Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 21.03.2016

Статья просмотрена: 2287 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова, Т. П. Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 618-623. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27358/ (дата обращения: 22.12.2024).



В современной отечественной педагогике XXI в. содержание понятия «патриотизм» кардинальных изменений не претерпело. Так, А. С. Козлова, высказывая свою точку зрения, пишет: «Патриотизм — это любовь к Родине, к ее природе, людям. Культуре, к своему дому».

Воспитание в детях патриотизма к своей Родине сложная проблема в педагогике вообще и в дошкольной в частности. Несмотря на сложность, связанную, прежде всего, с самим понятием патриотизма, в отечественной дошкольной педагогике патриотическое воспитание всегда занимало одно из ведущих мест [1].

Проблема патриотизма нашло свое отражение и в некоторых современных программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «От рождения до школы», «Детство», «Я — человек» и др.

Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения с ранних лет востребовано всегда, актуально оно и в наши дни.

Педагоги всех времен, в т. ч. и в наши дни, уверенно говорят, что патриотизм (любовь к Родине, своему дому, природе) берет свое начало в семье, в родном доме. Данной проблемой занимались В. А. Сухомлинский, М. Рубцова, С. А. Козлова, Л. Ф. Островская, которые отмечали, что на формирование патриотических чувств детей оказывает сильное влияние использование в воспитательной работе произведений народного творчества, русские народные праздники. Сущность данного аспекта направлена ознакомление дошкольников с традициями, обычаями и культурой своего народа [2].

Из всего вышесказанного мы определены основные направления в нашем исследовании с детьми пяти-шести летнего возраста:формировать любовь к Родине, своему народу, традициям, обычаям. Познакомить детей с русским народным промыслом и играми.

На основании этого, на первом этапе нашей работы, мы определили уровень представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР детский сад «Аленушка» п. Усть-Абакан. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей составляли экспериментальную группу, 20 детей — контрольную группу. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня знаний, умений и навыков по формированию представлений о русских народных традициях. Цель, оценка знаний дошкольников о традициях русской народной культуры, проводился на основе диагностической методики М. Д. Маханевой и О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Анализ результатов, показал, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах дети старшего дошкольного возраста имеют выраженный средний уровень представления о русских народных традициях.

На основании этого, мы наметили ряд мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными праздниками и их традициям.

Нами был составлен план мероприятий, который представлен в таблице 1

Таблица 1

Рабочий план мероприятий по ознакомлению детей с русскими народными праздниками

Название

Краткое содержание

Сроки

Фольклорные праздники: Медовый Спас

Яблочный Спас

Рябинник

Знакомство детей с обычаями и традициями проведения календарных праздников

Яблочный Спас, Медовый Спас, Рябинник.

Август

Сентябрь

Осенины на Руси

Познакомить дошкольников с осенними обрядами, традициями проведения праздника «Осенины» в старорусские времена народными песнями, играми, танцами, старинными приметами осени, элементами народного календаря, осенними явлениями природы, прививать любовь и уважительное отношение к традициям старины.

Октябрь

Развлечение

«Покров»

Беседа воспитателя о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы

Октябрь

Кузьминки — об осени одни поминки.

Знакомство детей с особенностями проведения праздника «Кузьма и Демьян», его приметах и обрядах

Ноябрь

Новый год у ворот

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках для родных, составление письма Деду Морозу, проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями), составление рассказов на тему «Новогодние традиции нашей семьи», акция «Покормим птиц» (вместе с родителями).

Декабрь

Развлечение

Зимние Святки

Знакомство детей с традициями проведения рождественских праздников, колядки, «На Рождественских посиделках»

Январь

Богатыри земли русской

Театрализованное представление, конкурс рисунков, коллаж, знакомство с былинами, легендами. Викторина.

Февраль

Широкая Масленица

Знакомство с обрядами и традициями встречи Масленицы, коллективное изготовление чучела Масленицы, хороводы и игры. Театрализованное представление Масленица

Март

Сороки — птички весне поют заклички

Знакомство детей с народным праздником весны. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Загадывание загадок. Разучивание весенних закличек

Март

Куклы наших бабушек

Беседы о традициях русского народного рукоделия. Конкурс-выставка поделок.

