В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, народные праздники, воспитательный процесс, младшие школьники, субъект деятельности, традиционные ценности.
На сегодняшний день перед педагогами образовательных организаций стоит серьезная задача — воспитание полноценной личности, адаптированной к современным реалиям, действующей в соответствии с нормами морали и нравственными принципами, которая умеет брать на себя ответственность. Учителя начальной школы также осознают важность своей работы, ведь им необходимо создать условия для формирования нравственного самосознания и богатого духовного мира учеников, сформировав прочную базу для дальнейшего их развития и совершенствования. Также Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [3] предъявляет требования к личностным результатам освоения программы, выделяя направление духовно-нравственного развития. В процессе планирования и организации воспитательного процесса педагог может использовать большое многообразие форм, методов и приемов работы с учениками, мы в свою очередь предлагаем выбрать такое интересное средство воспитания как народные праздники. Актуальность данной темы заключается в том, что, используя народные праздники, учитель может сделать процесс педагогического взаимодействия занимательным для младших школьников, которые познакомятся с историей, культурой и обычаями народов, это в свою очередь поспособствует обогащению их внутреннего мира, формированию жизненных ценностей и развитию нравственных качеств.
Народный праздник — неотъемлемая часть жизни любого народа, хранящая память об истории, ценностях и идеалах, которая становилась и продолжает оставаться поводом для объединения людей и возможностью обратить внимание на важные вещи и значимые явления. В нем заключается нравственность, духовный мир и мораль любого народа, которая учит добру и взаимопомощи, формирует ценность семьи, дружбы, Родины, природы, честности, любви, труда, объединяет людей и показывает, как важны уважительные отношения между людьми. Поэтому народные праздники имеют большой потенциал в воспитательном процессе.
В процессе знакомства с народным праздником, в подготовке к нему или празднования изучается история народа и страны в целом, черты быта и вероисповедания, традиции и обряды, а помимо этого с духовно-нравственной точки зрения формируется уважение к особенностям образа жизни народа, их обычаям и ценностям, важно развивать в детях толерантность к индивидуальности человека. Также воспитывается патриотизм, любовь к стране, народу, уважение к его истории, формируется чувство гордости за принадлежность к народности, и ощущение единения с людьми и восприятие себя как члена общности. С помощью педагога младшие школьники могут познакомиться с культурой народов, узнать орнаменты, костюмы, песни, танцы, фольклорные произведения позволят не только расширить кругозор, но и воспитывать чувство прекрасного, видеть взаимосвязь жизни и искусства.
Кроме того, в процессе использования народного праздника как средства воспитания, ученики попадают в атмосферу, создается праздничный настрой, который заинтересовывает детей, ведь праздники — это всегда веселье, смех и радость. Младшие школьники сами или с помощью взрослых становятся субъектами деятельности при подготовке атрибутики, костюмов, при заучивании стихотворений, поговорок, песен, танцев. Помимо того, что дети знакомятся с историй праздника, его сутью и в последствие перенимают данный опыт, ценности и обогащают свой духовный мир, они также в процессе самой деятельности закрепляют нормы поведения в команде, учатся работать сообща и принимать согласованные решения, принимают участие в конкурсе в соответствие с правилами игры, помогают сверстникам.
Нами была проделана опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному развитию младших школьников посредством народных праздников. Исследовательская работа проходила в общеобразовательной школе города Елабуга в 4 классе в двух группах по 15 человек. Для определения уровня нравственной воспитанности было выбрано две следующие методики: «Что такое хорошо и что такое плохо» (Г. М. Фридман) и диагностика отношения к жизненным ценностям (Т. А. Фалькович).
При анализе исходных результатов по методике «Что такое хорошо и что такое плохо» было выявлено, что в экспериментальной группе большинство обладает средним уровнем нравственных представлений (10 детей — 67 % от общего числа группы) и 5 учеников высоким в то время, как количество детей в контрольной группе с высоким преобладает — 8 человек. Результаты диагностики отношения к жизненным ценностям показали, что в экспериментальной группе 4 ученика обладают высоким уровнем представлений о нравственных ценностях, 9 — средним и 2 ребенка уровнем ниже среднего, в то время как в контрольной группе одна третья часть (5 школьников) — это ученики с высоким уровнем представлений о жизненных ценностях, 10 со средним уровнем. Результаты методики Т. А. Фалькович представлены в виде диаграммы (Рис. 1.)
Рис. 1. Сравнение результатов диагностики отношения к жизненным ценностям в экспериментальной и контрольной группах
Для того, чтобы поднять уровень нравственности у младших школьников в экспериментальной группе мы разработали тематический план посредством народных праздников по духовно-нравственному развитию учеников. Он включает в себя 6 мероприятий, которые проводятся в различных формах и смогут заинтересовать учеников, содержание главным образом определяет традиционные ценности Российской Федерации, такие как семья, Родина, дружба, добро, природа.
Цель тематического плана «В мире народных праздников: путешествие в традиции и обычаи» — приобщение детей к народным календарным праздникам и обрядам для создание условий для развития полноценной, активной и ответственной личности и гражданина России, знающего основы морали, поддерживающего традиционные ценности своей Родины, а также уважительно и толерантно относящийся к представителям народностей и их культуре. Он включил в себя следующие мероприятия: викторина «Масленичный разгуляй: весёлый праздник проводов зимы»; игра «Навруз — праздник солнца и добра»; мастер-класс «Праздник тюльпанов: путешествие в Калмыкию»; спортивное соревнование «Праздник первой борозды — весна в горах»; классный час «Манкун: Великий день для чувашского народа. Акаяшка — праздник плуга у удмуртского народа»; квест «Агавайрем — праздник плуга и урожая у марийского народа. Тундонь ильтямо Чи — мордовские проводы весны».
Занятия проходили весело и интересно для школьников, с точки зрения воспитания довольно продуктивно, ученики включались в ход мероприятий, демонстрировали свои знания, участвовали в играх и конкурсах и с удовольствием соревновались. Все занятия проходили по плану, цель и задачи были достигнуты. После реализации тематического плана мы провели повторную диагностику, были отмечены изменения в результатах экспериментальной группы. По методике Г. М. Фридмана в экспериментальной группе было отмечено, что у 8 учеников положительные изменения, они набрали на 1–3 балла больше, чем при проведении первой диагностики. У трех учеников уровень нравственных представлений поднялся до высокого, результаты улучшились на 20 %. Также и в диагностике отношения к жизненным ценностям были отмечены положительные изменения. Было выявлено 7 учеников с высоким уровнем представлений о нравственных ценностях, что на 20 % больше, чем исходный результат, а также остался только один ученик с уровнем ниже среднего. На примере опытно-экспериментальной работы можно отметить, что в процессе знакомства с народными праздниками в начальной школе возможно реализовать духовно-нравственное развитие личности младших школьников и достичь хороших результатов воспитательного процесса.
Таким образом, народные праздники можно оценить по достоинству и для педагога это прекрасная возможность организовать воспитательный процесс для младших школьников, который будет для них интересен, незабываемым и оставит только положительные впечатления о школьных буднях. Посредством народного праздника учитель сможет достичь одной из важнейших поставленных обществом и обновленным ФГОС начального общего образования перед ним целей — духовно-нравственное развитие и становление личности ребенка, которое сложно представить без обращения к историческим началам, культурному опыту народа.
Литература:
- Бронштейн М. М. Народы России: Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия / М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская, М. Д. Каракетов. — М.: Росмэн-Пресс, 2008. — 103 с.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М.Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. — 23 с.
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) — информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/. (дата обращения — 12.04.2024 г.) — Текст: электронный.