В современной отечественной педагогике XXI в. содержание понятия «патриотизм» кардинальных изменений не претерпело. Так, А. С. Козлова, высказывая свою точку зрения, пишет: «Патриотизм — это любовь к Родине, к ее природе, людям. Культуре, к своему дому».
Воспитание в детях патриотизма к своей Родине сложная проблема в педагогике вообще и в дошкольной в частности. Несмотря на сложность, связанную, прежде всего, с самим понятием патриотизма, в отечественной дошкольной педагогике патриотическое воспитание всегда занимало одно из ведущих мест [1].
Проблема патриотизма нашло свое отражение и в некоторых современных программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «От рождения до школы», «Детство», «Я — человек» и др.
Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения с ранних лет востребовано всегда, актуально оно и в наши дни.
Педагоги всех времен, в т. ч. и в наши дни, уверенно говорят, что патриотизм (любовь к Родине, своему дому, природе) берет свое начало в семье, в родном доме. Данной проблемой занимались В. А. Сухомлинский, М. Рубцова, С. А. Козлова, Л. Ф. Островская, которые отмечали, что на формирование патриотических чувств детей оказывает сильное влияние использование в воспитательной работе произведений народного творчества, русские народные праздники. Сущность данного аспекта направлена ознакомление дошкольников с традициями, обычаями и культурой своего народа [2].
Из всего вышесказанного мы определены основные направления в нашем исследовании с детьми пяти-шести летнего возраста:формировать любовь к Родине, своему народу, традициям, обычаям. Познакомить детей с русским народным промыслом и играми.
На основании этого, на первом этапе нашей работы, мы определили уровень представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР детский сад «Аленушка» п. Усть-Абакан. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей составляли экспериментальную группу, 20 детей — контрольную группу. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня знаний, умений и навыков по формированию представлений о русских народных традициях. Цель, оценка знаний дошкольников о традициях русской народной культуры, проводился на основе диагностической методики М. Д. Маханевой и О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Анализ результатов, показал, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах дети старшего дошкольного возраста имеют выраженный средний уровень представления о русских народных традициях.
На основании этого, мы наметили ряд мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными праздниками и их традициям.
Нами был составлен план мероприятий, который представлен в таблице 1
Таблица 1
Рабочий план мероприятий по ознакомлению детей с русскими народными праздниками
Название |
Краткое содержание |
Сроки |
Фольклорные праздники: Медовый Спас Яблочный Спас Рябинник |
Знакомство детей с обычаями и традициями проведения календарных праздников Яблочный Спас, Медовый Спас, Рябинник. |
Август Сентябрь |
Осенины на Руси |
Познакомить дошкольников с осенними обрядами, традициями проведения праздника «Осенины» в старорусские времена народными песнями, играми, танцами, старинными приметами осени, элементами народного календаря, осенними явлениями природы, прививать любовь и уважительное отношение к традициям старины. |
Октябрь |
Развлечение «Покров» |
Беседа воспитателя о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы |
Октябрь |
Кузьминки — об осени одни поминки. |
Знакомство детей с особенностями проведения праздника «Кузьма и Демьян», его приметах и обрядах |
Ноябрь |
Новый год у ворот |
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках для родных, составление письма Деду Морозу, проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями), составление рассказов на тему «Новогодние традиции нашей семьи», акция «Покормим птиц» (вместе с родителями). |
Декабрь |
Развлечение Зимние Святки |
Знакомство детей с традициями проведения рождественских праздников, колядки, «На Рождественских посиделках» |
Январь |
Богатыри земли русской |
Театрализованное представление, конкурс рисунков, коллаж, знакомство с былинами, легендами. Викторина. |
Февраль |
Широкая Масленица |
Знакомство с обрядами и традициями встречи Масленицы, коллективное изготовление чучела Масленицы, хороводы и игры. Театрализованное представление Масленица |
Март |
Сороки — птички весне поют заклички |
Знакомство детей с народным праздником весны. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Загадывание загадок. Разучивание весенних закличек |
Март |
Куклы наших бабушек |
Беседы о традициях русского народного рукоделия. Конкурс-выставка поделок. |
Март |
Пасхальные вести |
Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели — Красной горки. Беседы о празднике Пасха, раскрашивание яиц, игры с яйцами, изготовление пасхальных открыток. |
Апрель |
Нет в мире краше — Родины нашей |
Конкурсно-развлекательная программа с родителями, знакомство с пословицами и поговорками о Родине, семье, дружбе. |
Апрель |
Конкурсно — игровая программа «Русские узоры» |
Знакомство с традициями в быту: русский народный костюм, посуда. Выставка аппликаций «Гжель», «Палехские узоры», раскрашек «Хохломская роспись на ложках». Конкурс-выставка на лучшее украшение детьми и родителями поделок русским орнаментом. Викторина «Промыслы России». |
Апрель |
Развлечение «Троица» |
Беседа о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «проводов русалок» |
Май |
Конкурсно — игровая программа «Самовар кипит — уходить не велит» |
Знакомство детей с традициями русского чаепития, хлебопечения, русского гостеприимства Знакомство с пословицами и поговорками. Традиции проведения хороводов и русских народных |
Май |
Семейный праздник «Красен обед пирогами, река — берегами, а семья — традициями» |
Укрепление семейных отношений через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением. |
Май |
Кроме праздников проводились конкурсы, игры, викторины, беседы, выставки.
Рис. 1. Праздник «Яблочный Спас»
Рис. 2. Рождественские посиделки
Рис. 3. Театрализованное представление «Богатыри земли русской»
Для мероприятия «Самовар кипит — уходить не велит», цель знакомство детей с историко-культурной традицией русского народа. Кроме чаепития и сервировки стола, были использованы беседа, загадки, поговорки, рисование, игра, хоровод, чтение художественной литературы: «Забавы вокруг печки» И. Морозова; творческая деятельность: рисование угощений, игра «Сложи салфеточку». Также была организована работа с родителями, они должны были дома провести с ребенком беседу о правилах чаепития и гостеприимства и подобрать пословицы и поговорки по этой тематике.
Цель праздника «Широкая Масленица» — побуждение детей радоваться пробуждению природы, провожать зиму, петь весенние песни. В рамках этого мероприятия были использованы следующие формы работы с детьми: разучивание песен, коллективное изготовление чучела, аппликация «Тарелка с блинчиками», чтение художественной литературы. Родители совместно с детьми приготовили блины на праздник, а также помогали воспитателю в изготовлении чучела и пошива костюмов. Некоторые из них были главными героями в празднике.
Рис. 4. Знакомство с традициями и обрядами проведения праздника «Масленица»
Рис. 5. Праздник «Широкая Масленица»
Рис. 6. Семейный праздник
«Красен обед — пирогами, река — берегами, а семья — традициями»
Рис. 7. Конкурс-выставка «Куклы наших бабушек»
Содержание всех проведенных мероприятий способствовало расширению знаний о русской народной культуре: дети познакомились с семейными традициями, узнали о русских народных промыслах, об особенностях русских праздников, русских народных игр, познакомились с особенностями русского характера (через знакомство с былинными героями); узнали пословицы и поговорки, характеризующие национальную культуру русского народа.
После проведенной работы мы отметили, что постепенно сведения о родной стране у детей расширяются, такая форма работы с детьми приемлема и эффективна.
Подводя итоги, хочется отметить главное — зародить в душе ребенка великое чувство гордости за свою Родину, страну, за свой народ.
Литература:
- Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Абакан, 20 ноября 2015г.) /отв. ред. Я. В. Макарчук. — Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015. — 238 с.
- Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире /С. А. Козлова //Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9