Март

Пасхальные вести

Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели — Красной горки.

Беседы о празднике Пасха, раскрашивание яиц, игры с яйцами, изготовление пасхальных открыток.

Апрель

Нет в мире краше — Родины нашей

Конкурсно-развлекательная программа с родителями, знакомство с пословицами и поговорками о Родине, семье, дружбе.

Апрель

Конкурсно — игровая программа

«Русские узоры»

Знакомство с традициями в быту: русский народный костюм, посуда. Выставка аппликаций «Гжель», «Палехские узоры», раскрашек «Хохломская роспись на ложках». Конкурс-выставка на лучшее украшение детьми и родителями поделок русским орнаментом. Викторина «Промыслы России».

Апрель

Развлечение

«Троица»

Беседа о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «проводов русалок»

Май

Конкурсно — игровая программа

«Самовар кипит — уходить не велит»

Знакомство детей с традициями русского чаепития, хлебопечения, русского гостеприимства Знакомство с пословицами и поговорками. Традиции проведения хороводов и русских народных

Май

Семейный праздник

«Красен обед пирогами, река — берегами, а семья — традициями»

Укрепление семейных отношений через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением.

Май

Кроме праздников проводились конкурсы, игры, викторины, беседы, выставки.

IMG_1831

Рис. 1. Праздник «Яблочный Спас»

DSC07310

Рис. 2. Рождественские посиделки

DSC07005

Рис. 3. Театрализованное представление «Богатыри земли русской»

Для мероприятия «Самовар кипит — уходить не велит», цель знакомство детей с историко-культурной традицией русского народа. Кроме чаепития и сервировки стола, были использованы беседа, загадки, поговорки, рисование, игра, хоровод, чтение художественной литературы: «Забавы вокруг печки» И. Морозова; творческая деятельность: рисование угощений, игра «Сложи салфеточку». Также была организована работа с родителями, они должны были дома провести с ребенком беседу о правилах чаепития и гостеприимства и подобрать пословицы и поговорки по этой тематике.

Цель праздника «Широкая Масленица» — побуждение детей радоваться пробуждению природы, провожать зиму, петь весенние песни. В рамках этого мероприятия были использованы следующие формы работы с детьми: разучивание песен, коллективное изготовление чучела, аппликация «Тарелка с блинчиками», чтение художественной литературы. Родители совместно с детьми приготовили блины на праздник, а также помогали воспитателю в изготовлении чучела и пошива костюмов. Некоторые из них были главными героями в празднике.

H:\Хачевой\P1050286.JPG

Рис. 4. Знакомство с традициями и обрядами проведения праздника «Масленица»

G:\Чудо - масленица 2.JPG

Рис. 5. Праздник «Широкая Масленица»

IMG_1538

Рис. 6. Семейный праздник

«Красен обед — пирогами, река — берегами, а семья — традициями»

Рис. 7. Конкурс-выставка «Куклы наших бабушек»

Содержание всех проведенных мероприятий способствовало расширению знаний о русской народной культуре: дети познакомились с семейными традициями, узнали о русских народных промыслах, об особенностях русских праздников, русских народных игр, познакомились с особенностями русского характера (через знакомство с былинными героями); узнали пословицы и поговорки, характеризующие национальную культуру русского народа.

После проведенной работы мы отметили, что постепенно сведения о родной стране у детей расширяются, такая форма работы с детьми приемлема и эффективна.

Подводя итоги, хочется отметить главное — зародить в душе ребенка великое чувство гордости за свою Родину, страну, за свой народ.

Литература:

  1. Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Абакан, 20 ноября 2015г.) /отв. ред. Я. В. Макарчук. — Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015. — 238 с.
  2. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире /С. А. Козлова //Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9
Основные термины (генерируются автоматически): знакомство детей, ребенок, традиция, праздник, старший дошкольный возраст, игра, русская народная культура, русский, театрализованное представление, игровая программа.


Похожие статьи

Тувинские праздники как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Семейные спортивные праздники как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Художественное слово как средство восприятия музыкального образа у детей старшего дошкольного возраста

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки

Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Похожие статьи

Тувинские праздники как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Семейные спортивные праздники как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Художественное слово как средство восприятия музыкального образа у детей старшего дошкольного возраста

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки

Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Задать вопрос