорочного послушания и выполнения всех требований, устанавливают строгие дисциплинарные рамки, часто навязывая свою волю ребёнку. «Авторитарная гиперсоциализация» родителя не позволяет ему встать на сторону ребёнка и учитывать его точку зрения. Любое проявление воли ребёнка строго подавляется, родитель чётко следит за индивидуальными особенностями, мыслями, чувствами и привычками ребёнка. Низкие тестовые баллы набрали 29 % испытуемых, что говорит о практическом отсутствии контроля со стороны взрослого за действиями и деятельностью ребёнка, что также негативно сказывается на его развитии и воспитании.

Наилучший вариант педагогического взаимодействия родителя с ребёнком достигли 53 % респондентов. Эта группа респондентов установила разумные дисциплинарные рамки в поведении и деятельности детей, эффективно контролирует и, при необходимости, учитывает точку зрения ребёнка. В данном случае дети имеют возможность проявления собственной воли, высказывания своего мнения и проявления чувств, что наилучшим образом сказывается на развитии ребёнка как личности и субъекта деятельности.

Шкала «маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителями. В данном исследовании респонденты 100 % считают, что неудачи детей носят временный и случайный характер. Взрослые серьёзно относятся к мыслям, чувствам и увлечениям детей, видят и осознают их реальный возраст, не инфантилизируют ребёнка, не приписывают ему личную и социальную несостоятельность.

Анализ данных показал, что среднее значение положительной оценки родительских отношений составило 58 %.

Для проведения эксперимента, призванного подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что педагогическое взаимодействие с родителями положительно влияет на внутрисемейное взаимодействие с детьми, были выбраны две группы респондентов, находящихся в схожих условиях. Дети посещают одно дошкольное учреждение, одного возраста. В контрольной группе постоянно менялся педагогический состав и только в настоящее время закреплён постоянный педагог, экспериментальная группа — вновь созданная и педагогический состав для детей и родителей также незнаком.

С целью повышения эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса был проведён формирующий эксперимент. В экспериментальной группе был проведён ряд мероприятий, включающий в себя два тренинга для родителей по взаимодействию с детским садом и взаимодействию родителей с детьми. Первый тренинг имел своей целью выявление трудностей родителей при общении с детьми и педагогами, совместное определение задач воспитания и развития в семье и Детском саду. Второй тренинг имел целью распространение передового семейного опыта в области развития и воспитания детей.

С целью исследования зависимости педагогического влияния воспитателей на родителей и подтверждения гипотезы о взаимном влиянии на детско- родительские отношения, после серии тренингов в экспериментальной группе, в обеих группах респондентов был проведён повторный опрос на оценку родительского отношения, который показал, что в экспериментальной группе среднее значение положительной оценки родительских отношений увеличилось с 63 % до 87 %, в контрольной группе этот же показатель остался прежним и составил 54 %.

Для подтверждения /опровержения гипотезы о влиянии взаимодействия педагогов на взаимодействие родителей с детьми использовался критерий Уилкоксона. Данный критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. В данном случае измерялись показатели взаимодействия родителей с детьми до проведённой серии тренингов и после.

Результат: коэффициент T Эмп = 1

Таким образом, полученное эмпирическое значение Т эмп находится в зоне значимости, следовательно, гипотеза о взаимном влиянии педагогов на родителей и родителей на детей подтверждается.

Результат исследования показал, что для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса необходимы новые, практико- ориентированные методы сотрудничества. Активизация родителей, включённость в воспитательно- образовательный процесс в Детском саду, единство требований образовательного учреждения и семьи, открытость учреждения и комфортность условий, ведут к созданию благоприятной образовательной среды, позволяют совершенствовать профессиональные компетенции педагога и эффективно организовывать образовательный процесс.

Литература:

  1. Программа тренинговых занятий. Эффективное взаимодействие родителей с детьми. /авт.- сост. Т. Л. Золотарёва. — Воронеж, 2015. — 46 с.
  2. Варга, А. Я. Методика диагностики родительского отношения / А. Я. Варга, В. В. Столина. — Текст : электронный // Мультиурок : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/files/metodika-diagnostiki-roditelskogo-otnosheniia-a-ia.html (дата обращения: 24.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, родитель, Детский сад, ребенок, родительское отношение, экспериментальная группа, группа респондентов, отношение, респондент, дошкольное образовательное учреждение.


Похожие статьи

Задать вопрос